№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Формы контроля,измерителя | Домашнее задание | Дата |
предметные | метапредметные | личностные | план | факт |
Учимся наблюдать и копим впечатления (11часов) |
1 | Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения. Поход в "Музейный дом": А.Герасимов "После дождя" | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Изучение нового | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать с толковым словарем | Выразительное чтение | Выучить стихотворение наизусть | 01.09 | 01.09 |
2. | Красота природы в произведениях. Юрий Коваль "Берёзовый пирожок" Поход в "Музейный дом": М.Шагал "Окно в сад" | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем; работать с картиной | Ответы на вопросы | Подготовить чтения рассказа по ролям | 06.09 | 06.09 |
3. | Владимир Маяковский "Тучкины штучки" С.Козлов "Мимо белого яблока луны…" С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражениясобственного отношения | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Изучение нового | находить в тексте сравнения; составлять предложения, используя прием сравнения | Чтение наизусть | Выучить стихотворение наизусть | 08.09 | 13.09 |
4. | Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…" Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст") Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; Коммуникативные: - находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Комбинированный | находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной | Проверка читательской компетентности | Выразительно читать изученные произведения | 12.09 | 12.09 |
5. | Н. Матвеева "Гуси на снегу" Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку ЁсаБусона Использование выразительных средств:интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: - работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; работать с толковым словарем; работать с иллюстрацией; находить в тексте повторы | Выразительное чтение | Выразительно читать стихотворение | 15.09 | 15.09 |
6. | С. Козлов "Сентябрь" С. Козлов "Как оттенить тишину". Поход в "Музейный дом":Рисунок В.Попкова "С санками" | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражениясобственного отношения | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью Коммуникативные: - использовать речь для регуляции своего действия. | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Комбинированный | анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев | Чтение по ролям | Ответить на вопросы в р.т. стр.11-12 №5 | 20.09 | 20.09 |
7. | Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад» В.Берестов "Первый листопад", В.Лунин "Идем в лучах зари" Поход в "МД": рисунок Винсента Ван Гога "Лодки в море у Сен - Мари" | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Регулятивные: - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; Коммуникативные: - использовать речь для регуляции своего действия. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Комбинированный | делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с толковым словарем; читать по цепочке; объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса | Выразительное чтение | Выучить любой отрывок стихотворения и нарисовать иллюстрацию | 22.09 | 22.09 |
8. | Записная книжка Кости Погодина. Подготовка к использованию приёма олицетворения в своём сочинении | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Регулятивные: - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Практическая работа | анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке | Выразительное чтение | сочинить свою историю | 27.09 | 27.09 |
9. | Вн.чт. Стихи В.Лунина «Ливень», В.Берестова «Отражение», «Урок листопада» | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Практическая работа | анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке | Выразительное чтение | Составить рассказ по картине Г.Захарова «Десять минут после дождя» | 29.09 | 29.09 |
10. | Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе). В.Берестов «Большой мороз», «Плащ». Поход в МД :В Ван Гог «Ботинки» | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Изучение нового | произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы | Чтение наизусть | Выразительно читать стих стр.48-49 | 06.10 | 06.10 |
11. | С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать" Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Регулятивные: - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: - работать с несколькими источниками информации. Коммуникативные: - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Изучение нового | работать с толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение | Пересказ текста по плану | Подготовить рассказ по картине В. Поленова «Заросший пруд» | 11.10 | 11.10 |
Постигаем секреты сравнения( 6часов ) |
12. | Сказка индейцев Северной Америки "Откуда пошли болезни и лекарства". Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук" Характеристика героя сказки(положительный или отрицательный). Описание героя. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; - работать с несколькими источниками информации Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Изучение нового | Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы | Пересказ текста по плану | Читать сказки по ролям. Нарисовать иллюстрации к сказкам. | 13.10 | 13.10 |
13. | Венгерская сказка "Два жадных медвежонка" . Корейская сказка "Как барсук и куница судились" | Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Обобщение изученного | Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы | Выразительное чтение | Читать сказки по ролям. РТ с.20-22 №10 | 18.10 | 18.10 |
14. | Индийская сказка "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка". «Хитрый шакал». Произведения устного народного творчества русского и других народов России. Большие формы устного народного творчества:сказки, былины. | Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Обобщение изученного | Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы | Выразительное чтение | пересказать одну сказку | 20.10 | 20.10 |
15. | Вн.чт. Сказки разных народов. Индийская сказка «О Радже и птичке» Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха". Шведская сказка «По заслугам и расчет» | Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Обобщение изученного | особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история. пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений | Выразительное чтение | пересказать одну сказку | 25.10 | 25.10 |
16. | Бурятская сказка "Снег и заяц" Хакасская сказка "Как птицы царя выбирали" Правила речевого общения. Вежливость –первое правило общения. | Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Обобщение изученного | понятие «лента времени»; о развитии сказки о животных во времени. Анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться по ленте времени; доказывать свой ответ | Пересказ текста по плану | Пересказать сказку «Снег и заяц», РТ стр.19-20 №9 | 27.10 | 27.10 |
17. | Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки». Обобщение по разделу. Проверочная работа. | Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Обобщение изученного | особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история. пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений | Пересказ текста по плану | Повторить пройденный материал | 01.11 | 01.11 |
Пытаемся понять, почему люди фантазируют(9часов ) |
18. | Новелла Матвеева "Картофельные олени" | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного) | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Изучение нового | Понятия «фантазия», «фантазер». доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение | Чтение наизусть | Выразительно читать стих | 10.11 | 10.11 |
19. | Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки". Слушание прозаических произведений:основной сюжет, главные герои.. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражениясобственного отношения | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Комбинированный | работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика | Пересказ текста по плану | Прочитать отрывок из произведения и ответить на вопросы стр.106 -108 | 15.11 | 15.11 |
20. | Татьяна Пономарёва "Автобус" "В шкафу" Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отличаются литературные жанры. определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героев; определять жанр произведения | Выразительное чтение | РТ стр.32033 №14 | 17.11 | 17.11 |
21. | Эмма Мошковская "Вода в колодце", «Мотылек», «Осенняя вода». Поход в «Музейный дом» П.Филонов «Нарвские ворота» | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Регулятивные: - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - работать с текстом: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Комбинированный | в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). работать с иллюстрациями; с толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов | Пересказ текста по плану | Прочитать стихи «Нужен он…», «Когда я уезжаю» | 22.11 | 22.11 |
22. | Борис Житков "Как я ловил человечков" Восприятие учебного текста:цель, осмысление системы заданий. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражениясобственного отношения | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах информацию Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | что самые обычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей. анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов | Пересказ текста по плану | Пересказать вторую часть рассказа | 24.11 | 24.11 |
23. | Борис Житков "Как я ловил человечков" Текст и набор предложений. Художественный текст. | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Комбинированный | понятия «наблюдательность», «изобретательность». различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя | Выразительное чтение | Перечитать произведение и соотнести иллюстрации с текстом | 29.11 | 29.11 |
24. | Вн.чт. Фантастические рассказы | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Комбинированный | понятия «наблюдательность», «изобретательность». различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя | Выразительное чтение | Прочитать фантастический рассказ и пересказать | 01.12 | |
25. | Тим Собакин "Игра в птиц", «Самая большая драгоценность» Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе. | | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Изучение нового | работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора | Пересказ текста по плану | Прочитать рассказ и озаглавить части | 06.12 | |
26. | Константин Бальмонт "Гномы". Поход в МД: В.Кандинский «Двое на лошади». Слушаем музыку С.Прокофьева «Мимолетности №1». Обобщение по теме. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Комбинированный | Понимает изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость | Чтение наизусть | Прочитать стих выразительно | 08.12 | |
Учимся любить(7часов) |
27. | Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды" "Лето в чайнике" Заголовок в тексте. Антиципация заголовка: предположение , о чём будет рассказываться в данном тексте. | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного) | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - работать с текстом, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). работать с толковым словарем; анализировать героев Т. Пономаревой; определять жанр произведения; находить в тексте самое главное предложение; ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией | Выразительное чтение | Составить рассказ по картине А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре» | 13.12 | |
28. | Мария Вайсман "Лучший друг медуз", «Приставочка моя любименькая» Определение главной мысли высказывания на заданную тему. Выразительное средство языка для высказывания.. Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим. | Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Комбинированный | анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения | Пересказ текста по плану | РТ стр.42-43№20 | 15.12 | |
29. | Александр Куприн "Слон" Тема текста. Определение темы текста (оживотных, о природе, о детях, о войне, о людях) | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Изучение нового | работать с толковым словарем; находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев | Пересказ текста по плану | Составить краткий пересказ с опорой на план | 20.12 | |
30. | Александр Куприн "Слон" Главная мысль текста. Обсуждение главной мысли произведения. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев | Пересказ текста по плану | РТ стр.45 №22 | 22.12 | |
31. | Вн.чт. В.Драгунский «Кот в сапогах». Проверочная работа. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Комбинированный | ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев | Пересказ текста по плану | Подобрать народные пословицы, подходящие к этому произведению | 27.12 | |
32. | Константин Паустовский "Заячьи лапы" Работа с текстом | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Изучение нового | работать с толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение; анализировать внутренний мир героев произведения; определять жанр | Выразительное чтение | Читать художественную литературу | 12.01 | |
33. | Сергей Козлов "Если меня совсем нет" Поход в МД: О.Ренуар «Портрет Жанны Самари» Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации(то, о чём хотел рассказать автор)Определение главной мысли произведения(что самое главное хотел сказать автор) | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Комбинированный | понятие «диалог». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией | Выразительное чтение | Читать сказку С.Козлова «Звуки и голоса» | 17.01 | |
Набираемся житейской мудрости(7часов) |
34. | Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка"«Соловей и ястреб» | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Изучение нового | жанр басни; понятия «повествование», «мораль». пользоваться этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне | Выразительное чтение | РТ стр.3-4 №1 | 19.01 | |
35. | Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев" | Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Комбинированный | Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль | Выразительное чтение | Выразительно читать басни | 24.01 | |
36. | Лента времени. Пословицы. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. | Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | Иметь наглядно-образное представление о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, | Ответы на вопросы | Перечитать басни выразительно, нарисовать рисунки | 26.01 | |
37. | Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Чтение наизусть стихотворений. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей. использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов | Чтение наизусть | Выучить басню наизусть | 31.01 | |
38. | Эзоп «Лисица и виноград» Иван Крылов «Лисица и виноград» Лента времени. Бродячие басенные истории | Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Обобщение изученного | понятие «обстоятельства». Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных. сравнивать две басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией | Чтение наизусть | РТ стр.6-7 №3 | 02.02 | |
39. | Басни Крылова «Квартет», «Лебедь, щука и рак», «Зеркало и обезьяна», «Ворона в павлиньих перьях». | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Изучение нового | Иметь представление что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени | Выразительное чтение | Прочитать басню «Волк и журавль» | 07.02 | |
40. | Вн.чт. Русские бытовые сказки. «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан» Жанры произведений: сказки. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия(сюжетная линия текста) | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Обобщение изученного | ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев | Выразительное чтение | Пересказать одну сказку | 09.02 | |
Продолжаем разгадывать секреты смешного(9часов) |
41. | Леонид Каминский "Сочинение" Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительное средство языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим. | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Комбинированный | объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; ориентироваться в тексте | Выразительное чтение | РТ стр.11-13 №8 | 14.02 | |
42. | Ирина Пивоварова "Сочинение" Определение темы своего высказывания(то, о чём бы я хотел рассказать).Определение главной мысли высказывания. Выразительные средства языка для письменного высказывания. Типы высказываний: текст-рассуждение, текст-повествование, текст-описание. | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - работать с несколькими источниками информации Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | делить текст на смысловые части; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты | Выразительное чтение | Читать и отвечать на вопросы стр.51-54 | 16.02 | |
43. | Марина Бородицкая "На контрольной" Лев Яковлев "Для Лены" Михаил Яснов "Подходящий угол" Структура письменного высказывания. Устное сочинение в форме рассказа, отзыва. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Изучение нового | анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть | Чтение наизусть | Выучить одно стихотворение | 21.02 | |
44. | Надежда Тэффи "Преступник" Составление плана текста. Определение главной мысли текста. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста. | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Изучение нового | работать с толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте | Выразительное чтение | РТ стр.22 №12 | 28.02 | |
45. | Н.Носов «Мишкина каша» Пересказ текста. Краткий или сжатый пересказ текста. Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов фрагмента. Слова, выражения текста для устного высказывания. Сокращение текста. | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Изучение нового | работать с толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте | Выразительное чтение | Составить синквейн про Колю | 02.03 | |
46. | Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти" Стихи Григория Остера "Вредные советы" Татьяна Пономарёва "Помощь" | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Изучение нового | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Выразительное чтение | Прочитать другие вредные советы | 07.03 | |
47. | Вн.чт.О.Кургузов «Мальчик – папа», С.Махотин «Самый маленький» | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Изучение нового | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Выразительное чтение | Прочитать сказку А.Иванова«КакХома картины собирал» | 14.03 | |
48. | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства(тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Чтение по ролям. | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Регулятивные: - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Изучение нового | анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешногов литературном произведении | Пересказ текста по плану | Пересказать отрывок | 16.03 | |
49. | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило". Проверочная работа по разделу | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Комбинированный | анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении | Пересказ текста по плану | РТ стр.25 №14 | 21.03 | |
Как рождается герой(9часов) |
50. | Как рождается герой. Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди" Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей для инсценирования. Выразительные средства(мимика, жесты, интонация)для инсценирования. Инсценирование. | Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом. определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские | Пересказ текста по плану | Придумать сказку | 04.04 | |
51. | Юнна Мориц "Жора Кошкин" Борис Заходер "История гусеницы"(начало) | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного) | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом. определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские | Выразительное чтение | Выразительно читать стих | 06.04 | |
52. | Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение) Определение фрагмента для устного словесного рисования. Слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента. Презентация фрагмента. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Обобщение изученного | анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста | Пересказ текста по плану | Пересказать отрывок по плану | 11.04 | |
53. | Леонид Яхнин "Лесные жуки". Михаил Яснов"Гусеница – Бабочке. «Мы и птицы» Поход в МД : С.Жуковский «Плотина» | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста | Выразительное чтение | Выразительно читать стих стр. 110 | 13.04 | |
54. | Вн.чт. Сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане» Рассказ по иллюстрации к тексту. Анализ иллюстрации. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов текста для рассказа по иллюстрации, составление рассказа. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражениясобственного отношения | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Пересказ текста по плану | Пересказать сказку | 18.04 | |
55. | Л.Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Пересказ текста по плану | Прочитать сказку по ролям | 20.04 | |
56. | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражениясобственного отношения | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | понятия «герой рассказа», «пейзажное описание», «описание-натюрморт». делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравни- тельный анализ характеров героев | Выразительное чтение | Написать мини сочинение «Подвиг Темы» | 25.04 | |
57. | Леонид Пантелеев "Честное слово". Поход в МД: З.Серебрякова «За обедом», О.Ренуар «Девочка с лейкой, В.Серов «Портрет Микки Морозова» Отражение в устном сочинении темы прочитанного произведения(то, о чём хотел сказать автор).Определение главной мысли произведения(что главное хотел сказать автор). | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | работать с толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа | Выразительное чтение | Перечитать произведение и отвечать на вопросы | 27.04 | |
58. | Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" («Детство Валежникова»). Поход в МД: картина А.Мещерского «У лесного озера» Определение темы и главной мысли устного высказывания. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация устного сочинения. | Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями | Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Изучение нового | работать с толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение | Выразительное чтение | РТ стр.35 №17 | 02.05 | |
Сравниваем прошлое и настоящее(12часов) |
59. | Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова) | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного) | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Практическая работа | Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). | Ответы на вопросы | РТ стр. 40-41 | 04.05 | |
60. | Промежуточная аттестация. Читательская компетентность. | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Изучение нового | анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения; высказывать свое мнение; ориентироваться в тексте | Выразительное чтение | Пересказать историю от лица няни | 11.05 | |
61. | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики места действия, самого напряжённого момента в развитии действия, времени действия героев произведения, начала действия. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Комбинированный | определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения | Выразительное чтение | Прочитать рассказ Ю.Коваля «Под соснами» | 16.05 | |
62. | Александр Пушкин "Цветок". Поход в МД:В.Боровиковский «Портрет Безбородко с дочерьми», З.Серебрякова «Автопортрет с дочерьми» | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного) | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках | Чтение наизусть | Выучить стих | 18.05 | |
63. | Вн.чт. К.Паустовский «Стальное колечко» | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Пересказ текста по плану | Пересказать последнюю часть произведения | 23.05 | |
64. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Комбинированный | пользоваться толковым словарем; предполагать возраст героев; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения | Пересказ текста по плану | Перечитать отрывок стр.160-165 и ответить на вопросы | 25.05 | |
65. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев в развитии. Выборочный пересказ текста. Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств. Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Комбинированный | анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться в тексте | Пересказ текста по плану | Пересказать события от лица Чука | 30.05 | |
66. | Вн.чт. Постоянство в природе и чувствах людей. Обобщение по теме «Сравниваем прошлое и настоящее». Проверочная работа . | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Ответы на вопросы | Повторить пройденный материал | | |
67. | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Ответы на вопросы | Повторить пройденный материал | | |
68. | Повторение. Экскурсия в библиотеку. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Ответы на вопросы | Повторить пройденный материал | | |
69. | Повторение пройденного за учебный год. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Ответы на вопросы | Повторить пройденный материал | |
|
70. | Обобщающий урок. Задания на лето. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Ответы на вопросы | Читать художественную литературу | | |