Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» в 3 классе составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (ФГОС), на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской «Литературное чтение», утвержденной МО РФ, М.Просвещение 2011г., используется учебник «Литературное чтение» Н.А.Чуракова для 3 класса. Часть 1-2. М.: Академкнига/Учебник 2013г , вошедший в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными (базовыми) ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине,
Ценность свободы, чести и достоинства гак основа современных принципов и правил межличностных отношений
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
На реализацию программы по литературному чтению в учебном плане МОУ Кадетская школа – интернат предусмотрено 270 часов ( 2 часа в неделю ): 3 класс 70 часов
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• свободно ориентироваться в содержании учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить специально выделенных разделах нужную информацию;
• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются).
Большое воспитательное значение имеет объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению ответственности учащихся за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость.
Учащимся предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках литературного чтения проверяются: 1) пересказывать текст подробно и сжато; 2)·определять тему и главную мысль текста; 3) делить тексты на смысловые части, составлять план текста; 4)участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста; 5) речевые умения.
В 3 классе проводятся две проверочные работы: на первое полугодие и на учебный год (Приложение)
Критерии оценивания различных видов работ: пятибалльная система.
. Итоговая комплексная работа на основе единого текста, 3 класс / Чуракова Н.А - М.:Академкнига/Учебник. 2013
1.Стандарты второго поколения .Примерные программы по учебным предметам. Ч.1 М. «Просвещение»2010
2. Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 3 класс : метод. пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Борисенкова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2013
3.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа». Часть 1 / сост. Р.Г.Чуракова, - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г.
экспозиционный экран.
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт;
Планирование составлено на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение», утверждённой Минобрнауки РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
– Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3 класс : учебник / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2013;
– Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 3 класс : хрестоматия / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2013;
– Малаховская, О. В. Литературное чтение. 3 класс : тетрадь для самостоятельной работы / О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Формы контроля,измерителя | Домашнее задание | Дата |
предметные | метапредметные | личностные | план | факт |
Учимся наблюдать и копим впечатления (11часов) |
1 | Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения. Поход в "Музейный дом": А.Герасимов "После дождя" | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Изучение нового | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать с толковым словарем | Выразительное чтение | Выучить стихотворение наизусть | 01.09 | 01.09 |
2. | Красота природы в произведениях. Юрий Коваль "Берёзовый пирожок" Поход в "Музейный дом": М.Шагал "Окно в сад" | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем; работать с картиной | Ответы на вопросы | Подготовить чтения рассказа по ролям | 06.09 | 06.09 |
3. | Владимир Маяковский "Тучкины штучки" С.Козлов "Мимо белого яблока луны…" С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражениясобственного отношения | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Изучение нового | находить в тексте сравнения; составлять предложения, используя прием сравнения | Чтение наизусть | Выучить стихотворение наизусть | 08.09 | 13.09 |
4. | Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…" Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст") Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; Коммуникативные: - находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Комбинированный | находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной | Проверка читательской компетентности | Выразительно читать изученные произведения | 12.09 | 12.09 |
5. | Н. Матвеева "Гуси на снегу" Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку ЁсаБусона Использование выразительных средств:интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: - работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; работать с толковым словарем; работать с иллюстрацией; находить в тексте повторы | Выразительное чтение | Выразительно читать стихотворение | 15.09 | 15.09 |
6. | С. Козлов "Сентябрь" С. Козлов "Как оттенить тишину". Поход в "Музейный дом":Рисунок В.Попкова "С санками" | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражениясобственного отношения | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью Коммуникативные: - использовать речь для регуляции своего действия. | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Комбинированный | анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев | Чтение по ролям | Ответить на вопросы в р.т. стр.11-12 №5 | 20.09 | 20.09 |
7. | Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад» В.Берестов "Первый листопад", В.Лунин "Идем в лучах зари" Поход в "МД": рисунок Винсента Ван Гога "Лодки в море у Сен - Мари" | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Регулятивные: - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; Коммуникативные: - использовать речь для регуляции своего действия. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Комбинированный | делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с толковым словарем; читать по цепочке; объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса | Выразительное чтение | Выучить любой отрывок стихотворения и нарисовать иллюстрацию | 22.09 | 22.09 |
8. | Записная книжка Кости Погодина. Подготовка к использованию приёма олицетворения в своём сочинении | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Регулятивные: - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Практическая работа | анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке | Выразительное чтение | сочинить свою историю | 27.09 | 27.09 |
9. | Вн.чт. Стихи В.Лунина «Ливень», В.Берестова «Отражение», «Урок листопада» | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Практическая работа | анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке | Выразительное чтение | Составить рассказ по картине Г.Захарова «Десять минут после дождя» | 29.09 | 29.09 |
10. | Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе). В.Берестов «Большой мороз», «Плащ». Поход в МД :В Ван Гог «Ботинки» | Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст) | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Изучение нового | произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы | Чтение наизусть | Выразительно читать стих стр.48-49 | 06.10 | 06.10 |
11. | С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать" Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Регулятивные: - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: - работать с несколькими источниками информации. Коммуникативные: - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Изучение нового | работать с толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение | Пересказ текста по плану | Подготовить рассказ по картине В. Поленова «Заросший пруд» | 11.10 | 11.10 |
Постигаем секреты сравнения( 6часов ) |
12. | Сказка индейцев Северной Америки "Откуда пошли болезни и лекарства". Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук" Характеристика героя сказки(положительный или отрицательный). Описание героя. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; - работать с несколькими источниками информации Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Изучение нового | Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы | Пересказ текста по плану | Читать сказки по ролям. Нарисовать иллюстрации к сказкам. | 13.10 | 13.10 |
13. | Венгерская сказка "Два жадных медвежонка" . Корейская сказка "Как барсук и куница судились" | Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Обобщение изученного | Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы | Выразительное чтение | Читать сказки по ролям. РТ с.20-22 №10 | 18.10 | 18.10 |
14. | Индийская сказка "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка". «Хитрый шакал». Произведения устного народного творчества русского и других народов России. Большие формы устного народного творчества:сказки, былины. | Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Обобщение изученного | Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы | Выразительное чтение | пересказать одну сказку | 20.10 | 20.10 |
15. | Вн.чт. Сказки разных народов. Индийская сказка «О Радже и птичке» Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха". Шведская сказка «По заслугам и расчет» | Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Обобщение изученного | особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история. пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений | Выразительное чтение | пересказать одну сказку | 25.10 | 25.10 |
16. | Бурятская сказка "Снег и заяц" Хакасская сказка "Как птицы царя выбирали" Правила речевого общения. Вежливость –первое правило общения. | Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Обобщение изученного | понятие «лента времени»; о развитии сказки о животных во времени. Анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться по ленте времени; доказывать свой ответ | Пересказ текста по плану | Пересказать сказку «Снег и заяц», РТ стр.19-20 №9 | 27.10 | 27.10 |
17. | Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки». Обобщение по разделу. Проверочная работа. | Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Обобщение изученного | особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история. пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений | Пересказ текста по плану | Повторить пройденный материал | 01.11 | 01.11 |
Пытаемся понять, почему люди фантазируют(9часов ) |
18. | Новелла Матвеева "Картофельные олени" | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного) | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Изучение нового | Понятия «фантазия», «фантазер». доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение | Чтение наизусть | Выразительно читать стих | 10.11 | 10.11 |
19. | Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки". Слушание прозаических произведений:основной сюжет, главные герои.. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражениясобственного отношения | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Комбинированный | работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика | Пересказ текста по плану | Прочитать отрывок из произведения и ответить на вопросы стр.106 -108 | 15.11 | 15.11 |
20. | Татьяна Пономарёва "Автобус" "В шкафу" Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отличаются литературные жанры. определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героев; определять жанр произведения | Выразительное чтение | РТ стр.32033 №14 | 17.11 | 17.11 |
21. | Эмма Мошковская "Вода в колодце", «Мотылек», «Осенняя вода». Поход в «Музейный дом» П.Филонов «Нарвские ворота» | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Регулятивные: - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - работать с текстом: выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Комбинированный | в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). работать с иллюстрациями; с толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов | Пересказ текста по плану | Прочитать стихи «Нужен он…», «Когда я уезжаю» | 22.11 | 22.11 |
22. | Борис Житков "Как я ловил человечков" Восприятие учебного текста:цель, осмысление системы заданий. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражениясобственного отношения | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах информацию Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | что самые обычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей. анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов | Пересказ текста по плану | Пересказать вторую часть рассказа | 24.11 | 24.11 |
23. | Борис Житков "Как я ловил человечков" Текст и набор предложений. Художественный текст. | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Комбинированный | понятия «наблюдательность», «изобретательность». различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя | Выразительное чтение | Перечитать произведение и соотнести иллюстрации с текстом | 29.11 | 29.11 |
24. | Вн.чт. Фантастические рассказы | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Комбинированный | понятия «наблюдательность», «изобретательность». различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя | Выразительное чтение | Прочитать фантастический рассказ и пересказать | 01.12 | |
25. | Тим Собакин "Игра в птиц", «Самая большая драгоценность» Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе. | | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Изучение нового | работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора | Пересказ текста по плану | Прочитать рассказ и озаглавить части | 06.12 | |
26. | Константин Бальмонт "Гномы". Поход в МД: В.Кандинский «Двое на лошади». Слушаем музыку С.Прокофьева «Мимолетности №1». Обобщение по теме. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Комбинированный | Понимает изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость | Чтение наизусть | Прочитать стих выразительно | 08.12 | |
Учимся любить(7часов) |
27. | Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды" "Лето в чайнике" Заголовок в тексте. Антиципация заголовка: предположение , о чём будет рассказываться в данном тексте. | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного) | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - работать с текстом, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). работать с толковым словарем; анализировать героев Т. Пономаревой; определять жанр произведения; находить в тексте самое главное предложение; ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией | Выразительное чтение | Составить рассказ по картине А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре» | 13.12 | |
28. | Мария Вайсман "Лучший друг медуз", «Приставочка моя любименькая» Определение главной мысли высказывания на заданную тему. Выразительное средство языка для высказывания.. Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим. | Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Комбинированный | анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения | Пересказ текста по плану | РТ стр.42-43№20 | 15.12 | |
29. | Александр Куприн "Слон" Тема текста. Определение темы текста (оживотных, о природе, о детях, о войне, о людях) | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Изучение нового | работать с толковым словарем; находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев | Пересказ текста по плану | Составить краткий пересказ с опорой на план | 20.12 | |
30. | Александр Куприн "Слон" Главная мысль текста. Обсуждение главной мысли произведения. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев | Пересказ текста по плану | РТ стр.45 №22 | 22.12 | |
31. | Вн.чт. В.Драгунский «Кот в сапогах». Проверочная работа. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Комбинированный | ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев | Пересказ текста по плану | Подобрать народные пословицы, подходящие к этому произведению | 27.12 | |
32. | Константин Паустовский "Заячьи лапы" Работа с текстом | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Изучение нового | работать с толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение; анализировать внутренний мир героев произведения; определять жанр | Выразительное чтение | Читать художественную литературу | 12.01 | |
33. | Сергей Козлов "Если меня совсем нет" Поход в МД: О.Ренуар «Портрет Жанны Самари» Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации(то, о чём хотел рассказать автор)Определение главной мысли произведения(что самое главное хотел сказать автор) | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Комбинированный | понятие «диалог». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией | Выразительное чтение | Читать сказку С.Козлова «Звуки и голоса» | 17.01 | |
Набираемся житейской мудрости(7часов) |
34. | Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка"«Соловей и ястреб» | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Изучение нового | жанр басни; понятия «повествование», «мораль». пользоваться этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне | Выразительное чтение | РТ стр.3-4 №1 | 19.01 | |
35. | Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев" | Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Комбинированный | Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль | Выразительное чтение | Выразительно читать басни | 24.01 | |
36. | Лента времени. Пословицы. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. | Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | Иметь наглядно-образное представление о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, | Ответы на вопросы | Перечитать басни выразительно, нарисовать рисунки | 26.01 | |
37. | Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Чтение наизусть стихотворений. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей. использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов | Чтение наизусть | Выучить басню наизусть | 31.01 | |
38. | Эзоп «Лисица и виноград» Иван Крылов «Лисица и виноград» Лента времени. Бродячие басенные истории | Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Обобщение изученного | понятие «обстоятельства». Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных. сравнивать две басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией | Чтение наизусть | РТ стр.6-7 №3 | 02.02 | |
39. | Басни Крылова «Квартет», «Лебедь, щука и рак», «Зеркало и обезьяна», «Ворона в павлиньих перьях». | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Изучение нового | Иметь представление что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени | Выразительное чтение | Прочитать басню «Волк и журавль» | 07.02 | |
40. | Вн.чт. Русские бытовые сказки. «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан» Жанры произведений: сказки. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия(сюжетная линия текста) | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Обобщение изученного | ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев | Выразительное чтение | Пересказать одну сказку | 09.02 | |
Продолжаем разгадывать секреты смешного(9часов) |
41. | Леонид Каминский "Сочинение" Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительное средство языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим. | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Комбинированный | объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; ориентироваться в тексте | Выразительное чтение | РТ стр.11-13 №8 | 14.02 | |
42. | Ирина Пивоварова "Сочинение" Определение темы своего высказывания(то, о чём бы я хотел рассказать).Определение главной мысли высказывания. Выразительные средства языка для письменного высказывания. Типы высказываний: текст-рассуждение, текст-повествование, текст-описание. | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - работать с несколькими источниками информации Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | делить текст на смысловые части; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты | Выразительное чтение | Читать и отвечать на вопросы стр.51-54 | 16.02 | |
43. | Марина Бородицкая "На контрольной" Лев Яковлев "Для Лены" Михаил Яснов "Подходящий угол" Структура письменного высказывания. Устное сочинение в форме рассказа, отзыва. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Изучение нового | анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть | Чтение наизусть | Выучить одно стихотворение | 21.02 | |
44. | Надежда Тэффи "Преступник" Составление плана текста. Определение главной мысли текста. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста. | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Изучение нового | работать с толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте | Выразительное чтение | РТ стр.22 №12 | 28.02 | |
45. | Н.Носов «Мишкина каша» Пересказ текста. Краткий или сжатый пересказ текста. Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов фрагмента. Слова, выражения текста для устного высказывания. Сокращение текста. | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Изучение нового | работать с толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте | Выразительное чтение | Составить синквейн про Колю | 02.03 | |
46. | Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти" Стихи Григория Остера "Вредные советы" Татьяна Пономарёва "Помощь" | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Изучение нового | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Выразительное чтение | Прочитать другие вредные советы | 07.03 | |
47. | Вн.чт.О.Кургузов «Мальчик – папа», С.Махотин «Самый маленький» | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Изучение нового | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Выразительное чтение | Прочитать сказку А.Иванова«КакХома картины собирал» | 14.03 | |
48. | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства(тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Чтение по ролям. | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Регулятивные: - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Познавательные: - работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Изучение нового | анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешногов литературном произведении | Пересказ текста по плану | Пересказать отрывок | 16.03 | |
49. | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило". Проверочная работа по разделу | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Комбинированный | анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении | Пересказ текста по плану | РТ стр.25 №14 | 21.03 | |
Как рождается герой(9часов) |
50. | Как рождается герой. Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди" Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей для инсценирования. Выразительные средства(мимика, жесты, интонация)для инсценирования. Инсценирование. | Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом. определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские | Пересказ текста по плану | Придумать сказку | 04.04 | |
51. | Юнна Мориц "Жора Кошкин" Борис Заходер "История гусеницы"(начало) | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного) | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом. определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские | Выразительное чтение | Выразительно читать стих | 06.04 | |
52. | Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение) Определение фрагмента для устного словесного рисования. Слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента. Презентация фрагмента. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Обобщение изученного | анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста | Пересказ текста по плану | Пересказать отрывок по плану | 11.04 | |
53. | Леонид Яхнин "Лесные жуки". Михаил Яснов"Гусеница – Бабочке. «Мы и птицы» Поход в МД : С.Жуковский «Плотина» | Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов | Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста | Выразительное чтение | Выразительно читать стих стр. 110 | 13.04 | |
54. | Вн.чт. Сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане» Рассказ по иллюстрации к тексту. Анализ иллюстрации. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов текста для рассказа по иллюстрации, составление рассказа. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражениясобственного отношения | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Пересказ текста по плану | Пересказать сказку | 18.04 | |
55. | Л.Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Пересказ текста по плану | Прочитать сказку по ролям | 20.04 | |
56. | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражениясобственного отношения | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | понятия «герой рассказа», «пейзажное описание», «описание-натюрморт». делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравни- тельный анализ характеров героев | Выразительное чтение | Написать мини сочинение «Подвиг Темы» | 25.04 | |
57. | Леонид Пантелеев "Честное слово". Поход в МД: З.Серебрякова «За обедом», О.Ренуар «Девочка с лейкой, В.Серов «Портрет Микки Морозова» Отражение в устном сочинении темы прочитанного произведения(то, о чём хотел сказать автор).Определение главной мысли произведения(что главное хотел сказать автор). | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | работать с толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа | Выразительное чтение | Перечитать произведение и отвечать на вопросы | 27.04 | |
58. | Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" («Детство Валежникова»). Поход в МД: картина А.Мещерского «У лесного озера» Определение темы и главной мысли устного высказывания. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация устного сочинения. | Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; самостоятельно работать со словарями | Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Изучение нового | работать с толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение | Выразительное чтение | РТ стр.35 №17 | 02.05 | |
Сравниваем прошлое и настоящее(12часов) |
59. | Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова) | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного) | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Практическая работа | Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). | Ответы на вопросы | РТ стр. 40-41 | 04.05 | |
60. | Промежуточная аттестация. Читательская компетентность. | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования | Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Изучение нового | анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения; высказывать свое мнение; ориентироваться в тексте | Выразительное чтение | Пересказать историю от лица няни | 11.05 | |
61. | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Пересказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики места действия, самого напряжённого момента в развитии действия, времени действия героев произведения, начала действия. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Комбинированный | определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения | Выразительное чтение | Прочитать рассказ Ю.Коваля «Под соснами» | 16.05 | |
62. | Александр Пушкин "Цветок". Поход в МД:В.Боровиковский «Портрет Безбородко с дочерьми», З.Серебрякова «Автопортрет с дочерьми» | Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного) | Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Комбинированный | анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках | Чтение наизусть | Выучить стих | 18.05 | |
63. | Вн.чт. К.Паустовский «Стальное колечко» | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Познавательные: ориентироваться в учебной книге: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Пересказ текста по плану | Пересказать последнюю часть произведения | 23.05 | |
64. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Комбинированный | пользоваться толковым словарем; предполагать возраст героев; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения | Пересказ текста по плану | Перечитать отрывок стр.160-165 и ответить на вопросы | 25.05 | |
65. | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев в развитии. Выборочный пересказ текста. Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения. Составление текста на основе отобранных языковых средств. Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану. | Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Комбинированный | анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться в тексте | Пересказ текста по плану | Пересказать события от лица Чука | 30.05 | |
66. | Вн.чт. Постоянство в природе и чувствах людей. Обобщение по теме «Сравниваем прошлое и настоящее». Проверочная работа . | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Ответы на вопросы | Повторить пройденный материал | | |
67. | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Ответы на вопросы | Повторить пройденный материал | | |
68. | Повторение. Экскурсия в библиотеку. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Ответы на вопросы | Повторить пройденный материал | | |
69. | Повторение пройденного за учебный год. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Ответы на вопросы | Повторить пройденный материал | |
|
70. | Обобщающий урок. Задания на лето. | Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Комбинированный | выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного | Ответы на вопросы | Читать художественную литературу | | |
Однажды барсук и куница увидели на лесной тропинке кусок мяса.
-Моя находка! – закричал барсук.
-Нет, моя! – закричала куница.
-Я первый увидел! – рассердился барсук.
-Нет, я, - твердит куница.
Долго они спорили, а договориться никак не могли. Тогда барсук сказал:
-Пойдём к лисе. Пусть лиса нас рассудит.
-Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть барсук, другую – куница. – И лиса разорвала кусок на две части…
-У куницы кусок больше! – заскулил барсук.
-Сейчас я подравняю, - сказала лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.
-Теперь у барсука больше! – закричала куница.
-Сейчас я и его долю подравняю.
И лисица откусила кусок мяса от доли барсука. И так она выравнивала куски мяса до тех пор, пока всё не съела.
1. Кто герои сказки? Напиши ___________________________________.
2. Какое решение предложил барсук после спора?
Строчки, из которых это видно, подчеркни красным цветом.
3. Какое решение приняла лиса?
4. Чем закончилась эта история?
5. Как ты думаешь, лиса прибегает к хитрости: да или нет?
Нужное подчеркни.
6. Прочитай пословицы и подчерки ту из них, которую можно
Один в поле не воин.
Один про Фому, другой про Ерёму.
Жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.
7. Отметь место этой сказочной истории на ленте времени с помощью
Рано утром встала старушка Дарья, положила в корзину на мягкое сено 13 яиц и посадила на них курицу. Чуть светало, и старушка не разглядела, что одно яйцо было зеленоватое и поменьше прочих. Сидит курица прилежно, греет яйца. Только изредка сбегает поклевать зёрен, попить воды – и опять на место. Прошло три недели, и стали из яиц один за другим цыплята выклёвываться. Позже всех проклюнулся цыплёнок из зеленоватого яйца. И какой же странный он вышел: сам жёлтый, ножки короткие, носик широкий. Петух смотрит на него, удивляется.
Стала курица малышей учить, как из земли червяков выкапывать. Привела их на берег пруда – там и червей больше, и земля мягче. У пруда корова и коза сочную травку щиплют, свинья бродит, сладкие корешки выкапывает.
Как только коротконогий цыплёнок завидел воду, так прямо в неё и кинулся. Что тут началось! Курица кудахчет, петух кукарекает, корова мычит, коза блеет, свинья хрюкает. Помогите, мол, тонут!
«Вот те раз! Видно, я сослепу под курицу чужое яйцо подложила. Это же утёнок!»
А утёнок, не обращая внимания на переполох, весело и легко плавал себе на пруду, загребая воду своими широкими перепончатыми лапками.
1. Определи, это сказка, рассказ, небылица? Нужное подчеркни.
2. Как курица высиживала яйца?
3. Как выглядел вылупившийся из зеленоватого яйца цыплёнок?
4. Как вёл себя цыплёнок, увидев воду?
5. Какую ошибку допустила старушка Дарья?
6. Прочитай выделенные предложения. Как одним словом (синонимом)
– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко... И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего...
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься...
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.
Прочитай текст «Кнут» В. Волкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи героев произведения.
2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.
4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?
5. Где Вовка нашел кнут?
6. В чем была радость обладания кнутом?
7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?
8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?
9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?
10. Какой совет дал дед внуку?
11. Какое значение вкладывает дед в слова:
12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?
13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.
а) Совет деда.
б) Облегчение от принятого решения.
в) Хвастовство находкой.
г) Нежелание отдать кнут хозяину.
14. Придумай 1–2 вопроса к тексту.
15. Какой нравственный урок получил внук?