Цель: Создание условий для развития критического мышления и
формирование читательских и речевых умений в процессе
чтения и анализа стихотворения К. Идрисова «Мой край!
Задачи: Продолжить работу над улучшением навыка осознанного
выразительного чтения, с целью понимания прочитанного,
его оценки;
развивать критическое мышление, речь учащихся;
учить высказывать свои мысли, обосновывать свою точку
зрения;
воспитывать патриотические чувства через чтение
произведений о Родине, опираясь на собственный опыт.
(экскурсии в краеведческий музей)
Ход урока
I Стадия вызова.
1. Орг. момент
+ Прослушивание песни «С чего начинается Родина» + слайды о малой Родине.
- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящена тема урока?
(На доске «дерево предсказаний», ученики записывают свои ответы).
2. Знакомство с биографией К. Идрисова. Учитель рассказывает о жизни и творчестве автора. (слайд)
I. Стадия осмысления.
Чтение стихотворения учителем.
Дети выбирают предположения, записанные на дереве.
Упражнения для совершенствования техники чтения. Звуковая разминка. Фотоглаз. Чтение стихотворения учениками самостоятельно («про себя»).
Вывод. – О чём пойдёт речь на уроке?
(ответы учащихся) – О родном крае, о Родине, (деление на группы), (работаю по методу Джигсо)
- Составление кластера (в группах) (графическое оформление ключевых слов для основы Родина)
Родина
Защита своих работ спикерами каждой группы.
- Является ли стихотворение патриотическим?
Лексическая работа со словом. «патриот» (слайд).
Вывод. (рассуждают ученики, учитель направляет)
- Патриот – это достойный гражданин своей Родины, который чтит и помнит подвиги героев ВОВ, героев Труда; гордится достижениями своего народа; уважительно относится к прошлому родины и хранит традиции; стремится к тому, чтобы его родная земля процветала.
- Какое событие помогло вам прийти к такому выводу?
(ответы детей)
- Участие в городской концертной программе, посвящённой празднованию Дня Единства народа Казахстана – 1 мая а так же Дня Победы – 9 мая.
Посещение краеведческого музея, где узнали много интересного об истории родного края, о знаменитых земляках. В частности, подробнее ознакомились с трудовыми подвигами дедушки одноклассницы Кадырбек Акгулим, после прослушивания её собственного рассказа о нём. (В музее есть уголок с медалями и почётными грамотами, героя, фото сделанное в Кремле, во время вручения звания Героя Социалистического Труда).
- Ребята, после экскурсии в музей было дано домашнее задание – написать (по выбору) статью в школьный журнал на тему: «Герои и истории родного края», и эссе на тему.
Чтение работ учащимися. (2 – 3 ученика).
Пословицы о Родине (слайд).
Учащиеся выразительно читают пословицы, соблюдая указанные логические ударения.
- Какие пословицы о Родине вы знаете ещё?
III. Рефлексия.
А сейчас ребята попробуйте выразить свои мысли о Родине.
Напишите эссе на тему: «Родина для меня – это ……»
(индивидуальная работа)
Чтение эссе учащимися (3- 4 человека).
Выразительное чтение стихотворения «Мой край» К. Идрисова (хорошо читающими учениками 2 – 3 человека)
Итог. Дерево Мудрости (о чём я думал (а), читая стихотворение), (работа в группах).
Ствол – тема произведения
Корни – идея (главная мысль)
Ветви – выводы в ходе прочтения, пословицы, поговорки.
Листья – ключевые слова, отражающие выводы.
Каждая группа представляет и защищает модель своего Дерева Мудрости.
Примечание.
Приём стимулирования.
Учащиеся самостоятельно делают замер техники чтения (2 – 3 минуты до конца урока), результаты записывают в дневник (развитие беглого осознанного чтения).