kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационный образовательный проект "Пути совершенствования техники чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время стало очевидным, что школу не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Многие учащиеся не понимают смысла текста, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Многие с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в научно – познавательной статье, учебном тексте. Многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными. Одна из причин – обилие источников информации помимо чтения (компьютеры, Интернет, телевидение). Другая причина – это несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный образовательный проект "Пути совершенствования техники чтения" »





















































Содержание



1. Пояснительная записка:

1.1. Актуальность проекта, обоснование проблемы……………………….3

1.2. Цель проекта……………………………………………………………..5

1.3. Задачи проекта…………………………………………………………...5

1.4. Тип проекта………………………………………………………………5


2. Ресурсное обеспечение проекта

2.1. Кадровое………………………………………………………………….6

2.2. Материально-техническое………………………………………………6

2.3 Финансовое……………………………………………………………….6


3. Партнёры………………………………………………………………………….6


4. Проектная группа………………………………………………………………...6


5. Срок реализации проекта………………………………………………………..6


6. Описание проекта………………………………………………………………...7


7. Продукт проекта………………………………………………………………….9


8. Ожидаемые результаты…………………………………………………………..9


9. Оценка результатов проекта…………………………………………………….10


10. Форма представления результатов проекта…………………………………..10


11. Риски в процессе реализации проекта………………………………………...10


12. Дальнейшее развитие проекта…………………………………………………10


13. Литература………………………………………………………………………11


14. Приложение……………………………………………………………………..12










Пояснительная записка



Актуальность:

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана научить детей осознанному чтению, письму, правильной и полноценной содержательной речи, привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга» В.А.Сухомлинский.

В последнее время стало очевидным, что школу не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Многие с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в научно – познавательной статье, учебном тексте. Многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными. Одна из причин – обилие источников информации помимо чтения (компьютеры, Интернет, телевидение). Другая причина – это несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.


Отсюда возникает проблема: формированию осознанных и действенных знаний, повышению уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся препятствует низкий уровень качества чтения.


Жизнь показывает, что ребёнок, который не умеет читать (или имеет низкий темп чтения), испытывает большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему неинтересно на уроках, он не усидчив, чтение книг при низкой технике чтения – это для ребёнка не столько удовольствие, сколько мука.


Как же помочь ученику добиться оптимальной скорости чтения? Какие резервы обучения можно здесь использовать?

Работая над развитием оптимальной скорости чтения, хороших результатов можно добиться, лишь внедряя систематические упражнения и проблемно-поисковый стиль мышления. Важно творчески использовать различные приёмы, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Условия успешного формирования навыка беглого чтения:


Задача научиться читать, наряду с задачей формировать интерес к чтению, должна быть поставлена перед учащимися со стороны учителя начальных классов, учителя литературы в среднем звене.


Эти задачи должны быть приняты учениками и их родителями. Ученики, родители должны быть научены специальным упражнениям по технике чтения. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения – не одно и то же.

Овладение техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам. Работа над техникой чтения для учащихся, не достигших успеха, должна быть ежедневной. Работа по технике чтения не должна превышать в течение дня 10 – 15 минут. Но в каждом случае необходима проверка осмысления текста.































Цель:


Овладение умениями и навыками правильного осознанного чтения, знаниями способов чтения, управление обучением чтению.


Задачи:


• развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

• развитие мотивации чтения и освоение круга тех умений, совокупность которых даёт качественный сдвиг в чтении;

• воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

• сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;

• обеспечить полноценное восприятие художественных и научно – познавательных текстов в их специфике;

• научить работать с учебной и детской книгой.


Тип проекта:


  • по виду деятельности: познавательная деятельность

  • по типу предметно – содержательной деятельности: межпредметный

  • по количеству участников: коллективный

  • по продолжительности проведения: долгосрочный




















Ресурсное обеспечение проекта


Кадровое


1.

Учителя начальных классов

высшая кв. категория – 2 педагога

1 категория – 2 педагога

2.

Заместитель директора по УВР

1


Материально-техническое


- компьютер, принтер;

- телевизор с DVD;

- магнитофон;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска.


Финансовое


Вид расходов

Сумма (в рублях)

1.

Канцелярские принадлежности (бумага А4)

180

2.

Памятные подарки и сувениры.

1000



Итого: 1800



Партнёры


  1. МУ «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Зырянского района».

  2. Библиотека МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа» Зырянского района.

  3. ИП «Егорова», магазин «Чапаевский».


Проектная группа


  1. Лебедевич А.А., учитель начальных классов, автор проекта, руководитель ШМО начальных классов

  2. Юркова М.И., учитель начальных классов, автор проекта

  3. Белозёрова Т.Е., заместитель директора по УВР

  4. Оксингерт М.Е., учитель начальных классов

  5. Мельникова О.В., учитель начальных классов



Срок реализации проекта


Сентябрь 2009 г. – май 2013 г.


Описание проекта


Подготовительный этап

сентябрь 2009 – май 2010 г.


цель

задачи

содержание проектной работы

промежуточные результаты

ответственные

Создание учебно-методического и дидактического обеспечения по совершенствованию техники чтения.

Подобрать и изучить методическую литературу по данной проблеме;

Изготовить дидактический материал;

• подбор скороговорок, чистоговорок ;

• подбор пословиц и поговорок;

• подбор игровых упражнений;

• подбор материала для фонетической зарядки;

• подбор загадок;

• подбор стихов, потешек, детского фольклора;

• подбор текстов для работы над техникой чтения;

• подбор ребусов, кроссвордов;

• подбор физкультминуток;

• изготовление слоговых таблиц;

• изготовление поисковых таблиц слов;

• разработка упражнений на дыхание;

• изготовление дидактических карточек – заданий;

• разработка контрольно – измерительных материалов;

• выпуск брошюр.

Сборник

«Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей».

Диагностика техники чтения. Приложение 1






Основной этап

сентябрь 2010 – май 2012 г.


цель

задачи

содержание проектной работы

промежуточные результаты

ответственные

Реализация цели и задач проекта по совершенствованию техники чтения как дополнительного материала к основному содержанию уроков литературного чтения.

отработать навыки осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения;

совершенствовать все виды речевой деятельности;

развивать художественно-творческие и познавательные способности.

Отработка навыка чтения.

Отработка скорости чтения.

Упражнения на развитие речевого аппарата.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.

Словарно – лексическая работа.

Развитие и обогащение речи.

Обучение учащихся, их родителей специальным упражнениям по технике чтения.

Звуковая разминка.

Игры.

Фонетическая зарядка.

Чтение про себя и вслух, ведя очень быстро карандашом по строке.

«Буксир» - хоровое, групповое чтение.

Работа с поисковыми таблицами слов.

Пособие для родителей «Упражнения по совершенствованию техники чтения у детей младшего школьного возраста».

Диагностика техники чтения. Приложение 2



Заключительный этап

сентябрь – 2013 г.


цель

задачи

содержание проектной работы

промежуточные результаты

ответственные

Выяснение степени эффективности работы данного проекта.

Проверить степень сформированности навыков техники чтения.

Диагностика техники чтения.

Мониторинг скорости чтения учащихся 5 класса.

Диагностика техники чтения. Приложение 3





Продукт проекта


  • методические рекомендации для учителей начальных классов «Пути совершенствования техники чтения»;

  • выступления и методические статьи педагогов;

  • организация и проведение районного семинара в рамках деятельности Ресурсно-внедренческого центра инноваций школы.


Ожидаемые результаты:


  • сформированность навыка чтения: беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения;

  • осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста;

  • темп чтения – не меньше 100 слов в минуту.

  • развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений;

  • понимание содержания прочитанного произведения;

  • передача содержания прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

  • знание пословиц, поговорок, крылатых выражений, понимание их смысла и умение объяснить, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

  • развитие учебно – познавательных мотивов чтения.





Оценка результатов проекта


  • качество методических рекомендаций (внешняя экспертиза);

  • уровень качественной успеваемости составит 100 %;

  • овладение педагогами эффективными приёмами и способами развития и формирования осознанного чтения.

  • мониторинг скорости чтения, осознанности чтения, сформированности навыка чтения.



Форма представления результатов проекта


  • выступление на районном методическом объединении, школьном методическом объединении учителей начальных классов;

  • презентация пособия для родителей «Упражнения по совершенствованию техники чтения у детей младшего школьного возраста» на общешкольном родительском собрании в начальной школе;

  • размещение рекомендаций и упражнений по совершенствованию навыков техники чтения на школьном сайте.


Риски в процессе реализации проекта


Предполагается возможность возникновения непредвиденных обстоятельств, в результате которых могут произойти изменения в плане реализации проекта:

  • нерегулярное посещение занятий, что может негативно отразиться на результативности реализации проекта;

  • возможная незаинтересованность детей в чтении книг, т.к. есть другие источники информации, например: интернет, телевидение.


Дальнейшее развитие проекта

Развитие проекта может идти по следующим направлениям:

  • расширение и углубление информационной базы по развитию и формированию сознательного читателя;

  • стабильное существование инновационного проекта в школе;

  • вовлечение в проект большинство членов педагогического коллектива;

  • внеклассное мероприятие «Встреча с поэтами Зырянского района»;

  • семейный праздник «Книги мы семьёй читаем».








Литература


  1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. – 1990. - №8 – с.52

  2. Оморкова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 2008

  3. Поздеева С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. – Томск: Дельтаплан, 2004

  4. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2007

  5. Федотов М. Руководство по воспитанию детей. Методика Глена Домана, методика Зайцева. // Школьное образование – 2007. - №3 – с.21
































Приложение

Приложение 1

Диагностика техники чтения в 1 классе










































Приложение 2

Диагностика техники чтения во 2 и 3 классах


2 класс



3 класс


Приложение 3

Диагностика техники чтения в 4 и 5 классах


4 класс






5 класс



15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инновационный образовательный проект "Пути совершенствования техники чтения"

Автор: Лебедевич Алла Анатольевна

Дата: 13.09.2014

Номер свидетельства: 113624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Инновационный образовательный проект «Пути  совершенствования техники чтения» "
    ["seo_title"] => string(88) "innovatsionnyi-obrazovatiel-nyi-proiekt-puti-soviershienstvovaniia-tiekhniki-chtieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "197432"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428243450"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(172) "volshiebnaia-sila-skazki-ili-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-sviaznoi-riechi-tvorchieskikh-sposobnostiei-i-emotsional-nogho-mira-dietiei-s-riechievymi-patologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "307003"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458232233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства