В статье рассматривается понятие фонематического слуха, причины возникновения нарушений фонематического слуха, важность развития фонематического слуха у дошкольников и школьников для предупреждения и преодоления речевых нарушений. Также предлагаются упражнения для улучшения фонематического слуха у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие фонематического слуха у детей»»
Валишина З.В.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается понятие фонематического слуха, причины возникновения нарушений фонематического слуха, важность развития фонематического слуха у дошкольников и школьников для предупреждения и преодоления речевых нарушений. Также предлагаются упражнения для улучшения фонематического слуха у детей.
Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать звуки речи. Этот особый слух необходим для верного понимания смысла сказанного. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения. При несформировавшемся механизме звукового различения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки — это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие согласные на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха. Впоследствии при обучении чтению и письму недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко. Данная проблема актуальна и в начальной школе необходимо продолжать развивать фонематический слух у детей.
Причины возникновения нарушений фонематического слуха.
Звуки речи у ребенка начинают вырабатываться практически сразу после появления на свет. В этом процессе участвует центральная и периферическая нервная система. Под воздействием негативных факторов на центральную и периферическую нервные системы изменяется фонематическое восприятие и впоследствии происходит влияние на произношение ребенка.
Выделяют причины, которые приводят к нарушению фонематического слуха.
- Ослабление организма из-за соматических патологий. Любая болезнь может оказать неблагоприятное воздействие на развитие речевого слуха. У некоторых детей имеются определенные особенности организации нервной системы, из-за которых может пострадать фонематический слух. Например, если ребенок очень подвижный, активный и неусидчивый, ему трудно концентрировать внимание на улавливании и произношении фонем. Необходимо уделить особое внимание развитию звукового восприятия, и речь ребенка нормализуется.
- Нарушение слуха. Если ребенок не слышит звуки, он не может их запомнить и правильно воспроизвести.
- Неблагоприятная речевая среда. Может возникнуть, если родители мало разговаривают с ребенком, не читают ему книжки или ограничивают его в общении с окружающими, ребенок практически не слышит правильной речи, не может тренировать свой речевой слух и улавливать правильное произношение фонем в различных словах.
Для устранения нарушения фонематического слуха необходимо:
- идентифицировать фонемы и не смешивать их в процессе восприятия;
- отличать правильное произношение в каком-либо слове от неправильного;
- контролировать собственное произношение и давать ему оценку;
- правильно ставить язык при произношении того или иного звука.
Работы по устранению нарушений фонематического слуха, которые проводятся с младшими школьниками:
- конструирование слов;
- преобразование слов;
- подбор слов на определённый звук;
- составление слов из букв;
- графические схемы;
- слова-загадки;
- работа над звуко-слоговой структурой слов.
При конструировании слов к одному и тому же слогу добавляется определённое количество звуков, чтобы получились новые слова.
При преобразовании слов к слову добавляется определённый звук либо в конце, либо в начале и получается совершенно другое по звучанию и лексическому значению слово.
Также можно подбирать слова на определённый звук. От записанного слова образовать цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего.
Пример: дом-мак-кот-торт-тон.
Составление слов из букв, записанных на гранях кубика. Можно использовать обычные кубики с точками из настольных игр и подбирать слова на заданное количество звуков.
При работе над слого-звуковой структурой слов составляются слова различной слого-звуковой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, рыба, стол, крыша, ножницы, велосипеды.
Упражнения для улучшения фонематического слуха, которые можно использовать при работе с младшими школьниками.
1. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, спина, крышка, спинка, канава, капуста и др.
2.Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч...а, кры..а, с…ин..а, но..ни..ы.
3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук к был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).
4. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков или записать их.
5. Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па- пар, пары, парад, паруса; ко- кот, козы, кошка, корова.
6.Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками (дом, дым, рак, мак), с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кошка, сахар, банка).
7. Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.
8. По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.
Данная проблема является актуальной, так как нарушение фонематического слуха приводит к снижению способностей анализировать, различать и дифференцировать звуки речи, а также к снижению орфографической грамотности.
Литература:
1. Мелюханова Е.Е.. Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями // Инновационная наука. 2017.- №7. С. 84-85.
2. Белоус Е.Н.. К проблеме структуры фонематического слуха // Образование и наука. 2009. - №10. С.122-128.