kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Развитие фонематического слуха у детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается понятие фонематического слуха, причины возникновения нарушений фонематического слуха, важность развития фонематического слуха у дошкольников и школьников для предупреждения и преодоления речевых нарушений. Также предлагаются упражнения для улучшения фонематического слуха у детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие фонематического слуха у детей»»

Валишина З.В.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается понятие фонематического слуха, причины возникновения нарушений фонематического слуха, важность развития фонематического слуха у дошкольников и школьников для предупреждения и преодоления речевых нарушений. Также предлагаются упражнения для улучшения фонематического слуха у детей.

Фонематический слух – это  способность различать, анализировать и дифференцировать  звуки речи. Этот особый слух необходим для верного понимания смысла сказанного. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения. При несформировавшемся механизме звукового различения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки — это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие согласные на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха. Впоследствии при обучении чтению и письму недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко. Данная проблема актуальна и в начальной школе необходимо продолжать развивать фонематический слух у детей.

Причины возникновения нарушений фонематического слуха.

Звуки речи у ребенка начинают вырабатываться практически сразу после появления на свет. В этом процессе участвует центральная и периферическая нервная система. Под воздействием негативных факторов на центральную и периферическую нервные системы изменяется фонематическое восприятие и впоследствии происходит влияние на произношение ребенка.

Выделяют причины, которые приводят к нарушению фонематического слуха.

- Ослабление организма из-за соматических патологий. Любая болезнь может оказать неблагоприятное воздействие на развитие речевого слуха. У некоторых детей имеются определенные особенности организации нервной системы, из-за которых может пострадать фонематический слух. Например, если ребенок очень подвижный, активный и неусидчивый, ему трудно концентрировать внимание на улавливании и произношении фонем. Необходимо уделить особое внимание развитию звукового восприятия, и речь ребенка нормализуется.

- Нарушение слуха. Если ребенок не слышит звуки, он не может их запомнить и правильно воспроизвести.

- Неблагоприятная речевая среда. Может возникнуть, если родители мало разговаривают с ребенком, не читают ему книжки или ограничивают его в общении с окружающими, ребенок практически не слышит правильной речи, не может тренировать свой речевой слух и улавливать правильное произношение фонем в различных словах.

Для устранения нарушения фонематического слуха необходимо:

- идентифицировать фонемы и не смешивать их в процессе восприятия;

- отличать правильное произношение в каком-либо слове от неправильного;

- контролировать собственное произношение и давать ему оценку;

- правильно ставить язык при произношении того или иного звука.

Работы по устранению нарушений фонематического слуха, которые проводятся с младшими школьниками:

- конструирование слов;

- преобразование слов;

- подбор слов на определённый звук;

- составление слов из букв;

- графические схемы;

- слова-загадки;

- работа над звуко-слоговой структурой слов.

При конструировании слов к одному и тому же слогу добавляется определённое количество звуков, чтобы получились новые слова.

При преобразовании слов к слову добавляется определённый звук либо в конце, либо в начале и получается совершенно другое по звучанию и лексическому значению слово.

Также можно подбирать слова на определённый звук. От записанного слова образовать цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего.

Пример: дом-мак-кот-торт-тон.

Составление слов из букв, записанных на гранях кубика. Можно использовать обычные кубики с точками из настольных игр и подбирать слова на заданное количество звуков.

При работе над слого-звуковой структурой слов составляются слова различной слого-звуковой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, рыба, стол, крыша, ножницы, велосипеды.

Упражнения для улучшения фонематического слуха, которые можно использовать при работе с младшими школьниками.

1. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, спина, крышка, спинка, канава, капуста и др.

2.Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч...а, кры..а, с…ин..а, но..ни..ы.

3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук к был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).

4. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков или записать их.

5. Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па- пар, пары, парад, паруса; ко- кот, козы, кошка, корова.

6.Подобрать слова с определенным количеством звуков, например с тремя звуками (дом, дым, рак, мак), с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кошка, сахар, банка).

7. Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.

8. По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.

Данная проблема является актуальной, так как нарушение фонематического слуха приводит к снижению способностей анализировать, различать и дифференцировать звуки речи, а также к снижению орфографической грамотности.

Литература:

1. Мелюханова Е.Е.. Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями // Инновационная наука. 2017.- №7. С. 84-85.

2. Белоус Е.Н.. К проблеме структуры фонематического слуха // Образование и наука. 2009. - №10. С.122-128.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Статья «Развитие фонематического слуха у детей»

Автор: Валишина Зоя Виталиевна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "«Игры для развития фонематического слуха у младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(71) "ighry_dlia_razvitiia_foniematichieskogho_slukha_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "437727"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510148634"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Статья " Обучение ребёнка грамоте" "
    ["seo_title"] => string(39) "stat-ia-obuchieniie-riebionka-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "209641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431252788"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(129) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "275788"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617671"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения  учащихся младшего школьного возраста."
    ["seo_title"] => string(130) "statianatiemuorghanizatsiialoghopiedichieskoirabotypoustranieniiunarushieniiachtieniiauchashchikhsiamladshieghoshkolnoghovozrasta1"
    ["file_id"] => string(6) "275789"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452617678"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства