Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения учащихся младшего школьного возраста.
Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения учащихся младшего школьного возраста.
Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения учащихся
младшего школьного возраста.
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет тоже нельзя. Речь идет о школьниках, которые учатся в обычной, массовой школе. Однако к таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причем помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной дезаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи. Чтение, являясь основным способом получения учебной информации, играет ведущую роль в процессе усвоения знаний. В начальной школе ребенок должен овладеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. В современной литературе нарушение чтения обозначают термином «дислексия ». Согласно которому «дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении ( Р.И. Лалаева).
Актуальная проблема состоит в том, что в настоящее время не достаточно разработан психолингвистический аспект коррекции нарушения чтения, его профилактика, выявление дефекта и устранение.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается основной фундамент личности ребенка. У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, У них часто встречаются нарушения устной речи. У таких детей формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах, у него снижается эмоциональная отзывчивость возникает частые конфликты с учителями. Также у детей наблюдаются трудности в ориентировки в пространственных явлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточность в определении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности в воспроизведения заданной формы.
Проблемой нарушения чтения учащихся и способы их преодоления и предупреждения рассматриваются ведущими отечественными дефектологами как наиболее актуальных в логопедии. Тем не менее, до сих пор существуют различные точки зрения на природу и механизм этого нарушения, а соответственно, и пути его преодоления.
Для обследования устной речи младших школьников должны применятся традиционные логопедические методики, направленные на изучение устной речи. Диагностироваться фонетико-фонематические стороны речи, лексико-грамматическое оформление высказывания, программирование связного речевого высказывания. При обследовании устной речи необходимо выявить также, нет ли у детей задержки моторных функций (охотно ли рисует, штрихует, лепит, манипулирует с мелкими предметами, деталями, как застегивает пуговицы и завязывает шнурки); взять на заметку расторможенных и медлительных, пассивных, леворуких, со смешанной доминантой и с нарушением речеслуховой памяти.
Основываясь на результатах проведенного обследования детей, логопед должен определить причины и механизм нарушения чтения и в соответствии с этим строить коррекционную работу, уделяя в одних случаях больше внимания развитию фонематического слуха и звукопроизношения, в других — коррекции зрительного восприятия, в третьих — развитию языкового анализа и синтеза или преодолению имеющегося у детей аграмматизма.
В работе по устранении дислексии у детей нужно строить так, чтобы ребенок хорошо понимал, как и что ему надо сделать в каждом конкретном задании. Сначала следует детей приучить работать фронтально в медленном темпе, затем последующее за ним индивидуальное задание выполнять самостоятельно быстрее и качественнее. Многие логопеды и учителя при коррекции данного нарушения используют хоровое, «жужжащее», шепотное, соприженное, отраженное, самостоятельное и другие методы чтения. На уроках нужно широко использовать различный наглядный демонстрационный и раздаточный материал.
Формирование навыка чтения происходит в процессе длительного и целенаправленного обучения.
Таким образом, коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста окажется эффективной, если логопедическая работа будет включать системную, психолого-педагогическую и логопедическую диагностику, позволяющую контролировать степень коррекции нарушений процессов чтения у детей младшего школьного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения учащихся младшего школьного возраста.»
Балагутдинова Э.Р. 512 гр.
Организация логопедической работы по устранению нарушения чтения учащихся младшего школьного возраста.
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет тоже нельзя. Речь идет о школьниках, которые учатся в обычной, массовой школе. Однако к таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причем помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной дезаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении, среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи. Чтение, являясь основным способом получения учебной информации, играет ведущую роль в процессе усвоения знаний. В начальной школе ребенок должен овладеть навыком беглого, правильного и осознанного чтения. В современной литературе нарушение чтения обозначают термином «дислексия ». Согласно которому «дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении ( Р.И. Лалаева ).
Актуальная проблема состоитв том, что в настоящее время не достаточно разработан психолингвистический аспект коррекции нарушения чтения, его профилактика, выявление дефекта и устранение.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается основной фундамент личности ребенка. У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, У них часто встречаются нарушения устной речи. У таких детей формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах, у него снижается эмоциональная отзывчивость возникает частые конфликты с учителями. Также у детей наблюдаются трудности в ориентировки в пространственных явлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточность в определении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности в воспроизведения заданной формы.
Проблемой нарушения чтения учащихся и способы их преодоления и предупреждения рассматриваются ведущими отечественными дефектологами как наиболее актуальных в логопедии. Тем не менее, до сих пор существуют различные точки зрения на природу и механизм этого нарушения, а соответственно, и пути его преодоления.
Для обследования устной речи младших школьников должны применятся традиционные логопедические методики, направленные на изучение устной речи. Диагностироваться фонетико-фонематические стороны речи, лексико-грамматическое оформление высказывания, программирование связного речевого высказывания. При обследовании устной речи необходимо выявить также, нет ли у детей задержки моторных функций (охотно ли рисует, штрихует, лепит, манипулирует с мелкими предметами, деталями, как застегивает пуговицы и завязывает шнурки); взять на заметку расторможенных и медлительных, пассивных, леворуких, со смешанной доминантой и с нарушением речеслуховой памяти.
Основываясь на результатах проведенного обследования детей, логопед должен определить причины и механизм нарушения чтения и в соответствии с этим строить коррекционную работу, уделяя в одних случаях больше внимания развитию фонематического слуха и звукопроизношения, в других — коррекции зрительного восприятия, в третьих — развитию языкового анализа и синтеза или преодолению имеющегося у детей аграмматизма.
В работе по устранении дислексии у детей нужно строить так, чтобы ребенок хорошо понимал, как и что ему надо сделать в каждом конкретном задании. Сначала следует детей приучить работать фронтально в медленном темпе, затем последующее за ним индивидуальное задание выполнять самостоятельно быстрее и качественнее. Многие логопеды и учителя при коррекции данного нарушения используют хоровое, «жужжащее», шепотное, соприженное, отраженное, самостоятельное и другие методы чтения. На уроках нужно широко использовать различный наглядный демонстрационный и раздаточный материал.
Формирование навыка чтения происходит в процессе длительного и целенаправленного обучения.
Таким образом, коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста окажется эффективной, если логопедическая работа будет включать системную, психолого-педагогическую и логопедическую диагностику, позволяющую контролировать степень коррекции нарушений процессов чтения у детей младшего школьного возраста.