kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Игры для развития фонематического слуха у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о том, как развить фонематический слух детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Игры для развития фонематического слуха у младших школьников»»

«Игровые приемы развития фонематического слуха у младших школьников».

Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у ребёнка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением звуковой системы речи.

В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. На уроках по обучению грамоте у ребёнка развивается умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки из которых состоит слово; дифференцировать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

Различение звуков речи, т.е. фонематического слуха – основа для понимания смысла сказанного. Ещё К.Ушинский писал «Хороший ясный выговор, такой чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания». «Чуткое ухо» – это то, что теперь называется фонематическим слухом». При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения.
Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха специалисты уделяют много времени, но не всегда она протекает легко и успешно.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка(от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1этап- узнавание неречевых звуков.
2этап- различение высоты, силы, тембра голоса.
3этап- различение слов, близких по звуковому составу.
4этап- дифференциация слогов.
5этап- дифференциация фонем.
6этап- развитие навыков элементарного звукового анализа.

Упражнения и игры на развитие слухового внимания и слуховой памяти:

  • «звуки класса»;

  • «звуки улицы»;

  • «какие звуки нарушают тишину»;

  • «звуки леса, луга, болота»;

  • «жмурки с колокольчиком»;

  • «угадай по звуку, что делаю»;

  • «найди по звучанию такую же коробочку»;

  • «звуки транспорта».

На протяжении второго этапа детей учим различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Приведу примеры:

  • «чей голос?»;

  • «далеко-близко»;

  • «создаем мелодию»;

  • «высоко-низко»;

  • «три медведя»;

На третьем этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. На этом этапе можно проводить следующие игры:

  • «поймай комарика»;

  • «сигнальщики»;

  • «подбери картинку»;

  • «найди пару»;

  • «два домика»;

  • «четвертый лишний».

На следующем этапе учим детей различать слоги. Целесообразней проводить эту работу с такими играми:

  • «определи лишний слог»;

  • «определи лишнее слово»;

  • «зашифрованное слово»;

  • «магнитофон»;

  • «слова-перевертыши».

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры:
Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; птичка поет и-и-и. далее он произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки.
Затем игра усложняется. Варианты игры:

  • Логопед произносит звуки кратко;

  • Детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый – звуку и, зеленый –звуку у;

  • В ряд гласных а,у,и включают другие звуки, например о, ы, э на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем:

  • «кто быстрее соберет вещи?»;

  • «магазин».

Задачей последнего шестого этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что ребят учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух-и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

  • Детям раздают по несколько одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например: а, ау, иоу и т.п. дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес учитель.

  • У детей на столах лежат по три кружка разного цвета,например: красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый звук у, зеленый –и. затем он произносит сочетания из этих звуков –сначала по два звука: ау, уи, уа, аи, затем по три :ауи, аиу, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.
Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные). Для этой цели можно проводить такое упражнение:

  • Дети по одному выходят к столу учителя и вынимают их конверта картинки (подобранные им заранее), громко и четко называют их, выделяя последний звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник и т.д.
Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания, например:

  • Дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук т,а в другой –на звук к;

  • Логопед показывает детям картинки по одной и называет их,опуская последний звук, например: «тан…, пау…, вени…» и т.д. ребенок повторяет все слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед.


Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Варенцова Н.С. Колесникова Е.М. Развитие фонематического слуха/ Варенцова Н.С. Колесникова Е.М.//Начальная школа,-2004,-№6,- с.48-50.

  2. Волкова Л.С. Логопедия.[Текст]: Учебник./Волкова Л.С.- М.: Владос, 2008.

  3. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. [Текст]: Методическое пособие/ Дурова Н.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2000г 260с

  4. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников/ Жовницкая О.Н. // Начальная школа,- 2001,- №11,- с.41-46.

  5. Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / Казанская В.Л. Шматко Н.Д.//Дефектология,- 2002г,- №5- с 75 -86

  6. Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А. Фонетической ошибке нет!/ Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А.// Начальная школа, -2002,- №4,- с.45-50.

  7. Семенкова Т.В. Формирование фонематического слуха - залог успешной коррекции звукопроизношения.[Текст]: учебное пособие/ Семенкова Т.В.- М., 2000г.

  8. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия.[Текст]:учебное пособие/Ткаченко Т.А.- М.,2001г.

  9. Филичева Т.Б. и др.Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.[Текст]:учебное пособие /Филичева Т.Б. и др.-М., 2006.

  10. Ястребова А.В. Как помочь детям с недостатками речевого развития. [Текст]:учебное пособие/ Ястребова А.В. – М.: АРКТИ, 2010.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«Игры для развития фонематического слуха у младших школьников»

Автор: Баймуллина Елена Станиславовна

Дата: 08.11.2017

Номер свидетельства: 437727

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Игровая деятельность в воспитании младшего школьника "
    ["seo_title"] => string(60) "ighrovaia-dieiatiel-nost-v-vospitanii-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "225833"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439911489"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ПОМОЧЬ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ОБУЧЕНИИ?»"
    ["seo_title"] => string(60) "roditielskoiesobraniiekakpomochmladshimshkolnikamvobuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "334177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465752140"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Дидактические игры на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(54) "didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151640"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420728386"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Использование дидактических игр на занятиях обучения грамоте"
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiedidaktichieskikhighrnazaniatiiakhobuchieniiaghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "280783"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453424498"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства