Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Исследовательская деятельность учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО".»
Исследовательская деятельность учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО.
Исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование у учащихся познавательных мотивов .Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок осознает результат своих усилий, знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Этим обусловлено внедрение исследовательской и проектной деятельности в образование.
Ожидаемыми результатами исследовательской деятельности в образовании являются:
развитие у детей способностей к самостоятельному познанию и обучению;
развитие широких познавательных и избирательных интересов;
развитие исследовательских умений;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативной сферы: способностей к совместной работе, умений вести диалог, дискуссию, понимать точку зрения другого человека.
Исследования в учебном процессе могут проводиться в форме занятий и практической деятельности в учебное и внеурочное время.
Формы организации исследовательской деятельности:
урок - исследование
элективные курсы (обязательные курсы по выбору учащегося)
факультатив
спецкурс
научное общество
проблемный кружок
экспедиция, экскурсия
научно-практические конференции и конкурсы как форма презентации исследовательской деятельности ,с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ
самостоятельная работа и подготовка докладов и рефератов для выступления на кружках, семинарах, на конференциях;
Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
1 этап – мотивационный:
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной.
2 этап – планирование деятельности:
Здесь формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию, составляем план действий.
3 этап. Информационно-операционный:
Делимся на группы. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
4 этап. Рефлексивно-оценочный:
Виды рефлексии:
Резюме -
Я понял, что….
Меня удивило…
Я сделал открытие…
Оказывается….
Образ - развитие образа мышления, творчества (рисунок, схема и т.д.)
Синквейн.
Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности. .
Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, открытие новых закономерностей .
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами
В-четвертых, проект – это работа. творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету к процессу исследовательской деятельности, если ему удается что-то открыть самому. Задача учителя вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы. показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса,