kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Обучение в сотрудничестве в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы о приёмах сотрудничества на уроке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Обучение в сотрудничестве в начальной школе"»

ПРИЁМЫ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Бурный двадцатый век, промчавшийся с молниеносной быстротой, принёс человечеству столько величайших открытий, сколько их не было сделано ни в одном из прошедших столетий.

Никаких бы открытий не произошло, если бы - не образовывался человек. Следовательно – образование людям необходимо, как сама жизнь! Хотя у образования имеются свои подводные камни – это дополнительные нагрузки, перегрузки и конечно переутомления.

О плачевных результатах перегрузки и переутомления говорят и пишут много. Доктор мед. наук, профессор Владимир Филипович Базарный утверждает, что « за грамоту мир стал расплачиваться физическим и психологическим здоровьем: болезненная бледность, изнуряющие головные боли, гипертония, психо – неврастения, близорукость, сколиоз, хронические заболевания – давно стали атрибутикой именно образованного человека».

Как дать детям максимальный объём знаний, сохранив их здоровье.

Над этой проблемой уже много лет работают учёные всего мира.

В связи с этим в последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении.

Модернизация образования ориентирует школу «… не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей…».

Для достижения этой цели в своей работе я использую технологию сотрудничества.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе,
а не просто что-то выполнять вместе.

Основная задача в процессе сотрудничества -активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.

Основными целями технологии сотрудничества являются:

1.Успех

2.Поиск сведений

3.Применение знаний

4.Творчество

5.Организация действий, общение

6.Родители


Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами. Этому способствует сама атмосфера обучения в сотрудничестве: развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в успехах окружающих товарищей не может удерживаться в границах учебного процесса, начинает влиять на все существование ребенка. Деятельность сотрудничества развивает равенство ученика и учителя. Ученик здесь является субъектом своей учебной деятельности.

Как же на уроке создать условия для естественного общения?

Все начинается с диалога. А диалог организуется при наличии собеседника. Я начинаю с работы в парах, которая является основой для организации устно-самостоятельной работы на любом этапе урока.

Сначала детям рассказываю правила работы и показываю на примере в паре с учеником.

Правила работы в паре.

  • При разговоре смотри на собеседника.

  • Называй товарища по имени.

  • Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.

  • Работать должны оба.

  • Один говорит, другой слушает.

  • Своё несогласие высказывай вежливо.

  • При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.

  • Отмечай прежде всего положительное.

  • В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили»…

  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.

  • Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.

  • Результатом работы является ваше общее мнение.

  • Покажите готовность вашей пары.

  • Оцениваем работу. Благодарим друг друга.


Необходимо показать детям как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.Обязателен разбор ошибок совместной работы.

В паре мы отрабатываем: таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, правила проверки орфограмм, проверку д.з., навык чтения, пересказ прочитанного, чтение стихотворения наизусть, составление плана произведения, проводим взаимодиктанты, рисуем иллюстрации.

Важное место в технологии сотрудничества отводится работе в группах, командах. И здесь так же существуют свои правила.


Правила работы в группе

  • В группе должен быть ответственный.

  • Работать должен каждый на общий результат.

  • Один говорит, другие слушают.

  • Работай по алгоритму, плану.

  • Своевременно выполняй задание: следи за временем, доводи начатое дело до конца.

  • Своё несогласие высказывай вежливо.

  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.

  • Если не понял, переспроси.

  • Доказывай свои версии.

  • В группе ответы даёт каждый.

  • При затруднениях проси помощи у партнёра и помогай сам, если он об этом просит.

  • Умеешь сам – научи другого.

  • Каждый из группы должен уметь защитить общее дело, и своё в частности.


Здесь каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. При использовании технологии сотрудничествау учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.

Такую работу чаще организую без перестановки парт в классе, когда дети могут образовать группу из 4-х человек, повернувшись к сидящим сзади.

Однако организация групп часто требует такой перестановки мебели в классе.

Стараюсь создать группы так, чтобы в группе были ученики:

-с разными учебными возможностями;

-мальчики и девочки.

Учитель здесь руководствуется своими правилами

Правила для учителя при организации сотрудничества детей.

  • Правильно объединить детей в группы.

  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

  • Оценивать общую работу всей группы.

  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.


Самое важное из них: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми».

У меня в классе разные ученики – одни быстро усваивают все объяснения учителя, а другим которых в классе 65% требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку. Таким образом, совместными усилиями я ликвидируюю пробелы.

Приучаясь работать в группах, учащиеся вырабатывают у себя потребность наиболее точно и ясно выражать собственные мысли, проводить совместную деятельность, слышать не только себя, но и своих товарищей, согласовывать свои действия с ними, вести диалог, коллективно ставить цель и искать пути ее реализации, доверять своим товарищам, помогать им. Конечно, бывает, что группа не услышит ученика с правильной точкой зрения и примет неверное решение своих действий. Но отрицательный результат – тоже результат, важно его проанализировать.

После выполнения задания группа даёт оценку соей работы:

  • необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;

  • важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.

В своей работе я использую такие задания для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:

  • Выполнить задание по "цепочке" – прочитать текст по обзацам, решение устных приёмов сложение, вычитания, умножения, деления;

  • Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого и твёрдого знака;

  • Дать развернутый комментарий решенной на доске учителем задачи;

  • Изготовить опорные схемы для решения задач определенного типа;

  • Изготовить плакаты - графические опоры; (на определение падежей имён существительных, спряжения у глаголов)

  • Составить план текста из иллюстраций;

  • Инсценировать произведение;(Инсценировали басню «Ворона и лисица», фрагмент из сказки «12 месяцев»)

  • Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;

  • Подготовить сообщение по теме; (например по окружающему миру по теме «Природные зоны России» делились на группы из 6 человек: один рассказывал о географич.положениии, другой о климате, третий о животном мире, четвёртый о растительном мире, пятый о деятельности человека, а шестой задавал вопросы на закрепление ребятам , которые слушали материал) Такой метод называется «Пила»

  • сочинить стихи,синквейн, вывести правило,

  • Творческие задания: придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам "Что было, если бы:";

  • Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;

  • Составить загадки по какой-либо теме;

  • Составить кроссворды по темам.

  • Составить мини-книжку.( делали книжки малышки после изучения темы «Устное народное творчество»)

  • Написание сочинения и изложения, мини – диктанты;

  • Взаимопроверка; сильные ученики проверяют работы слабых учеников, дают консультацию

-  В своей работе я использую приёмы, которые способствуют укреплению сотрудничества. Это такие как :

1. Этика вербального обращения к ученику.

Этот приём помогает мне возбудить и укрепить радостное ожидание, предвкушение удовольствия от учёбы. « Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» В этих словах заложено участие педагога в учебном процессе. А в словах « Я хочу знать, что вам известно по этому вопросу…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.

Вторым приёмом, применяемым в моей педагогической деятельности, является приём стимулирующего общения, который вызывает радость ученика:

данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.

3. Дорисовывание (создание ситуации успеха):

Независимо от того, как ученик ведет себя на конкретном уроке, я стараюсь «накладывает» на него «краски», веря в то, что он настроен на совершенствование: «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Артём, за которого все так переживали, выполнил все задания без ошибок. Давайте поздравим его с успехом и будем ждать - большего»! Взгляд ребенка в этот момент просит: накладывайте на меня «краски», и я стану таким.

И одним из важнейших приёмов считаю: доверие ученику:

Обращаясь к ребёнку со словами: « Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому - добровольцы вперед!» этим я показываю, что абсолютно доверяю своим ученикам. Работая в группе, школьник учится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно

Большое значение имеет работа с родителями и уверена, что одной из важнейших задач технологии сотрудничества является необходимость привлечения родителей для установления взаимоотношений между детьми и их родственниками, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.

Когда дети видят, что их родители участвуют в работе школы и класса, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.

Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.

Я так же стараюсь привлекать родителей. Так например при изучении темы по окружающему миру «Семья и её традиции» дети вместе с родителями составляли рассказы и фотовыставки о традициях в своей семье, оформляли «Древо жизни»; по математике и русскому языку составляют карточки с заданиями по изученной теме; оказывают помощь в участии конкурсов рисунков, открыток, участвуют в онлайн олимпиадах. Также приглашаю родителей посетить уроки (контроль поведения на уроках и переменах как своего ребёнка так и других детей)

Надо помнить, что каждый ребёнок способен созидать и творить. В этом ему помогает технология сотрудничества.

Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Статья "Обучение в сотрудничестве в начальной школе"

Автор: Лукьянова Светлана Владимировна

Дата: 07.07.2017

Номер свидетельства: 423835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Выступление по теме: «Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(124) "vystuplieniie-po-tiemie-tiekhnologhiia-obuchieniie-v-sotrudnichiestvie-orghanizatsiia-ghruppovoi-raboty-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "305235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457886912"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(63) "sozdaniie-probliemnoi-situatsii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "277722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452959558"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства