Просмотр содержимого документа
«Статья "Обучение в сотрудничестве в начальной школе"»
ПРИЁМЫ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бурный двадцатый век, промчавшийся с молниеносной быстротой, принёс человечеству столько величайших открытий, сколько их не было сделано ни в одном из прошедших столетий.
Никаких бы открытий не произошло, если бы - не образовывался человек. Следовательно – образование людям необходимо, как сама жизнь! Хотя у образования имеются свои подводные камни – это дополнительные нагрузки, перегрузки и конечно переутомления.
О плачевных результатах перегрузки и переутомления говорят и пишут много. Доктор мед. наук, профессор Владимир Филипович Базарный утверждает, что « за грамоту мир стал расплачиваться физическим и психологическим здоровьем: болезненная бледность, изнуряющие головные боли, гипертония, психо – неврастения, близорукость, сколиоз, хронические заболевания – давно стали атрибутикой именно образованного человека».
Как дать детям максимальный объём знаний, сохранив их здоровье.
Над этой проблемой уже много лет работают учёные всего мира.
В связи с этим в последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении.
Модернизация образования ориентирует школу «… не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей…».
Для достижения этой цели в своей работе я использую технологию сотрудничества.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Основная задача в процессе сотрудничества -активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.
Основными целями технологии сотрудничества являются:
1.Успех
2.Поиск сведений
3.Применение знаний
4.Творчество
5.Организация действий, общение
6.Родители
Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами. Этому способствует сама атмосфера обучения в сотрудничестве: развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в успехах окружающих товарищей не может удерживаться в границах учебного процесса, начинает влиять на все существование ребенка. Деятельность сотрудничества развивает равенство ученика и учителя. Ученик здесь является субъектом своей учебной деятельности.
Как же на уроке создать условия для естественного общения?
Все начинается с диалога. А диалог организуется при наличии собеседника. Я начинаю с работы в парах, которая является основой для организации устно-самостоятельной работы на любом этапе урока.
Сначала детям рассказываю правила работы и показываю на примере в паре с учеником.
Правила работы в паре.
При разговоре смотри на собеседника.
Называй товарища по имени.
Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Своё несогласие высказывай вежливо.
При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.
Отмечай прежде всего положительное.
В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили»…
Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.
Результатом работы является ваше общее мнение.
Покажите готовность вашей пары.
Оцениваем работу. Благодарим друг друга.
Необходимо показать детям как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи.Обязателен разбор ошибок совместной работы.
В паре мы отрабатываем: таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, правила проверки орфограмм, проверку д.з., навык чтения, пересказ прочитанного, чтение стихотворения наизусть, составление плана произведения, проводим взаимодиктанты, рисуем иллюстрации.
Важное место в технологии сотрудничества отводится работе в группах, командах. И здесь так же существуют свои правила.
Правила работы в группе
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Работай по алгоритму, плану.
Своевременно выполняй задание: следи за временем, доводи начатое дело до конца.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
Если не понял, переспроси.
Доказывай свои версии.
В группе ответы даёт каждый.
При затруднениях проси помощи у партнёра и помогай сам, если он об этом просит.
Умеешь сам – научи другого.
Каждый из группы должен уметь защитить общее дело, и своё в частности.
Здесь каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. При использовании технологии сотрудничествау учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.
Такую работу чаще организую без перестановки парт в классе, когда дети могут образовать группу из 4-х человек, повернувшись к сидящим сзади.
Однако организация групп часто требует такой перестановки мебели в классе.
Стараюсь создать группы так, чтобы в группе были ученики:
-с разными учебными возможностями;
-мальчики и девочки.
Учитель здесь руководствуется своими правилами
Правила для учителя при организации сотрудничества детей.
Правильно объединить детей в группы.
Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
Оценивать общую работу всей группы.
Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Самое важное из них: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми».
У меня в классе разные ученики – одни быстро усваивают все объяснения учителя, а другим которых в классе 65% требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку. Таким образом, совместными усилиями я ликвидируюю пробелы.
Приучаясь работать в группах, учащиеся вырабатывают у себя потребность наиболее точно и ясно выражать собственные мысли, проводить совместную деятельность, слышать не только себя, но и своих товарищей, согласовывать свои действия с ними, вести диалог, коллективно ставить цель и искать пути ее реализации, доверять своим товарищам, помогать им. Конечно, бывает, что группа не услышит ученика с правильной точкой зрения и примет неверное решение своих действий. Но отрицательный результат – тоже результат, важно его проанализировать.
После выполнения задания группа даёт оценку соей работы:
необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;
важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.
В своей работе я использую такие задания для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:
Выполнить задание по "цепочке" – прочитать текст по обзацам, решение устных приёмов сложение, вычитания, умножения, деления;
Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого и твёрдого знака;
Дать развернутый комментарий решенной на доске учителем задачи;
Изготовить опорные схемы для решения задач определенного типа;
Изготовить плакаты - графические опоры; (на определение падежей имён существительных, спряжения у глаголов)
Составить план текста из иллюстраций;
Инсценировать произведение;(Инсценировали басню «Ворона и лисица», фрагмент из сказки «12 месяцев»)
Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
Подготовить сообщение по теме; (например по окружающему миру по теме «Природные зоны России» делились на группы из 6 человек: один рассказывал о географич.положениии, другой о климате, третий о животном мире, четвёртый о растительном мире, пятый о деятельности человека, а шестой задавал вопросы на закрепление ребятам , которые слушали материал) Такой метод называется «Пила»
сочинить стихи,синквейн, вывести правило,
Творческие задания: придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам "Что было, если бы:";
Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;
Составить загадки по какой-либо теме;
Составить кроссворды по темам.
Составить мини-книжку.( делали книжки малышки после изучения темы «Устное народное творчество»)
Написание сочинения и изложения, мини – диктанты;
Взаимопроверка; сильные ученики проверяют работы слабых учеников, дают консультацию
- В своей работе я использую приёмы, которые способствуют укреплению сотрудничества. Это такие как :
1. Этика вербального обращения к ученику.
Этот приём помогает мне возбудить и укрепить радостное ожидание, предвкушение удовольствия от учёбы. « Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» В этих словах заложено участие педагога в учебном процессе. А в словах « Я хочу знать, что вам известно по этому вопросу…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
Вторым приёмом, применяемым в моей педагогической деятельности, является приём стимулирующего общения, который вызывает радость ученика:
данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
3. Дорисовывание (создание ситуации успеха):
Независимо от того, как ученик ведет себя на конкретном уроке, я стараюсь «накладывает» на него «краски», веря в то, что он настроен на совершенствование: «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Артём, за которого все так переживали, выполнил все задания без ошибок. Давайте поздравим его с успехом и будем ждать - большего»! Взгляд ребенка в этот момент просит: накладывайте на меня «краски», и я стану таким.
И одним из важнейших приёмов считаю: доверие ученику:
Обращаясь к ребёнку со словами: « Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому - добровольцы вперед!» этим я показываю, что абсолютно доверяю своим ученикам. Работая в группе, школьник учится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно
Большое значение имеет работа с родителями и уверена, что одной из важнейших задач технологии сотрудничества является необходимость привлечения родителей для установления взаимоотношений между детьми и их родственниками, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
Когда дети видят, что их родители участвуют в работе школы и класса, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.
Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Я так же стараюсь привлекать родителей. Так например при изучении темы по окружающему миру «Семья и её традиции» дети вместе с родителями составляли рассказы и фотовыставки о традициях в своей семье, оформляли «Древо жизни»; по математике и русскому языку составляют карточки с заданиями по изученной теме; оказывают помощь в участии конкурсов рисунков, открыток, участвуют в онлайн олимпиадах. Также приглашаю родителей посетить уроки (контроль поведения на уроках и переменах как своего ребёнка так и других детей)
Надо помнить, что каждый ребёнок способен созидать и творить. В этом ему помогает технология сотрудничества.
Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".