Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе
Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования умения и желания детей учиться. Отмечается важность воспитания желания к учебе ещё с начальных классов среднего общеобразовательного учебного заведения по- средством деятельностного подхода к обучению, в частности создания про- блемных ситуаций. Описываются основные методы, приемы, этапы и условия создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе. Автор статьи при- ходит к заключению о возможности творческого подхода к обучению при созда- нии проблемных ситуаций на школьных уроках, способствующих формированию познавательных способностей учеников, взаимодействию преподавателя и уча- щихся. Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, методиче- ский прием, задача, мышление. За последние десятилетия в обществе произошли изменения в представле- нии о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучива- нию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда. Вместо традиционной передачи знаний, умений и навыков от учителя к уче- нику, на первое место в школьном образовании выходит формирование у обуча- ющихся умения учиться. И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2 Педагогический опыт: теория, методика, практика Я считаю, что решение этих задач невозможно без деятельностного подхода в обучении. Одним из дидактических принципов деятельностного обучения яв- ляется принцип деятельности, суть которого заключается в том, что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом). Данный принцип реализуется в использовании тех- нологии проблемного обучения. По мнению Махмутова М.И., проблемное обучение – это «тип развиваю- щего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поиско- вая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности» [4, с. 34]. Главная ценность проблемного обучения в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждой вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неодно- значным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каж- дого ребенка. Основное, базовое, исходное понятие в теории проблемного обучения обо- значается термином «проблемная ситуация». Проблемная ситуация, как отме- чает Брызгалова С.И., «характеризует определенное психическое состояние уче- ника, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осо- знать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможно- стью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии (усвоении) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия» [2, с. 9]. Создание проблемной ситуации для обучающихся начинается с новизны ин- формации, необычайности, неожиданности, несоответствия с прежними знани- ями. Они являются сильными возбудителями познавательного интереса, которые обостряют эмоциональные и мыслительные процессы и заставляют наблюдать, Педагогика общеобразовательной школы 3 искать, догадываться, находить выход из возникшей проблемной ситуации. Тех- нология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания – творческий про- цесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск реше- ния проблемы, описание решения и его реализацию. Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока – при столк- новении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие «с удивлением» и возникшие «с затруднением». На начальных этапах обучения применение методов проблемного обучения предполагает постановку перед учащимися целесообразно подобранных про- блемных заданий, вызывающих проблемные ситуации и организацию оптималь- ных условий, обеспечивающих творческое усвоение новых знаний. А.М. Матюшкин считает, что при постановке задания, вызывающего про- блемную ситуацию, необходимо соблюдать следующие основные условия: 1. Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет уча- щийся. Они должны быть достаточными для понимания условий задания, дости- гаемой конечной цели и путей его выполнения. Задание должно включать один неизвестный элемент (отношение, способ или условия действия), потребность в котором должна вызываться у учащегося в процессе выполнения задания. 2. Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного за- дания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия. 3. Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потреб- ность в усваиваемом знании. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 Педагогический опыт: теория, методика, практика По мнению С.И. Брызгаловой, процесс решения задачи на уроке в началь- ной школе выглядит следующим образом: ? предъявление задачи учителем; ? возникновение проблемной ситуации (осознание фактов, данных в тексте задачи, как противоречивых); ? выход из проблемной ситуации (решение), который может проходить раз- ными путями: путём индукции (гипотеза – проверка гипотезы – ответ); путём дедукции (ответ – доказательство правильности ответа). В начальной школе проблемные ситуации я стараюсь использовать практи- чески на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закрепле- нии, контроле. Например, при изучении нового материала сталкиваю разные мнения учеников, а не предъявляю им чужие точки зрения. Для этого классу предлагаю вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников «затруднение» или «удивление». Как следствие, возникает проблемная ситуация, требующая ре- шения. Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов: ? учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; ? сталкивает противоречия практической деятельности; ? излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; ? предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; ? побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, обоснования, конкре- тизацию, логику рассуждения; ? определяет проблемные теоретические и практические задания; ? ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исход- ными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем реше- ния и др.). Педагогика общеобразовательной школы 5 При создании проблемных ситуаций учитель должен опираться на общие способы и пути создания проблемных ситуаций, но выбор этих способов и путей создания проблемных ситуаций может варьироваться, изменяться в зависимости от специфики предмета, темы, от возрастных и индивидуальных особенностей детей. При использовании на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудни- чество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает сов- местное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкно- вение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участни- ками совместной учебной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; разви- вает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся бо- лее привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уро- ках, приучает учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления. Список литературы 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. – М.: Просв., 2008. – 151с. 2. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. – Калинин- град: Издательство КГУ,1998. – 91 с. 3. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. 4. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе - М., 1977. 5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учени- ками: Пособие для учителя. М.: Просвещение. – 2002. – 168 с. 6. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе»
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования умения и желания детей учиться. Отмечается важность воспитания желания к учебе ещё с начальных классов среднего общеобразовательного учебного заведения по- средством деятельностного подхода к обучению, в частности создания про- блемных ситуаций. Описываются основные методы, приемы, этапы и условия создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе. Автор статьи при- ходит к заключению о возможности творческого подхода к обучению при созда- нии проблемных ситуаций на школьных уроках, способствующих формированию познавательных способностей учеников, взаимодействию преподавателя и уча- щихся. Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, методиче- ский прием, задача, мышление. За последние десятилетия в обществе произошли изменения в представле- нии о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучива- нию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда. Вместо традиционной передачи знаний, умений и навыков от учителя к уче- нику, на первое место в школьном образовании выходит формирование у обуча- ющихся умения учиться. И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2 Педагогический опыт: теория, методика, практика Я считаю, что решение этих задач невозможно без деятельностного подхода в обучении. Одним из дидактических принципов деятельностного обучения яв- ляется принцип деятельности, суть которого заключается в том, что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом). Данный принцип реализуется в использовании тех- нологии проблемного обучения. По мнению Махмутова М.И., проблемное обучение – это «тип развиваю- щего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поиско- вая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности» [4, с. 34]. Главная ценность проблемного обучения в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждой вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неодно- значным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каж- дого ребенка. Основное, базовое, исходное понятие в теории проблемного обучения обо- значается термином «проблемная ситуация». Проблемная ситуация, как отме- чает Брызгалова С.И., «характеризует определенное психическое состояние уче- ника, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осо- знать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможно- стью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии (усвоении) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия» [2, с. 9]. Создание проблемной ситуации для обучающихся начинается с новизны ин- формации, необычайности, неожиданности, несоответствия с прежними знани- ями. Они являются сильными возбудителями познавательного интереса, которые обостряют эмоциональные и мыслительные процессы и заставляют наблюдать, Педагогика общеобразовательной школы 3 искать, догадываться, находить выход из возникшей проблемной ситуации. Тех- нология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания – творческий про- цесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск реше- ния проблемы, описание решения и его реализацию. Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока – при столк- новении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие «с удивлением» и возникшие «с затруднением». На начальных этапах обучения применение методов проблемного обучения предполагает постановку перед учащимися целесообразно подобранных про- блемных заданий, вызывающих проблемные ситуации и организацию оптималь- ных условий, обеспечивающих творческое усвоение новых знаний. А.М. Матюшкин считает, что при постановке задания, вызывающего про- блемную ситуацию, необходимо соблюдать следующие основные условия: 1. Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет уча- щийся. Они должны быть достаточными для понимания условий задания, дости- гаемой конечной цели и путей его выполнения. Задание должно включать один неизвестный элемент (отношение, способ или условия действия), потребность в котором должна вызываться у учащегося в процессе выполнения задания. 2. Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного за- дания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия. 3. Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потреб- ность в усваиваемом знании. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 Педагогический опыт: теория, методика, практика По мнению С.И. Брызгаловой, процесс решения задачи на уроке в началь- ной школе выглядит следующим образом: предъявление задачи учителем; возникновение проблемной ситуации (осознание фактов, данных в тексте задачи, как противоречивых); выход из проблемной ситуации (решение), который может проходить раз- ными путями: путём индукции (гипотеза – проверка гипотезы – ответ); путём дедукции (ответ – доказательство правильности ответа). В начальной школе проблемные ситуации я стараюсь использовать практи- чески на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закрепле- нии, контроле. Например, при изучении нового материала сталкиваю разные мнения учеников, а не предъявляю им чужие точки зрения. Для этого классу предлагаю вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников «затруднение» или «удивление». Как следствие, возникает проблемная ситуация, требующая ре- шения. Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, обоснования, конкре- тизацию, логику рассуждения; определяет проблемные теоретические и практические задания; ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исход- ными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем реше- ния и др.). Педагогика общеобразовательной школы 5 При создании проблемных ситуаций учитель должен опираться на общие способы и пути создания проблемных ситуаций, но выбор этих способов и путей создания проблемных ситуаций может варьироваться, изменяться в зависимости от специфики предмета, темы, от возрастных и индивидуальных особенностей детей. При использовании на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудни- чество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает сов- местное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкно- вение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участни- ками совместной учебной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; разви- вает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся бо- лее привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уро- ках, приучает учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления. Список литературы 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. – М.: Просв., 2008. – 151с. 2. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. – Калинин- град: Издательство КГУ,1998. – 91 с. 3. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. 4. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе - М., 1977. 5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учени- ками: Пособие для учителя. М.: Просвещение. – 2002. – 168 с. 6. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.