Сочинения первоклассников и второклассников не велики по объему, но главная ценность их в том, что они заставляют учащихся самостоятельно думать, наблюдать.
Сочинение необходимо как особый вид речевого упражнения. Как определяет М.Р.Львов, «сочинение школьное – учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира».
Анализ литературных произведений в сочетании с созданием собственных опусов особенно активно развивает устную, письменную и внутреннюю речь школьников.
При написании сочинений выделяются такие цели:
Обучающая – научить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определив основную мысль сочинения; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка учащихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях.
Воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству.
Развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слова и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного..
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа над сочинением" »
Работа над сочинением
Сочинения первоклассников и второклассников не велики по объему, но главная ценность их в том, что они заставляют учащихся самостоятельно думать, наблюдать. Сочинение необходимо как особый вид речевого упражнения. Как определяет М.Р.Львов, «сочинение школьное – учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира». Анализ литературных произведений в сочетании с созданием собственных опусов особенно активно развивает устную, письменную и внутреннюю речь школьников. При написании сочинений выделяются такие цели: Обучающая – научить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определив основную мысль сочинения; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка учащихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях. Воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству. Развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слова и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного. Большую помощь должна оказать детям работа на этапе предварительной подготовки, когда они еще и не знали, что готовятся к сочинению. На этом этапе необходимо помочь детям накопить определенный речевой опыт: школьники наблюдают деревья, окружающую их природу, накапливают нужные слова, конструкции, вчитываемся в художественные зарисовки, сделанные писателями, которые могут пробудить собственное воображение, послужить толчком к поиску своих деталей, а для их изображения и своих языковых средств. Также работая над различными грамматика – орфографическими упражнениями стараюсь сочетать с наблюдениями над построением подлинных художественных зарисовок: над отбором деталей, над использованием языковых средств. Вот несколько фрагментов, которые мной использовались. «Снег! Точно лохматые пчелы разлетелись из громадного улья по всему свету. Кажется, что он не падает сверху, а поднимается вверх от земли. Скоро снег оденет весь город. Какими уютными становятся улицы! Какие пышные перины на балконах! Какие подушки на перилах!» (По В.Инбер). «Все небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали …» (По Л.Воронковой). «Все небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали…» (По Л. Воронковой). « В лесах было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинаковые снежинки…» ( К. Паустовский) Работая с этими и подобными текстами, не нацеливаю детей на запоминание авторских слов, сравнений, а просто вместе с ними вслушиваемся, всматриваемся в рисуемые картинки, убеждаясь: можно рисовать и словом. Стараемся находить языковые средства, особенно важные для картины, проводить лингвистические эксперименты, т.е. заменять, убирать слова, перестраивать предложения, чтобы дети могли убедиться в точности авторского слова, высказывания. При этом обращаю внимание детей не только на лексику, на образные слова и выражения, но и на формы слов, например на использование глаголов настоящего времени, «приближающего» действия к читателю, на формы прошедшего несовершенного, «удлиняющего» действия, на уместные повторы, на построение оценочных эмоциональных предложений и т. п. Непосредственно перед написанием прошу учеников еще раз представить себе ту картину, которую они хотят рисовать, и все время стараться держать ее перед глазами – это помогает быть художниками слова. Наблюдения показали, что некоторые ученики, прежде чем писать, должны поделиться своим замыслом с учителем. Были и такие, которые встают в тупик перед заданием и не знают, что писать. У ученика есть и необходимые впечатления, и определенные отношения к ним. Поэтому я наводящими вопросами стараюсь помочь лишь перешагнуть порог неуверенности. Воздерживаюсь от прямой помощи, лишь ограничиваюсь выслушиванием и одобрением передаваемых вариантов и использую лишь общие побудительные вопросы. Зима и весна. Прошла злющая зима. Наступила веселая весна. Когда была зима, все кругом было белым – бело. Когда наступила весна, расцвели пестрые цветы. Зимой деревья стояли в белоснежных шапках, а весной – в зеленых платьях. Зимой все насекомые сладко спали, а весной весело вылезают погреться на солнышко. Зимой падал, кружился легкий снежок, а весной капает дождик. Весной хорошо и зимой не хуже! (Маша К., 1 класс). Эти сочинения требуют не только активизации знаний, которые получили при наблюдении природы, но и нужны знания по чтению и естествознанию. Но бывает и этого не достаточно. Непосредственный толчок для включения учеников в работу может быть небольшое вступительное слово учителя. Возможен такой вариант: «Вы посмотрите, ребята, как изменила у нас зима жизнь людей и всей природы. А ведь есть такие места на земле, например, в Африке, где люди не знают, что такое зима, какие бывают зимние игры, как лес меняется зимой. Многие африканские дети никогда не видели этого. Давайте напишем сочинение: «Что бы я рассказал африканскому мальчику о зимнем лесе». Постарайтесь написать так, чтобы африканские дети могли представить себе все то, о чем вы будете писать». Здравствуй, дорогой друг! У нас идет зима. Вместо дождя идет снег, который состоит из маленьких и узорных снежинок. Снежинка упадет на руку и растает, превратится в капельку воды. Мы ездим на лыжах всем классом в лес. Лес будто в сказке. Выглянет солнышко и снег на деревьях, пнях заблестит, засверкает, заискрится. Елки покрылись слоем снега, надели белоснежные шубки. Березки завязали пушистые косынки. Пеньки покрылись пушистыми шапками. Лес белый – белый, словно невидимка, который спрятался под теплым одеялом. Мне очень нравится в зимнем лесу! До свидания! (Настя Ш., 2 класс). Широко использую сочинения, где требуется оценка явлений, рассуждения, например, темы «Мои три заветных желания», «Какую школу я хотел бы?», «Зачем учусь?», «Как сохранить природу?». "Чтобы сохранить нашу природу, созданы заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где нельзя охотиться. Много на земном шаре заповедников, там животным хорошо, они свободно ходят куда угодно и там им нечего и некого бояться. А зачем животных держать в заповедниках? Потому что этих животных осталось очень мало. Они исчезают и занесены в Красную книгу. Вот, например, всего двести уссурийских тигров осталось на Земле. Природу надо беречь! Когда я вырасту большая, как моя мама, то я создам заповедник большой пребольшой и назову его «Природа – дом зверей». Не надо убивать животных и вырубать леса! Лес – это дом животных. Животные тоже живые существа, как и человек и они тоже хотят жить!». (Настя К.) В дальнейшем материал, над которым проводим наблюдения, сопоставления, становится сложнее. С каждым годом содержательней и шире становятся наблюдения учащихся над природой, интереснее описания. Язык становится более выразительным, образным. Самопроверка творческой работы – это этап, важный для речевого развития. В это время школьники учатся совершенствовать написанное. Правда успешным этот процесс будет только при целенаправленном обучении. Прежде всего ученики должны знать, во – первых, что именно они проверяют, во – вторых, последовательность тех операций, которые им советую выполнять, в – третьих, способы внесения исправлений. Главное действие – перечитывание текста с определенной целевой установкой. Школьники встают в позицию читателя, того, кому текст адресован: сможет ли он увидеть, представить себе, не пропущены ли какие – то важные детали. Это перечитывание может завершиться внесением некоторых изменений. Еще один компонент самоконтроля – традиционный для школы. Однако каждый учитель знает, как трудно уберечь младших школьников от обилия орфографических ошибок. Как же оказывать детям орфографическую помощь, не сковывая при этом их творческой инициативы, самостоятельности? После того как сочинение написано, мои ученики проверяют его, используя орфографический словарь. Активное привлечение словарей для проверки сочинений, приучает к культуре умственного труда, оказывает существенную пользу в формировании орфографической зоркости учеников и снимает ненужные осложнения и без того трудной работы. Поэтому на уроке, когда пишем сочинения, у каждого учащегося на парте орфографический словарь. Кроме этого каждый ребенок может спросить правописание слова, которое затрудняет учащегося. Завершающий этап над сочинением – проверка и анализ. Обязательные условия: 1. Обсуждаем с детьми написанные сочинения. 2. Обязательно упоминаю всех учеников. 3. Предоставляю возможность отредактировать сочинение. Коллективные обсуждения создают положительную мотивацию литературного творчества и учебно – познавательной деятельности вообще, способствуют познанию детьми законов письменной речи, формируют такие качества личности, как сопереживание, умение оценить работу другого ученика и в то же время критично отнестись к собственному творчеству. Отдельные выдержки оцениваются с короткими комментариями и названием автора каждой работы. При обсуждении учу детей проявлять определенный такт, доброту, внимание. Сочинения – бесценный материал для меня. Они помогают лучше узнать внутренний мир детей, раскрывают неожиданные возможности отстающих учеников и так называемых молчунов. Сочинения могут быть не только средством, но и показателем общего развития ребенка, его нравственных ориентиров, качества усвоения содержания начального образования и, в частности, русского языка. Работу детей оцениваю по следующим показателям: Полнота и правильность раскрытия темы; Соответствие содержания сочинения заданному темой уровню сообщения; Логичность изложения; Наличие обобщенных суждений; Соответствие формы изложения звучания темы. Проверяю сочинения следующим образом: ошибки на неизученные правила исправляю, а ошибки на известные орфограммы или подчеркиваю, или ставлю точку на поля, с тем, чтобы ребенок сам мог найти ошибку и исправить. Стараюсь поощрять детей, написавшие не только искренние работы, но и аккуратно оформленные. На стадии работы в классе с уже готовыми сочинениями так же, как и при написании, используем не один какой – либо метод, а совокупность методов. Дети воспроизводят тексты сочинений, творчески их перерабатывают, переосмысливают, устанавливают новые, ранее не существующие связи, учатся сопереживать, отбирать из нескольких вариантов лучший. В то же время одновременно с контролем и обучением использую этап анализа сочинения для формирования положительного отношения к учебной деятельности в целом и к написанию сочинений, в частности. Сочинения помогают младшим школьникам накапливать реальный речевой опыт, и учат их речевому общению. Только целенаправленная систематическая работа по развитию речи школьников может дать высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи. «Сочинения на ряду с другими видами работ по развитию речи и мышления в продуманной системе должны привести к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этими богатствами».( З. И. Романовская)
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(270) "Сочинение-рассуждение по высказыванию К.Г. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом" "
["seo_title"] => string(165) "sochinieniie-rassuzhdieniie-po-vyskazyvaniiu-k-g-paustovskogho-niet-nichiegho-takogho-v-zhizni-i-v-nashiem-soznanii-chiegho-niel-zia-bylo-by-pieriedat-russkim-slovom"
["file_id"] => string(6) "238471"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1444572248"
}
}