Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, словарного запаса, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.
Как анализировать картину?
Существует несколько способов анализа картины. Одним из них является анализ произведения живописи, основанный на колорите полотна. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником настроении и чувствах изображенных героев, самостоятельно объяснить сюжет произведения.
В произведениях живописи по-разному отражаются представления о традициях, обычаях, исторических событиях, поэтому каждая картина должна рассматриваться с учетом того, что хотел выразить в ней автор.
Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей самой картины и от уровня развития художественного восприятия.
На первых этапах анализа картины обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).
Другой вариант анализа может идти по следующему плану:
Жанр картины.
Кто и что изображены.
Настроение, вызываемое этим произведением.
Основные микротемы картины.
Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит).
Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
Работу над составлением сочинения по картине могут значительно облегчить подготовительные упражнения:
Рассмотрите внимательно картину, определите ее тему. Составьте предложения на тему этой картины.
Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
Опишите предметы. которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
опишите ситуацию, изображенную на картине.
Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
Выразите свое отношение к герою, к картине.
Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
Составьте план описания картины.
Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.
При написании сочинения по картине вам помогут вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины:
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?
Какие изобразительно-выразительные средства использует художник?
Как интерьер характеризует героев?
Какое значение имеет фон картины?
Как художник относится к своим героям? Почему?
Много ли на картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла художника?
К какому жанру вы отнесете эту картину? Почему?
Что рассказал нам художник о мире и о себе?
Как художнику удалось изобразить праздник природы?
Какова основная мысль картины?
Перед написанием сочинения потренируйтесь в построении предложений: по данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины. При написании текста сочинения помогут слова и словосочетания со значением места, например: слева от … виднеется; прямо перед нами изображены …; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает …; вдалеке открывается….
Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может угадать, что было до и после изображенного времени. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени, например: после какого-либо события произошло …; только что совершилось …; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; еще не случилось, но уже….
Памятка подсказка.
Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри ее, прочитай статью о ее авторе.
Постарайтесь, прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник.
Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.
Соберите материал по картине. Воспользуйтесь «Учебным словарем».
Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А.С. Пушкина, И.А. Бунина и др.
Помните, главное – передать свое отношение к картине, найти свои яркие слова.
Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика работы над сочинением по картине. »
Методика обучения написанию
сочинения по картине
учитель нач. кл.
МАОУ СОШ № 30
Юркова Елена Павловна
Как написать сочинение по картине?
Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, словарного запаса, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.
Как анализировать картину?
Существует несколько способов анализа картины. Одним из них является анализ произведения живописи, основанный на колорите полотна. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником настроении и чувствах изображенных героев, самостоятельно объяснить сюжет произведения.
В произведениях живописи по-разному отражаются представления о традициях, обычаях, исторических событиях, поэтому каждая картина должна рассматриваться с учетом того, что хотел выразить в ней автор.
Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей самой картины и от уровня развития художественного восприятия.
На первых этапах анализа картины обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).
Другой вариант анализа может идти по следующему плану:
Жанр картины.
Кто и что изображены.
Настроение, вызываемое этим произведением.
Основные микротемы картины.
Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит).
Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
Работу над составлением сочинения по картине могут значительно облегчить подготовительные упражнения:
Рассмотрите внимательно картину, определите ее тему. Составьте предложения на тему этой картины.
Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
Опишите предметы. которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
опишите ситуацию, изображенную на картине.
Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
Выразите свое отношение к герою, к картине.
Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
Составьте план описания картины.
Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.
При написании сочинения по картине вам помогут вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины:
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?
Какие изобразительно-выразительные средства использует художник?
Как интерьер характеризует героев?
Какое значение имеет фон картины?
Как художник относится к своим героям? Почему?
Много ли на картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла художника?
К какому жанру вы отнесете эту картину? Почему?
Что рассказал нам художник о мире и о себе?
Как художнику удалось изобразить праздник природы?
Какова основная мысль картины?
Перед написанием сочинения потренируйтесь в построении предложений: по данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины. При написании текста сочинения помогут слова и словосочетания со значением места, например: слева от … виднеется; прямо перед нами изображены …; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает …; вдалеке открывается… .
Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может угадать, что было до и после изображенного времени. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени, например: после какого-либо события произошло …; только что совершилось …; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; еще не случилось, но уже… .
Памятка подсказка.
Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри ее, прочитай статью о ее авторе.
Постарайтесь, прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник.
Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.
Соберите материал по картине. Воспользуйтесь «Учебным словарем».
Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А.С. Пушкина, И.А. Бунина и др.
Помните, главное – передать свое отношение к картине, найти свои яркие слова.
Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.