kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над сочинением на уроках русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет учителю начальных классов в работе над сочинениями  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над сочинением на уроках русского языка»»

Минина Татьяна Степановна

МБОУ «СОШ №30» г. Чебоксары

учитель начальных классов


Методическая рекомендация для учителей начальных классов

«Работа над сочинением на уроках русского языка»


Работа над связной речью начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В начальных классах закладывается фундамент для успешного развития речи во всех последующих классах. Весь процесс обучения направлен на развития логического мышления и речи учащихся. Развитие мышления влечет за собой развитие устной и письменной речи учащихся, повышает их речевую культуру

Работая над связной речью, мы учим не только излагать своими словами чужие мысли, но и формированию навыка передавать собственные мысли.

Без сочинений, без изложения собственных мыслей учащимися невозможно развить речь и мышление.

Работа над письменными сочинениями начинается с 1 класса. Дети под руководством учителя составляют короткие устные сочинения по настенным и сюжетным картинами.

На первых порах, рассматривая картинки, ребенок называет все, что видит. Он не может систематизировать, располагать в логической последовательности, делить на главные и второстепенные; получается «сумбурный» рассказ по картине.

Чтобы научить систематизировать свои наблюдения и выделить в них главное, мы предлагаем на первых порах составлять все рассказы по одинаковому плану, состоящему из трех вопросов, которые соответствуют трем основным частям сочинения:

  1. Где и когда это случилось?

  2. Что случилось с действующими лицами, изображенными на картине?

  3. Чем кончилось событие? (Как ты относишься ко всему рассказанному?)

Ученик помнит, что на первый и третий пункты надо отвечать коротко, а на второй подробно. Нельзя, рассказывая о главном событии, возвращаться к описанию того, где и когда оно произошло. Ученик начинает отделять главное от второстепенного, учится передавать свои мысли в логической последовательности, разделять рассказ на части.

Первым ученическим письменным сочинением предшествует устная подготовка. Сочинение  составляется коллективно по вопросам и записывается учителем на доске. Затем учащиеся записывают сочинение самостоятельно.

После проверки сочинений учителем наступает этап их обсуждения в классе. Учитель дает общую оценку выполненной работы (щадящую, поощрительную). Затем зачитывает 2—3 удачных, по его мнению, сочинения и привлекает детей к обсуждению, побуждая их высказываться в соответствии с теми показателями-требованиями, которые приведены выше.

      Полезно зачитать и плохие сочинения, в которых нарушена последовательность событий, есть повторы, не могли отделить главное от второстепенного. И на этом этапе дети высказывают свои суждения.

 Птичья столовая.(Николаева Софья. 2Б класс)

        Наступила зима. Голодно птицам зимой. Трудно найти корма.       

Я и папа сделали им кормушку. Повесили её в парке на дереве. Положили семечки подсолнуха, хлебные крошки. Для синичек на ветках деревьев развесили сало. Первым прилетели синички. А воробьи угостились хлебными крошками.

       Слышны в парке голоса птиц. Каждый день после уроков я спешу в парк  к своим пернатым друзьям. Рады птички корму.


Вместе с духовным ростом ребенка качественно меняется его устная и письменная речь по содержательности и выразительности. Все эти изменения можно проследить по сочинениям учащихся. Наблюдения и впечатления детей дают самый широкий круг тем для устных рассказов и сочинений: «Мои друзья», «Любимые игры», «Мое любимое занятие», «Как я провожу выходной день (каникулы)», «Зима и весна», «Снежинки», «Природа весной», и т. д. — на выбор учащихся.

       Приведем сочинение «Моя любимая игрушка»:

«У меня есть медвежонок Миша. Я его очень люблю. Он коричневый, мохнатый только кончики лап черный. Уши у него очень маленькие, круглые. У него черные глазки и носик. Мой Мишка очень мягкий. Он всегда рядом со мной, даже ночью. Мы спим вместе».

Выбирая картину для сочинения, необходимо учитывать не только доступность ее содержания, но и орфографическую подготовку учащихся. Систематически проводимые сочинения способствуют повышению грамотности учащихся, развивают

орфографическую зоркость, самостоятельности.

Вывод: Систематическая работа над связной речью способствуют развитию мышления учащихся, общего развития личности ребенка.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Минина Татьяна Степановна

Дата: 26.01.2017

Номер свидетельства: 384068

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация «Художник-сказочник».  Виктор Михайлович Васнецов "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-khudozhnik-skazochnik-viktor-mikhailovich-vasnietsov"
    ["file_id"] => string(6) "122939"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414357938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства