Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над сочинением на уроках русского языка»»
Минина Татьяна Степановна
МБОУ «СОШ №30» г. Чебоксары
учитель начальных классов
Методическая рекомендация для учителей начальных классов
«Работа над сочинением на уроках русского языка»
Работа над связной речью начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В начальных классах закладывается фундамент для успешного развития речи во всех последующих классах. Весь процесс обучения направлен на развития логического мышления и речи учащихся. Развитие мышления влечет за собой развитие устной и письменной речи учащихся, повышает их речевую культуру
Работая над связной речью, мы учим не только излагать своими словами чужие мысли, но и формированию навыка передавать собственные мысли.
Без сочинений, без изложения собственных мыслей учащимися невозможно развить речь и мышление.
Работа над письменными сочинениями начинается с 1 класса. Дети под руководством учителя составляют короткие устные сочинения по настенным и сюжетным картинами.
На первых порах, рассматривая картинки, ребенок называет все, что видит. Он не может систематизировать, располагать в логической последовательности, делить на главные и второстепенные; получается «сумбурный» рассказ по картине.
Чтобы научить систематизировать свои наблюдения и выделить в них главное, мы предлагаем на первых порах составлять все рассказы по одинаковому плану, состоящему из трех вопросов, которые соответствуют трем основным частям сочинения:
Где и когда это случилось?
Что случилось с действующими лицами, изображенными на картине?
Чем кончилось событие? (Как ты относишься ко всему рассказанному?)
Ученик помнит, что на первый и третий пункты надо отвечать коротко, а на второй – подробно. Нельзя, рассказывая о главном событии, возвращаться к описанию того, где и когда оно произошло. Ученик начинает отделять главное от второстепенного, учится передавать свои мысли в логической последовательности, разделять рассказ на части.
Первым ученическим письменным сочинением предшествует устная подготовка. Сочинение составляется коллективно по вопросам и записывается учителем на доске. Затем учащиеся записывают сочинение самостоятельно.
После проверки сочинений учителем наступает этап их обсуждения в классе. Учитель дает общую оценку выполненной работы (щадящую, поощрительную). Затем зачитывает 2—3 удачных, по его мнению, сочинения и привлекает детей к обсуждению, побуждая их высказываться в соответствии с теми показателями-требованиями, которые приведены выше.
Полезно зачитать и плохие сочинения, в которых нарушена последовательность событий, есть повторы, не могли отделить главное от второстепенного. И на этом этапе дети высказывают свои суждения.
Птичья столовая.(Николаева Софья. 2Б класс)
Наступила зима. Голодно птицам зимой. Трудно найти корма.
Я и папа сделали им кормушку. Повесили её в парке на дереве. Положили семечки подсолнуха, хлебные крошки. Для синичек на ветках деревьев развесили сало. Первым прилетели синички. А воробьи угостились хлебными крошками.
Слышны в парке голоса птиц. Каждый день после уроков я спешу в парк к своим пернатым друзьям. Рады птички корму.
Вместе с духовным ростом ребенка качественно меняется его устная и письменная речь по содержательности и выразительности. Все эти изменения можно проследить по сочинениям учащихся. Наблюдения и впечатления детей дают самый широкий круг тем для устных рассказов и сочинений: «Мои друзья», «Любимые игры», «Мое любимое занятие», «Как я провожу выходной день (каникулы)», «Зима и весна», «Снежинки», «Природа весной», и т. д. — на выбор учащихся.
Приведем сочинение «Моя любимая игрушка»:
«У меня есть медвежонок Миша. Я его очень люблю. Он коричневый, мохнатый только кончики лап черный. Уши у него очень маленькие, круглые. У него черные глазки и носик. Мой Мишка очень мягкий. Он всегда рядом со мной, даже ночью. Мы спим вместе».
Выбирая картину для сочинения, необходимо учитывать не только доступность ее содержания, но и орфографическую подготовку учащихся. Систематически проводимые сочинения способствуют повышению грамотности учащихся, развивают
орфографическую зоркость, самостоятельности.
Вывод: Систематическая работа над связной речью способствуют развитию мышления учащихся, общего развития личности ребенка.