kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение-рассуждение по высказыванию К.Г. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение № 1 План урока 1.Актуализация внимания учащихся Чтение учителем эпиграфа к уроку: «Единственная настоящая роскошь на Земле - роскошь человеческого общения» ( Экзюпери ). Учитель предлагает детям воспользоваться этой роскошью- роскошью общения. Речь на уроке пойдет о сочинении на лингвистическую тему. Что больше всего будет интересовать, попробуем определить, прослушав высказывание В.А. Сухомлинского. Его читает подготовленный ученик. (Человеческие поступки в слове, даже во взгляде. Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным поцелуем, и благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, ушатом холодной воды, и комьями вонючей грязи — все это может вести в себе человеческое слово; оно оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание, это самый гнусный поступок-предательство. Бывает и наоборот. Предательством становится слово, которое должно молчать, храня тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное слово приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение, безнадежность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слезы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души ). Работа с текстом высказывания В.А. Сухомлинского. Поиск ключевых слов: Конечно, главное это- СЛОВО. Роль слова. Убить, оживить, ранить, излечить, одухотворить, породить- глаголы, демонстрирующие созидательную и разрушительную силу слова. Поступок, добро, зло, молчание, беда - существительные, показывающие масштабность слова. Всему на Земле дано название. Почему это высказывание не оставляет нас равнодушными? ( Здесь обилие средств выразительности) Работа в группах по заполнению таблицы (1гр. находит метафоры, 2гр.- эпитеты, 3 гр.- олицетворения) Знакомство с высказыванием К.Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Эти слова созвучны высказыванию В.А. Сухомлинского. Так какова цель урока? (Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, раскрыв смысл высказывания на примере отрывка из художественного текста). 2. (Учитель напоминает о правилах работы на уроке) Работа над сочинением. а) краткая информация о писателе (Борис Львович Васильев (родился в 1924 г.) – русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала главной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие.», «В списках не значился», «Завтра была война» и др. ) и работа над текстом: школьники читают текст, обращая внимание на ключевые фразы, оценочные слова для поиска проблемы, а также определяют тему, основную мысль, тип речи, стиль; б) знакомство с пошаговой инструкцией по написанию сочинения: Шаг 1. Перечитать высказывание о языке. Осмыслить его. Выделить ключевые слова. Шаг 2 Выяснить, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь.(точность, выразительность, роль эпитетов, синонимов, метафор, олицетворений и т. п.) Шаг 3.Оформить вступление, формулируя позицию автора, выражая свое отношение к ней. Шаг 4.Написать основную часть. Шаг 5.Сделать заключение, в котором содержится вывод из всего вышесказанного. в) алгоритм сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: учащиеся вспоминают план сочинения части С 2.: 1. Тезис (позиция автора и отношение читателя к ней). 2. Аргументация: а) аргумент № 1; б) аргумент № 2. 3.Вывод. г) определение позиции автора и высказывание своей точки зрения: определение темы, обобщение; написание учащимися 1 абзаца сочинения и чтение нескольких вариантов; чтение учителем аналогичного фрагмента из своего сочинения; д) аргументация: поиск доказательств из предложенного текста, написание 2 части и выборочное чтение; чтение учителем аналогичного фрагмента из своего сочинения; е) работа над заключением: необходимо «завершение», короткое и емкое, логически связанное со вступлением и основной частью, выдержанное в той же тональности, что и все сочинение; написание школьниками заключения и выборочное чтение; чтение учителем заключения из своего сочинения. ё) доработка черновика (слайд № 3): продумывание логической связи между частями, проверка соотнесения логики сочинения с рассуждениями автора, абзацного членения, орфографии, пунктуации и т.д. 3. Обобщение по уроку. 4. Комментирование выставляемых оценок. 5. Задание на дом: доработать сочинение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение по высказыванию К.Г. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом" »

Пояснительная записка

Урок рассчитан на учащихся 9-го класса, сдающих экзамен по русскому языку в форме ОГЭ, с целью научить аргументированному рассуждению на лингвистическую тему с опорой на предложенный текст.

Предмет: русский язык.

Класс: 9


Тема урока: Сочинение-рассуждение по высказыванию К.Г. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»

Цель:

содержательная:

- познакомить учащихся с фрагментом произведения Б. Васильева;

деятельностная:

закрепить теоретические и практические навыки написания сочинения в формате ОГЭ; активизировать сложные мыслительные процессы учащихся: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Тип урока: общеметодологической направленности


Вид урока: урок-сочинение в формате ОГЭ.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка книг

Б. Васильева; тексты.


Методы, используемые на уроке: ИКТ-технологии, личностно ориентированный, метод критического мышления.
















Сценарий урока




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Техническое

оснащение

1.Актуализация внимания учащихся.

(7 мин)






























2.Работа над сочинением.



(25 мин)

























































3.Обобщение работы.

(8 мин)








4. Комменти-

рование оценок .

( 3 мин)


5.Домашнее

задание.

(2 мин)






Читает эпиграф, сообщает тему урока. Предлагает прослушать высказывание В. А. Сухомлинского и найти ключевые слова, определив их роль.





Обращается к словам К.Г.Паустовского .





Задает вопрос: «Какова цель урока?»







Напоминает о правилах работы на уроке


Сообщает о Б. Л. Васильеве, знакомит с выставкой его книг. Слушает чтение отрывка. Ведёт беседу, при необходимости корректирует её ход.



Выясняет этапы работы над сочинением.



Контролирует составление алгоритма сочинения.


Контролирует; читает свою формулировку.







Контролирует; приводит свои аргументы.






Контролирует; читает свою заключительную часть сочинения.



















Консультирует учащихся, зачитывает свои варианты сочинения






Комментируя, объявляет оценки.




Дает задание доработать текст сочинения и желает успехов в написании сочинения




Слушают; заранее подготовленный ученик читает

наизусть слова В. Сухомлинского.

Находят ключевые слова, определяют роль слов. Работают в группах над средствами выразительности, заполняя таблицу.


Усматривают общность мысли разных авторов.(речь идет о словах, которыми именуется всё на земле)


Отвечают: «Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, раскрыв смысл высказывания на примере отрывка из художественного текста».

Слушают.




Слушают; читают текст; определяют тему, основную мысль, тип речи, стиль.








Сообщают этапы работы над сочинением.



Вспоминают алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему


Выясняют, какова позиция автора, высказывают свою точку зрения,

записывают, выборочно читают, слушают учителя; по необходимости записывают.

Предлагают аргументы, записывают, выборочно

зачитывают, слушают

учителя, корректируют записи.


Работают над заключительной частью сочинения, читают, слушают учителя, правят текст.



Дорабатывают черновики

(проверяют, верно ли деление текста на абзацы, исправляют орфографические и пунктуационные ошибки, просматривают грамматический строй речи)





Подводят итог, делают обобщение,

слушают, анализируют, аргументируют свою точку зрения

записывают, слушают, уточняют



Слушают.





Получают задание доработать текст сочинения.









Слайд1-6















Слайд 7





Слайд 8,9 тексты








Слайд 10




Слайд 11












Слайд 12





Слайд13





Слайд 14,15









Слайд 16,17








Слайд 18






















Слайд 19,20















Слайд 21







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кособокова Елена Николаевна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238471


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства