обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка"
Обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка"
В современном мире возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывание результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса в процессе школьного обучения.
Поэтому постепенно изменяются методы преподавания с целью интенсификации процесса обучения, повышения мотивации к учению.
В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Ведь безусловно нужные, но все же «постные» методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности.
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;
- задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;
- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.
Предлагаю систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
«Ребусы»
Можно использовать при изучении словарных слов, при изучении нового материала, тренируют внимание, сообразительность.
Ужин вьюга мороз
«Анаграммы»
Переставьте буквы местами и получите новое слово.
БАНКА (кабан), ВОЛОС (слово), ГЛАВА (влага)
«Разгадываем загадки»
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
Что за дом у них такой,
До краёв налит водой. (Аквариум)
«Доскажи словечко»
Хорошо использовать при отработке написания орфограмм в словах.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей).
«Лишнее слово»
Задание направлено на развитие умения находить общие и различающиеся признаки объектов.
- Назови лишнее слово, объясни, почему:
Щука, карась, окунь, рак;
Диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь.
«Логические цепочки»
- Прочитай первые и последние предложения логических цепочек; составьте для них два недостающих промежуточных звена, отражающих последовательность событий; полученные цепочки предложений запишите.
Данный вид упражнений формирует творческое воображение.
«Наборщик»
- Составь как можно больше слов из букв слова приключение, школьники.
«Грамматическая арифметика»
Кабан – ан + лук = ? (каблук)
Корь - ь + идол – л + р=? (коридор)
Ква + рак – ак + тира = ? (квартира)
«Короткие истории»
- Объясни, что означают выражения, придумай короткие истории, объясняющие их смысл.
Золотая середина. Золотые руки. А Васька слушает да ест. Белая ворона. Волков бояться, в лес не ходить.
Творческие сочинения.
Особое место в учебном процессе занимают сочинения, так как прекрасно формируют творческое мышление, эмоциональную и волевую сферы ребенка. При работе над сочинением важно не давать детям готового образца, сочинения у всех детей должны быть разные. При анализе важно акцентировать внимание детей на лучших работах, на ярких выражениях, сравнениях.
Перед написанием творческого сочинения нужно начинать подготовку заранее. После сообщения темы сочинения дети собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания. Параллельно с изучаемой темой проводится большая лексическая работа по подготовке к сочинению. Виды упражнений могут быть разнообразными. Лучше использовать такие, которые заставляют детей логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать. Нужно научить детей правильно и толково излагать свои мысли, спорить и доказывать, отстаивать свое мнение в различных жизненных ситуациях.
Тематика сочинений должна быть разнообразной и близка детям. Например, «Путешествие кленового листика», «Приключения снежинки», «Если бы я был волшебником» и др.
Таким образом, процесс обучения творчеству нужно строить так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, развивать на определённом уровне творческое мышление, фантазию, воображение. А для этого он должен чувствовать уверенность в своих силах, верить, что всё у него получится. Большую роль в развитии способностей играет психологический климат в классе. Учитель должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, развивают организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«обобщение опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка" »
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
В современном мире возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывание результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса в процессе школьного обучения.
Поэтому постепенно изменяются методы преподавания с целью интенсификации процесса обучения, повышения мотивации к учению.
В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Ведь безусловно нужные, но все же «постные» методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности.
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;
- задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;
- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.
Предлагаю систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
«Ребусы»
Можно использовать при изучении словарных слов, при изучении нового материала, тренируют внимание, сообразительность.
Ужин вьюга мороз
«Анаграммы»
Переставьте буквы местами и получите новое слово.
БАНКА (кабан), ВОЛОС (слово), ГЛАВА (влага)
«Разгадываем загадки»
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
Что за дом у них такой,
До краёв налит водой. (Аквариум)
«Доскажи словечко»
Хорошо использовать при отработке написания орфограмм в словах.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый… (воробей).
«Лишнее слово»
Задание направлено на развитие умения находить общие и различающиеся признаки объектов.
- Назови лишнее слово, объясни, почему:
Щука, карась, окунь, рак;
Диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь.
«Составь слова»
к
о
р
к
а
«Шифровка»
Шифр
1 Д Р И О 1 , 2 , 1 , 2 , 2 , 2 , 3
2 В Н Т Е (деревня)
3 Х Ф Я У
«Логические цепочки»
- Прочитай первые и последние предложения логических цепочек; составьте для них два недостающих промежуточных звена, отражающих последовательность событий; полученные цепочки предложений запишите.
Данный вид упражнений формирует творческое воображение.
«Наборщик»
- Составь как можно больше слов из букв слова приключение, школьники.
«Грамматическая арифметика»
Кабан – ан + лук = ? (каблук)
Корь - ь + идол – л + р=? (коридор)
Ква + рак – ак + тира = ? (квартира)
«Короткие истории»
- Объясни, что означают выражения, придумай короткие истории, объясняющие их смысл.
Золотая середина. Золотые руки. А Васька слушает да ест. Белая ворона. Волков бояться, в лес не ходить.
Творческие сочинения.
Особое место в учебном процессе занимают сочинения, так как прекрасно формируют творческое мышление, эмоциональную и волевую сферы ребенка. При работе над сочинением важно не давать детям готового образца, сочинения у всех детей должны быть разные. При анализе важно акцентировать внимание детей на лучших работах, на ярких выражениях, сравнениях.
Перед написанием творческого сочинения нужно начинать подготовку заранее. После сообщения темы сочинения дети собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания. Параллельно с изучаемой темой проводится большая лексическая работа по подготовке к сочинению. Виды упражнений могут быть разнообразными. Лучше использовать такие, которые заставляют детей логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать. Нужно научить детей правильно и толково излагать свои мысли, спорить и доказывать, отстаивать свое мнение в различных жизненных ситуациях.
Тематика сочинений должна быть разнообразной и близка детям. Например, «Путешествие кленового листика», «Приключения снежинки», «Если бы я был волшебником» и др.
Таким образом, процесс обучения творчеству нужно строить так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, развивать на определённом уровне творческое мышление, фантазию, воображение. А для этого он должен чувствовать уверенность в своих силах, верить, что всё у него получится. Большую роль в развитии способностей играет психологический климат в классе. Учитель должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, развивают организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.