kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: "Работа над аргументацией при подготовке к сочинению-рассуждению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка

по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)

Класс:        11

 

Тема урока: «Работа над аргументацией при подготовке к сочинению-рассуждению"

Цели методические:

  • Учебные

-подготовка к написанию сочинения, соответствующего критериям оценки части С 1 ЕГЭ;

-формирование лингвистической компетенции обучающихся.

  • Развивающие

-развитие навыков работы с текстом (выделять главное, существенное, поиск аргументов, ключевых/опорных слов);

-развитие навыков конспектирования, формулирования тезисов; работы с таблицей;

-развитие коммуникативных компетенций, умения работать в группе

  • Воспитательные

-воспитание философского отношения к постановке жизненных задач;

-воспитание гуманного отношения к людям;

-воспитание внимательного отношения к языку, к слову.

Цели дидактические[1]:

  • Знать:

-критерии оценивания ответа на задание С 1 ЕГЭ по русскому языку.

  • Уметь:

-находить проблему, формулировать авторскую позицию и аргументированно выражатьсобственное мнение по проблеме.

Оборудование урока (дидактический материал):

  • Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. Учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 14-е изд. – М.,2008.[2]
  • Критерии оценивания ответа на задание С 1 ЕГЭ по русскому языку.

 

[1] Предлагаем оформить запись на доске.

[2] Урок проводится на материале упражнения 315 (статья Д. Лихачёва «Цель и самооценка» из книги «Письма о добром и прекрасном»).

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Работа над аргументацией при подготовке к сочинению-рассуждению" »

План-конспект урока русского языка

по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)

Класс: 11

Раздел программы: «Текст. Лингвостилистический анализ текста».

Тема урока: «Аргументация личной позиции по проблеме исследуемого текста как элемент экзаменационного сочинения-рассуждения».

Цели методические:

  • Учебные

-подготовка к написанию сочинения, соответствующего критериям оценки части С 1 ЕГЭ;

-формирование лингвистической компетенции обучающихся.

  • Развивающие

-развитие навыков работы с текстом (выделять главное, существенное, поиск аргументов, ключевых/опорных слов);

-развитие навыков конспектирования, формулирования тезисов; работы с таблицей;

-развитие коммуникативных компетенций, умения работать в группе

  • Воспитательные

-воспитание философского отношения к постановке жизненных задач;

-воспитание гуманного отношения к людям;

-воспитание внимательного отношения к языку, к слову.

Цели дидактические1:

  • Знать:

-критерии оценивания ответа на задание С 1 ЕГЭ по русскому языку.

  • Уметь:

-находить проблему, формулировать авторскую позицию и аргументированно выражать собственное мнение по проблеме.

Оборудование урока (дидактический материал):

  • Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. Учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 14-е изд. – М.,2008.2

  • Критерии оценивания ответа на задание С 1 ЕГЭ по русскому языку.

Ход урока

  1. Приветствие. Организационный момент.

-объявление темы, целей урока;

-слово учителя, в котором объявляется примерный план урока, формы работы на уроке.

-расчерчивается таблица, заполнение которой по ходу урока поможет организовать анализ исходного текста и подготовку к сочинению по тексту.

автор

проблема и её комментарий

позиция

автора

собственное

мнение

Аргумент 1

Аргумент 2







  1. «Предтекстовый» этап. В ходе беседы учащиеся получают предварительную информацию, подготавливающую к восприятию и анализу текста:

      • Что нам известно об авторе статьи?

      • О чём говорит название? На какие мысли настраивает читателя?

      • Что такое цель в жизни?

      • Связаны ли цель в жизни и самооценка? Как заголовок статьи помогает ответить на этот вопрос? (Использование союза «и»).

      • Каков источник текста? Как это помогает определить актуальность поднимаемой в нём проблемы?

  1. Восприятие текста в ходе читательской деятельности.

-текст выразительно читает подготовленный ученик или сам учитель.

  1. Обсуждение проблематики текста статьи в беседе:

    • Какие чувства вызывает у читателя текст?

    • На какие мысли настраивает прочитанный текст?

    • Что становится предметом обсуждения в тексте?

    • Считаете ли вы актуальной, значимой, важной проблему, поднимаемую автором?

    • Сформулируйте проблему, подобрав соответствующие слова и продолжив запись на доске: Автор размышляет над (сложной, серьёзной, актуальной, злободневной, острой) проблемой (чего?).

Текст (фамилия, имя автора в род. п.) заставил меня задуматься над (сложной, серьёзной, актуальной, злободневной, острой) проблемой (чего?).

Что такое смысл жизни? Над этой (сложной, серьёзной, актуальной, злободневной, острой) проблемой размышляет автор в своей статье.

Прочитал текст и задумался. Что такое … и как это помогает человеку стать по-настоящему счастливым? Над этой (сложной, серьёзной, актуальной, злободневной, острой) проблемой размышляет (фамилия, имя автора в им. п.) в своей статье.

  • Запишите наиболее удачный вариант в таблицу.

  1. Анализ текста. Работа в группах (четыре группы).

Оптимальное количество групп и выбор конкретных заданий варьируется с учётом количественного состава класса, уровня подготовки.

V. 1. Выявление авторской позиции.

  • Задания для групп:

  1. Найдите в тексте статьи ключевые слова, поясняющие позицию автора.

  2. Какие аргументы использует автор для объяснения своей позиции?

  3. Найдите в тексте статьи слова и обороты, которые особо выразительно передают мысли и чувства автора.

  4. Что волнует автора? Поставьте вопросы к тексту.

  • Обсуждение ответов. Запись наиболее точно сформулированных тезисов в таблицу.

V. 2. Формирование собственного мнения, аргументация собственной позиции по проблеме.

  • Задания для групп:

1.1). Согласны ли с выводами, к которым приходит автор статьи?

1.2). Доводилось ли вам задумываться над своим будущим? Как вы можете соотнести свой жизненный выбор (например, профессию) с мыслями Д.С. Лихачёва о том, при каком условии человек может испытать настоящую радость от жизни?

2.1). Как вы понимаете слова Д.С. Лихачёва о необходимости увеличивать в жизни добро?

2.2). Можете ли вы привести примеры того, как люди известные, состоятельные помогают малообеспеченным, больным, неимущим? Приведите и прокомментируйте примеры.

3.1). Каким я представляю красивого человека? При ответе подчеркните нравственную составляющую личности.

3.2). На страницах каких произведений литературы поднимаются проблемы сочувствия, сопереживания, необходимости дарить добро? Приведите и прокомментируйте примеры.

4.1). Можно ли считать справедливыми слова автора: «Главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, … она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной»? Ответ обоснуйте.

4.2). Известны ли вам крылатые слова, народная мудрость по проблеме исследуемого текста? Приведите и прокомментируйте примеры.

  • Обсуждение ответов. Запись наиболее удачных мнений и примеров в таблицу.

  1. Профилактика ошибок в аргументации. Фронтальная работа3.

  • Укажите фрагмент сочинения, который не содержит подтверждение тезиса: «Милосердие – это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком»:

Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка!

Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о созидательной силе добра размышлял Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идеею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению.

Вспомним, что понятие «добро» не раз встречается в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Доброта и сочувствие остались в ожесточённых сердцах москвичей, испорченных квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить Фриду от мучительных напоминаний о совершённом ею преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает добро, когда прощает Понтия Пилата.

  • Объясните свой выбор.

  • Какой из фрагментов сочинения кажется вам наиболее удачным и почему?

  • Какой из фрагментов нуждается в дополнительном редактировании?

  1. Создание устного текста по записям в таблице.

На этом этапе каждый может не только испытать свои силы в создании (написании) сочинения, но и поработать экспертом, проверяющим работы (устные варианты сочинения) по определённым критериям оценивания.

  1. Подведение итогов. Объявление домашнего задания.

Домашнее задание: написать сочинение по тексту Д.С.Лихачёва «Цель и самооценка». (Упр. 315).





1 Предлагаем оформить запись на доске.

2 Урок проводится на материале упражнения 315 (статья Д. Лихачёва «Цель и самооценка» из книги «Письма о добром и прекрасном»).

3 Возможны и такие варианты этого этапа: фрагменты сочинений предлагаются в напечатанном виде для редактирования текста или его оценки по критерию К-4.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема урока: "Работа над аргументацией при подготовке к сочинению-рассуждению"

Автор: Вахитова Гузел Рифкатовна

Дата: 09.07.2014

Номер свидетельства: 109707

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства