В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" подросток. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.
По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Проблемные дети и их семья". »
Учитель Хохлова Л.В.
I квалификационной категории
Доклад
По теме: Проблемные дети и их семья
Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с проблемными детьми.
Кого мы имеем в виду, употребляя название «проблемные дети»? Детей, не реагирующих на тепло, заботу и внимание. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе и успешного обучения. Отстраняясь от учёбы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же мешая учителю одноклассникам, проблемные дети подрывают наш усилия обучать контролировать класс.
В то же время проблемный ребенок – это ребенок, который полон страха. Как армия может защититься, окружив себя крепостным стенами или выходя вперед на бой, так и ребенок, который боится, может замкнуться, не позволяя к себе подойти, или же выходит наружу и начинает раздавать удары направо и налево. Цель одна: не дать другим заглянуть в его душу.
Часто «проблемные дети» - это просто дети, которые встречаются с трудными ситуациями в школе или дома. И в одиночку они не могут решить ту или иную проблему.
Проблемный подросток и трудные семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье. Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих «проблемных» детей, можно выделить следующие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства частного предпринимательства;
- «эпидемия» разводов;
- потеря эмоциональных контактов с детьми.
Нет годного на все случаи жизни правила, как воспитывать ребенка, - все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ними отношения. Но есть наши с вами действия, которые противопоказаны любому ребенку без исключения. Речь о том, что взрослым нельзя делать.
Вот некоторые правила этого:
- Не унижай ребёнка. Мы иногда запросто можем сказать ребёнку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и др.
- Не угрожай. Мы иногда говорим: «Если ты ещё раз так сделаешь – ты у меня получишь!» Или «Если ты ещё раз стукнешь своего братика, я тебя так стукну». Всякий раз, когда мы угрожаем ребёнку, мы учим его бояться и ненавидеть нас. Кроме того, угрозы всегда относятся к будущему, а ребёнок живёт только в настоящем. Угрозы совершенно бесполезны – от них поведение ребенка не улучшится.
- Не вымогай обещаний. Ребёнок сделал что-то, чего делать нельзя. А ему говорят: «Теперь пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь». Ребёнок, конечно, пообещает. А через полчаса он повторит свою проделку снова. «Ты же обещал!» Но надо знать одно: обещания для маленького человека ничего не значат.
Приведу типы проблемных семей каковы задачи учителя.
Программа воспитательной работы "Проблемные дети и семьи"
Типы проблемных семей
Задачи классного руководителя £Jfyb*~***r■е~г~#/
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, -холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
• Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
• Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
• Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
• Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
• Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
• Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
• Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
• Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
• Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
• Пробудить интерес к самообразованию.
• Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
• Изменить жизненную ориентацию родителей.
• Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
• При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
• Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
• Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
• Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании
Кроме описанных в табл. 1 типов семей выделяют также:
-дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать - несовершеннолетняя);
-семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).
Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.
По типу запущенности:
• педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
С чего начать работу учителя с «проблемными» подростками? Прежде всего стоит выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту.
Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи;
- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика з неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников, наметить способы их улучшения;
- изучить интересы, наклонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
- познакомиться с положением ребёнка в семье;
- изучить воспитательный потенциал семьи и коллектива;
- выявить ошибки в выборе форм и методов воспитания.
В работе с проблемными детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного не только семейного, но и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение
отношений с семьёй, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
И только после этого составляется индивидуальный план работы с этими детьми и осуществляется помощь педагогически запущенным детям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 2007. - N2.
2. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 2000.
3. Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 2000.
4. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе... - М., 2006.