kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на ШМО учителей начальных классов "Работа с родителями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основа воспитательной работы в классе – это «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родители. От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. В 6,5 – 7 лет ребёнок приходит впервые в школу – и каждый согласится, что это ещё маленькое существо. Но в тоже время 7 лет – немалый период в воспитании. За это время (до школы) дети приобретают определённые привычки и склонности, хорошие и плохие. И многое здесь зависит от семьи, её культуры, морального уровня, согласия. Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса. Приняв 1 класс, где ребёнок делает свои первые шаги, учитель обязан за упрямыми, не послушными или, напротив, дисциплинированными Сашами, Олями, Машами увидеть ту среду, которая их такими воспитала. А для этого необходимо настоль тактично и сердечно подойти к каждому ученику, чтобы он пустил учителя в свой внутренний мир, чтоб и семья увидела в учителе друга, которому хочется довериться. Лишь при этом условии действительно можно помочь ученику исправиться и развить лучшие черты характера, помочь родителям лучше выполнять свой долг – заботиться о воспитании детей, растить их достойными гражданами нашей страны. Семья и школа должны вместе воспитывать и обучать ребёнка. Правильно организованная работа с родителями - уже половина успеха в обучении и воспитании учеников. Ещё до начала учебного года учитель знакомится не только со своими будущими первоклассниками, но и с их родителями, узнавая в личной беседе о положении в семье, индивидуальных особенностях ребёнка (занятия музыкой, способности к рисованию, болезненность, раздражительность, недостатки речи, зрение и т.д.), чтобы с первого же дня работы всё это учесть, не допуская промаха при общении с детьми,рассаживании, развитии возможности каждого. Основной формой работы с родителями являются родительские собрания. Они проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами. На первом собрании родителям надо рассказать о режиме дня школьника и роли его выполнения, о необходимых принадлежностях, о специфике учебной программы. В дальнейшем, когда учеников узнаём лучше, беседы с родителями становятся более конкретными и частыми. Уже с полной определённостью можно сказать, от какого ребёнка можно и нужно потребовать построже, а с какими следует проявить больше терпения: что он успешнее усваивает, в чём затрудняется, почему, как помочь. Сколько бы это ни отнимало времени и даже сил, учитель должен учить родителей методически правильно помогать детям в учёбе и воспитывать их. На родительских собраниях и в беседах надо внушить родителям, что они такие же воспитатели, как и учителя, лишь с той разницей, что у них не 15 – 20 воспитанников, а гораздо меньше, и они должны выработать в себе такие же качества, какие требуются от учителя: выдержку, терпение, индивидуальный подход к ребёнку, искренний интерес к его делам, высокую моральную принципиальность в личномповедении. При личных беседах с родителями объектом внимания №1 должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний и классный руководитель, уважаю чувства родителей, должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь следующих правил: 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Мои принципы общения с родителями: ? Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство. ? Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения. ? Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Исходя из цели воспитательной работы с родителями, я определила следующие задачи: 1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей; 2. Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей; 3. Привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми. Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи. Ещё одной формой работы с родителями является психолого-педагогическая диагностика. Без использования такой диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно трудное. Используя диагностику, я как классный руководитель помню о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствуюсь определенными правилами. Правило первое. Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем. Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме. Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков. Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем. Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал. Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании. Для чего классному руководителю нужна информация о семье? • Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка • Для привлечения родителей к работе класса • Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток». Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников? Социально-демографический портрет семьи. • Состав семьи. • Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст. • Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации). • Материальная обеспеченность семьи. • Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи. Круг интересов, хобби членов семьи. • Образ жизни семьи. Организация и принципы семейного воспитания. • Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых. • Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей. Взаимоотношения родителей с классом. • Участие членов семьи в жизни класса. • Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем. При работе с родителями обязательно надо привлекать родителей в учебно-воспитательный процесс. Для этого используются следующие формы работы: o дни творчества детей и родителей; o открытые уроки и внеклассные мероприятия; o помощь в организации и проведении внеклассных дел; o совместные праздники; o творческие лаборатории родителей; o походы, экскурсии в природу; o игры-соревнования. При проведении родительских встреч, собраний нужно знать секреты успешного проведения родительского собрания: 1. Для проведения родительского собрания выбираю наиболее благоприятный день и час и стараюсь, чтобы на это время ни у меня, ни у родителей моих учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п. 2. Определяю одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников моего класса, и на её обсуждении строю разговор с родителями. 3. Особое внимание обращаю на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга. 4. Подготавливаю визитки с именами родителей, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга. 5. Вместе с родителями придумываем правила для участников собрания. Например: • снимать верхнюю одежду обязательно; • не молчать при обсуждении проблемы; • отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; • называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д. 6. Берегу время людей, приглашённых на собрание. С этой целью устанавливаю регламент и строго слежу за его соблюдением. 7. В ходе собрания использую игры и групповые формы организации взаимодействия родителей. 8. При обсуждении проблемных вопросов опираюсь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы. 9. Стремлюсь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения. Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет: ? Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей; ? Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни; ? Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка; ? Сформировать общие подходы к воспитанию; ? Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей; ? Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка; ? Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося; ? Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ШМО учителей начальных классов "Работа с родителями" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бояркинская средняя общеобразовательная школа имени М.Е. Катукова.

140573, РФ, Московская область, Озерский район с. Бояркино

Телефон: 8-49670-42-1-44, 8-49670-42-1-10

Адрес электронной почты: ozery_bsosh@mail.ru








Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему


«Работа с родителями в начальной школе»





Учитель начальных классов

Белоусова Татьяна Алексеевна

























2014 г.

Основа воспитательной работы в классе – это «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родители. От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. В 6,5 – 7 лет ребёнок приходит впервые в школу – и каждый согласится, что это ещё маленькое существо. Но в тоже время 7 лет – немалый период в воспитании. За это время (до школы) дети приобретают определённые привычки и склонности, хорошие и плохие. И многое здесь зависит от семьи, её культуры, морального уровня, согласия. Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

Приняв 1 класс, где ребёнок делает свои первые шаги, учитель обязан за упрямыми, не послушными или, напротив, дисциплинированными Сашами, Олями, Машами увидеть ту среду, которая их такими воспитала. А для этого необходимо настоль тактично и сердечно подойти к каждому ученику, чтобы он пустил учителя в свой внутренний мир, чтоб и семья увидела в учителе друга, которому хочется довериться. Лишь при этом условии действительно можно помочь ученику исправиться и развить лучшие черты характера, помочь родителям лучше выполнять свой долг – заботиться о воспитании детей, растить их достойными гражданами нашей страны.

Семья и школа должны вместе воспитывать и обучать ребёнка. Правильно организованная работа с родителями - уже половина успеха в обучении и воспитании учеников.

Ещё до начала учебного года учитель знакомится не только со своими будущими первоклассниками, но и с их родителями, узнавая в личной беседе о положении в семье, индивидуальных особенностях ребёнка (занятия музыкой, способности к рисованию, болезненность, раздражительность, недостатки речи, зрение и т.д.), чтобы с первого же дня работы всё это учесть, не допуская промаха при общении с детьми,рассаживании, развитии возможности каждого.

Основной формой работы с родителями являются родительские собрания. Они проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.

На первом собрании родителям надо рассказать о режиме дня школьника и роли его выполнения, о необходимых принадлежностях, о специфике учебной программы. В дальнейшем, когда учеников узнаём лучше, беседы с родителями становятся более конкретными и частыми. Уже с полной определённостью можно сказать, от какого ребёнка можно и нужно потребовать построже, а с какими следует проявить больше терпения: что он успешнее усваивает, в чём затрудняется, почему, как помочь. Сколько бы это ни отнимало времени и даже сил, учитель должен учить родителей методически правильно помогать детям в учёбе и воспитывать их. На родительских собраниях и в беседах надо внушить родителям, что они такие же воспитатели, как и учителя, лишь с той разницей, что у них не 15 – 20 воспитанников, а гораздо меньше, и они должны выработать в себе такие же качества, какие требуются от учителя: выдержку, терпение, индивидуальный подход к ребёнку, искренний интерес к его делам, высокую моральную принципиальность в личномповедении. При личных беседах с родителями объектом внимания №1 должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний и классный руководитель, уважаю чувства родителей, должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь.


При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь следующих правил:


1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.


2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.


3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.


4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.


Мои принципы общения с родителями:


● Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.


● Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.


● Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.


Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.


Исходя из цели воспитательной работы с родителями, я определила следующие задачи:


1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;


2. Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;


3. Привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.


Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.


Ещё одной формой работы с родителями является психолого-педагогическая диагностика. Без использования такой диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно трудное.


Используя диагностику, я как классный руководитель помню о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствуюсь определенными правилами.


Правило первое. Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем.


Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.


Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.


Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.


Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.


Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.


Для чего классному руководителю нужна информация о семье?


• Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка


• Для привлечения родителей к работе класса


• Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».


Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?


Социально-демографический портрет семьи.


• Состав семьи.


• Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.


• Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации).


• Материальная обеспеченность семьи.


• Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи.


Круг интересов, хобби членов семьи.


• Образ жизни семьи.


Организация и принципы семейного воспитания.


• Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.


• Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.


Взаимоотношения родителей с классом.


• Участие членов семьи в жизни класса.


• Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.



При работе с родителями обязательно надо привлекать родителей в учебно-воспитательный процесс. Для этого используются следующие формы работы:


o дни творчества детей и родителей;


o открытые уроки и внеклассные мероприятия;


o помощь в организации и проведении внеклассных дел;


o совместные праздники;


o творческие лаборатории родителей;


o походы, экскурсии в природу;


o игры-соревнования.


При проведении родительских встреч, собраний нужно знать секреты успешного проведения родительского собрания:


1. Для проведения родительского собрания выбираю наиболее благоприятный день и час и стараюсь, чтобы на это время ни у меня, ни у родителей моих учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.


2. Определяю одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников моего класса, и на её обсуждении строю разговор с родителями.


3. Особое внимание обращаю на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.


4. Подготавливаю визитки с именами родителей, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.


5. Вместе с родителями придумываем правила для участников собрания. Например:


• снимать верхнюю одежду обязательно;


• не молчать при обсуждении проблемы;


• отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;


• называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.


6. Берегу время людей, приглашённых на собрание. С этой целью устанавливаю регламент и строго слежу за его соблюдением.


7. В ходе собрания использую игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.


8. При обсуждении проблемных вопросов опираюсь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.


9. Стремлюсь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.


Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:


● Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;


● Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;


● Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;


● Сформировать общие подходы к воспитанию;


● Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;


● Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;


● Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;


● Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Выступление на ШМО учителей начальных классов "Работа с родителями"

Автор: Белоусова Татьяна Алексеевна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Личный перспективный план по самообразованию "
    ["seo_title"] => string(48) "lichnyi-pierspiektivnyi-plan-po-samoobrazovaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "142619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418320162"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства