урок на тему: "В жизни всегда есть место подвигу" по произведению А.М.Горького "Песня о Соколе"
Урок на тему: "В жизни всегда есть место подвигу" по произведению А.М.Горького "Песня о Соколе"
Цель: развитие чувства ответственности, точности и ясности речи.
Задачи: Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения
Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе.
Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.
Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?
Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М.Горький «Часы»)
Оборудование: Презентация PowerPoint, карточки с высказываниями, карточками с чертами характера.
Ход урока
Организационный момент: психологический настрой. Представьте себе, что наш класс цветочная поляна. Возьмите стикеры (они разные), одним словом выразите ваше желание и прикрепите его куда хотите. Теперь нас окружают цветы и в такой благоприятной обстановке мы будем сегодня работать
Вступительное слово учителя – Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»
(Дети высказывают свое понимание цитаты Дж. Лессинга)
– Скажите, пожалуйста, что мы сегодня будем делать?
– совершенно верно мы будем спорить, размышлять.
Проверка домашнего задания – Посмотрите на доску. Вы видите иллюстрации к произведению «Песня о соколе».
– Давайте вспомним содержание произведения. Для этого я предлагаю вам выбрать одну из иллюстраций и рассказать о том, какой момент на ней изображен.
Работа над произведением
1. Характеристика героев
– Как мы с вами выяснили, главные герои произведения – Уж и Сокол.
– Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику по плану (На группы ребята разделились сами) (1 группа работает с образом Ужа, 2 – с образом Сокола):
Речь
Среда обитания
Природные стихии
Музыкальный образ (учащиеся слушают музыкальные фрагменты и подбирают подходящий)
Отношение к жизни, смысл существования
Затем учащиеся ранжируют термины по теме: характер (Детям раздаются карточки с чертами характера. Они должны отобрать те, которые подходят данному герою – Приложение 1).
(При работе в группах дети используют текст. Оказываю индивидуальную помощь)
2. Работа над идеей произведения – В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола?
– Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?
– Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?
– Кого имел в виду автор, описывая персонажей?
3. Работа над проблемным вопросом – Прочитайте еще раз, в чем смысл жизни Ужа и в чем видит смысл жизни Сокол.
– В чем же смысл человеческой жизни?
– Для того, чтобы сформулировать варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей.
(Учащимся раздаются карточки с высказываниями – Приложение 2. Дети зачитывают их вслух, объясняют, как они их понимают)
– В каждом высказывании подчеркните самые важные слова, которые отражают его суть.
– Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни.
Авторская позиция – Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу.
– Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему? Каждая группа отстаивает свое мнение, аргументируя его, приводя примеры из жизни.
Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы.
Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели себя как ужи, возможно, мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.
Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.
Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться.
Работа с примерами из жизни – Скажите, пожалуйста, может ли среда, в которой живет человек, удары судьбы повлиять на его дальнейшую жизнь? Как люди могут повести себя, если вдруг случиться горе? (некоторые начинают бороться, иные – деградируют)
– От кого это зависит?
– Закройте глаза и послушайте отрывок из музыкального произведения (звучит отрывок произведения Баха)
– Кто знает его название?
– Кто его написал?
– Послушайте отрывок из песни (звучит песня в исполнении Дианы Гурцкой)
– Кто его исполняет?
– Что может объединять двух этих людей, которые, в общем – то совершенно разные?
Работа с текстом – Найдите в тексте заключительные слова «Безумству храбрых….» Прочитайте их про себя. Какое слово повторяется несколько раз?
– Поему в песне прославляется безумство? Какой смысл вкладывает автор в это слово?
– В чем мудрость безумства?
Работа с высказыванием М.Горького – Посмотрите на слайд. Прочитайте высказывание М.Горького. Как вы его понимаете? Согласны ли вы с автором. Если да, то в чем?
Итог по уроку, д /задание – Ребята, я очень благодарна вам за сегодняшний урок. Но мне бы хотелось, чтобы вы продолжили размышления о теме, затронутой на уроке. Поэтому желающим помимо основного домашнего задания (выучить отрывок) предлагаю написать эссе на тему «В чем смысл человеческой жизни»
Рефлексия – Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?» (Ответы на стикерах)
Приложение 2
Два смысла в жизни – внутренний и внешний,
У внешнего – дела, семья, успех;
А внутренний – неясный и нездешний –
В ответственности каждого за всех.
И. Губерман
Суть жизни – самого себя найти.
М.Икбал
Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа.
С.Ликок
Жить – это значит дышать, это значит действовать.
Ж.Ж.Руссо
Человек может приятно жить лишь тогда, когда живет разумно, размеренно, мужественно и справедливо.
Эпикур
Правильно жить – значит работать. когда машина бездействует, ее начинает разъедать ржавчина.
Ж.Фабр
Счастье – жить на свете в ведро и ненастье,
Делать свое дело в горе и печали,
Чтоб душа и тело крылья обретали.
А.Гребенкин
Приложение 1
Трусость
Свободолюбие
Смелость
Невежественность
Самоуверенность
Гордость
Равнодушие
Стремление к подвигу
Рабская привязанность
Забота о себе
Мужество
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок на тему: "В жизни всегда есть место подвигу" по произведению А.М.Горького "Песня о Соколе" »
Тема: «В жизни всегда есть место подвигу» (по произведению М.Горького «Песня о Соколе».
Цель: развитие чувства ответственности, точности и ясности речи.
Задачи: Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения
Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе.
Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.
Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?
Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М.Горький «Часы»)
Оборудование: Презентация PowerPoint, карточки с высказываниями, карточками с чертами характера.
Ход урока
Организационный момент: психологический настрой. Представьте себе, что наш класс цветочная поляна. Возьмите стикеры (они разные), одним словом выразите ваше желание и прикрепите его куда хотите. Теперь нас окружают цветы и в такой благоприятной обстановке мы будем сегодня работать
Вступительное слово учителя – Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»
(Дети высказывают свое понимание цитаты Дж. Лессинга)
– Скажите, пожалуйста, что мы сегодня будем делать?
– совершенно верно мы будем спорить, размышлять.
Проверка домашнего задания – Посмотрите на доску. Вы видите иллюстрации к произведению «Песня о соколе».
– Давайте вспомним содержание произведения. Для этого я предлагаю вам выбрать одну из иллюстраций и рассказать о том, какой момент на ней изображен.
Работа над произведением
1. Характеристика героев
– Как мы с вами выяснили, главные герои произведения – Уж и Сокол.
– Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику по плану (На группы ребята разделились сами) (1 группа работает с образом Ужа, 2 – с образом Сокола):
Речь
Среда обитания
Природные стихии
Музыкальный образ (учащиеся слушают музыкальные фрагменты и подбирают подходящий)
Отношение к жизни, смысл существования
Затем учащиеся ранжируют термины по теме: характер (Детям раздаются карточки с чертами характера. Они должны отобрать те, которые подходят данному герою – Приложение 1).
(При работе в группах дети используют текст. Оказываю индивидуальную помощь)
2. Работа над идеей произведения – В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола?
– Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?
– Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?
– Кого имел в виду автор, описывая персонажей?
3. Работа над проблемным вопросом – Прочитайте еще раз, в чем смысл жизни Ужа и в чем видит смысл жизни Сокол.
– В чем же смысл человеческой жизни?
– Для того, чтобы сформулировать варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей.
(Учащимся раздаются карточки с высказываниями – Приложение 2. Дети зачитывают их вслух, объясняют, как они их понимают)
– В каждом высказывании подчеркните самые важные слова, которые отражают его суть.
– Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни.
Авторская позиция – Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу.
– Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему? Каждая группа отстаивает свое мнение, аргументируя его, приводя примеры из жизни.
Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы.
Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели себя как ужи, возможно, мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.
Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.
Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться.
Работа с примерами из жизни – Скажите, пожалуйста, может ли среда, в которой живет человек, удары судьбы повлиять на его дальнейшую жизнь? Как люди могут повести себя, если вдруг случиться горе? (некоторые начинают бороться, иные – деградируют)
– От кого это зависит?
– Закройте глаза и послушайте отрывок из музыкального произведения (звучит отрывок произведения Баха)
– Кто знает его название?
– Кто его написал?
– Послушайте отрывок из песни (звучит песня в исполнении Дианы Гурцкой)
– Кто его исполняет?
– Что может объединять двух этих людей, которые, в общем – то совершенно разные?
Работа с текстом – Найдите в тексте заключительные слова «Безумству храбрых….» Прочитайте их про себя. Какое слово повторяется несколько раз?
– Поему в песне прославляется безумство? Какой смысл вкладывает автор в это слово?
– В чем мудрость безумства?
Работа с высказыванием М.Горького – Посмотрите на слайд. Прочитайте высказывание М.Горького. Как вы его понимаете? Согласны ли вы с автором. Если да, то в чем?
Итог по уроку, д /задание – Ребята, я очень благодарна вам за сегодняшний урок. Но мне бы хотелось, чтобы вы продолжили размышления о теме, затронутой на уроке. Поэтому желающим помимо основного домашнего задания (выучить отрывок) предлагаю написать эссе на тему «В чем смысл человеческой жизни»
Рефлексия – Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?» (Ответы на стикерах)
Приложение 2
Два смысла в жизни – внутренний и внешний,
У внешнего – дела, семья, успех;
А внутренний – неясный и нездешний –
В ответственности каждого за всех.
И. Губерман
Суть жизни – самого себя найти.
М.Икбал
Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа.
С.Ликок
Жить – это значит дышать, это значит действовать.
Ж.Ж.Руссо
Человек может приятно жить лишь тогда, когда живет разумно, размеренно, мужественно и справедливо.
Эпикур
Правильно жить – значит работать. когда машина бездействует, ее начинает разъедать ржавчина.