kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "В жизни всегда есть место подвигу" по произведению А.М.Горького "Песня о Соколе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие чувства ответственности, точности и ясности речи.

Задачи: Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения

Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе.

Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.

Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М.Горький «Часы»)

Оборудование: Презентация  PowerPoint,  карточки с высказываниями, карточками с чертами характера.

 

Ход  урока

Организационный момент: психологический настрой. Представьте себе, что наш класс цветочная поляна. Возьмите стикеры (они разные),  одним словом выразите  ваше желание и прикрепите его куда хотите. Теперь нас окружают цветы и в такой благоприятной обстановке мы будем сегодня работать

Вступительное слово учителя     – Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»

 (Дети высказывают свое понимание цитаты Дж. Лессинга)

 – Скажите, пожалуйста, что мы сегодня будем делать?

 – совершенно верно мы будем спорить, размышлять.    

Проверка домашнего задания    – Посмотрите на доску. Вы видите иллюстрации к произведению «Песня о соколе».

  – Давайте вспомним содержание произведения. Для этого я предлагаю вам выбрать одну из иллюстраций и рассказать о том, какой момент на ней изображен.        

 

 Работа над произведением

1. Характеристика героев

– Как мы с вами выяснили, главные герои произведения – Уж и Сокол.

 – Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику по плану (На группы ребята разделились сами) (1 группа работает с образом Ужа,  2 – с образом Сокола):

Речь

Среда обитания

Природные стихии

Музыкальный образ (учащиеся слушают музыкальные фрагменты и подбирают подходящий) 

Отношение к жизни, смысл существования

Затем учащиеся  ранжируют термины по теме: характер (Детям раздаются карточки с чертами характера. Они должны отобрать те, которые  подходят данному герою – Приложение 1).

(При работе в группах дети используют текст. Оказываю индивидуальную помощь) 

 

2. Работа над идеей произведения   – В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола?

 – Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?

 – Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?

 – Кого имел в виду автор, описывая персонажей? 

3. Работа над проблемным вопросом – Прочитайте  еще раз, в чем смысл жизни Ужа и в чем видит смысл жизни Сокол.

 – В чем же смысл человеческой жизни?

 – Для того, чтобы сформулировать варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей.

 (Учащимся раздаются карточки с высказываниями – Приложение 2. Дети зачитывают их вслух, объясняют, как они их понимают)

 – В каждом высказывании подчеркните самые важные слова, которые отражают его суть.

 – Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни.  

 

 Авторская позиция   – Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу.

 – Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему? Каждая группа отстаивает свое мнение, аргументируя его, приводя примеры из жизни.

Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы.

         Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели себя как ужи, возможно, мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.

 Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.

 Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться.        

Работа с примерами из жизни    – Скажите, пожалуйста, может ли среда, в которой живет человек, удары судьбы повлиять на его дальнейшую жизнь? Как люди могут повести себя, если вдруг случиться  горе? (некоторые начинают бороться, иные – деградируют)

 – От кого это зависит?

 – Закройте глаза и послушайте отрывок из музыкального произведения (звучит отрывок произведения Баха)

 – Кто знает его название?

 – Кто его написал?

 – Послушайте отрывок из песни (звучит песня в исполнении Дианы Гурцкой)

 – Кто его исполняет?

 – Что может объединять двух этих людей, которые,  в общем – то совершенно разные? 

        

Работа с текстом     – Найдите в тексте заключительные слова  «Безумству храбрых….» Прочитайте их про себя. Какое слово повторяется несколько раз?

 – Поему в песне прославляется безумство? Какой смысл вкладывает автор в это слово?

 – В чем мудрость безумства?      

Работа с высказыванием М.Горького    – Посмотрите на слайд. Прочитайте высказывание М.Горького. Как вы его понимаете? Согласны ли вы с автором. Если да, то в чем?

        

Итог по уроку, д /задание  – Ребята, я очень благодарна вам за сегодняшний урок. Но мне бы хотелось, чтобы вы продолжили размышления о теме, затронутой на уроке. Поэтому желающим помимо основного домашнего  задания  (выучить отрывок) предлагаю написать эссе на тему «В чем смысл человеческой жизни»       

Рефлексия – Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?» (Ответы на стикерах)

Приложение 2

 

Два смысла в жизни – внутренний и внешний,

У внешнего – дела, семья, успех;

А внутренний – неясный и нездешний –

В ответственности каждого за всех.

                                                              И. Губерман

Суть жизни – самого себя найти.

                                                       М.Икбал

 

Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа.

                                          С.Ликок             

Жить – это значит дышать, это значит действовать.

                                                              Ж.Ж.Руссо

Человек может приятно жить лишь тогда, когда живет разумно, размеренно, мужественно и справедливо.

                                             Эпикур

Правильно жить – значит работать. когда машина бездействует, ее начинает разъедать ржавчина.

                                           Ж.Фабр

Счастье – жить на свете в ведро и ненастье,

Делать свое дело в горе и печали,

Чтоб душа и тело крылья обретали.

                                                 А.Гребенкин

Приложение 1

 

Трусость

Свободолюбие

Смелость

Невежественность

Самоуверенность

Гордость

Равнодушие

Стремление к подвигу

Рабская привязанность

Забота о себе

Мужество

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок на тему: "В жизни всегда есть место подвигу" по произведению А.М.Горького "Песня о Соколе" »

Тема: «В жизни всегда есть место подвигу» (по произведению М.Горького «Песня о Соколе».

Цель: развитие чувства ответственности, точности и ясности речи.

Задачи: Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения

Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе.

Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.

Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?

Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М.Горький «Часы»)

Оборудование: Презентация PowerPoint, карточки с высказываниями, карточками с чертами характера.


Ход урока

Организационный момент: психологический настрой. Представьте себе, что наш класс цветочная поляна. Возьмите стикеры (они разные), одним словом выразите ваше желание и прикрепите его куда хотите. Теперь нас окружают цветы и в такой благоприятной обстановке мы будем сегодня работать

Вступительное слово учителя – Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»

(Дети высказывают свое понимание цитаты Дж. Лессинга)

– Скажите, пожалуйста, что мы сегодня будем делать?

– совершенно верно мы будем спорить, размышлять.

Проверка домашнего задания – Посмотрите на доску. Вы видите иллюстрации к произведению «Песня о соколе».

– Давайте вспомним содержание произведения. Для этого я предлагаю вам выбрать одну из иллюстраций и рассказать о том, какой момент на ней изображен.


Работа над произведением

1. Характеристика героев

– Как мы с вами выяснили, главные герои произведения – Уж и Сокол.

– Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику по плану (На группы ребята разделились сами) (1 группа работает с образом Ужа, 2 – с образом Сокола):

Речь

Среда обитания

Природные стихии

Музыкальный образ (учащиеся слушают музыкальные фрагменты и подбирают подходящий)

Отношение к жизни, смысл существования

Затем учащиеся ранжируют термины по теме: характер (Детям раздаются карточки с чертами характера. Они должны отобрать те, которые подходят данному герою – Приложение 1).

(При работе в группах дети используют текст. Оказываю индивидуальную помощь)


2. Работа над идеей произведения – В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола?

– Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?

– Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?

– Кого имел в виду автор, описывая персонажей?

3. Работа над проблемным вопросом – Прочитайте еще раз, в чем смысл жизни Ужа и в чем видит смысл жизни Сокол.

– В чем же смысл человеческой жизни?

– Для того, чтобы сформулировать варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей.

(Учащимся раздаются карточки с высказываниями – Приложение 2. Дети зачитывают их вслух, объясняют, как они их понимают)

– В каждом высказывании подчеркните самые важные слова, которые отражают его суть.

– Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни.


Авторская позиция – Вернемся к нашим персонажам Ужу и Соколу.

– Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему? Каждая группа отстаивает свое мнение, аргументируя его, приводя примеры из жизни.

Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы.

Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели себя как ужи, возможно, мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.

Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.

Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться.

Работа с примерами из жизни – Скажите, пожалуйста, может ли среда, в которой живет человек, удары судьбы повлиять на его дальнейшую жизнь? Как люди могут повести себя, если вдруг случиться горе? (некоторые начинают бороться, иные – деградируют)

– От кого это зависит?

– Закройте глаза и послушайте отрывок из музыкального произведения (звучит отрывок произведения Баха)

– Кто знает его название?

– Кто его написал?

– Послушайте отрывок из песни (звучит песня в исполнении Дианы Гурцкой)

– Кто его исполняет?

– Что может объединять двух этих людей, которые, в общем – то совершенно разные?

Работа с текстом – Найдите в тексте заключительные слова «Безумству храбрых….» Прочитайте их про себя. Какое слово повторяется несколько раз?

– Поему в песне прославляется безумство? Какой смысл вкладывает автор в это слово?

– В чем мудрость безумства?

Работа с высказыванием М.Горького – Посмотрите на слайд. Прочитайте высказывание М.Горького. Как вы его понимаете? Согласны ли вы с автором. Если да, то в чем?

Итог по уроку, д /задание – Ребята, я очень благодарна вам за сегодняшний урок. Но мне бы хотелось, чтобы вы продолжили размышления о теме, затронутой на уроке. Поэтому желающим помимо основного домашнего задания (выучить отрывок) предлагаю написать эссе на тему «В чем смысл человеческой жизни»


Рефлексия – Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?» (Ответы на стикерах)





















Приложение 2



Два смысла в жизни – внутренний и внешний,

У внешнего – дела, семья, успех;

А внутренний – неясный и нездешний –

В ответственности каждого за всех.

И. Губерман


Суть жизни – самого себя найти.

М.Икбал



Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа.

С.Ликок


Жить – это значит дышать, это значит действовать.

Ж.Ж.Руссо


Человек может приятно жить лишь тогда, когда живет разумно, размеренно, мужественно и справедливо.

Эпикур


Правильно жить – значит работать. когда машина бездействует, ее начинает разъедать ржавчина.

Ж.Фабр


Счастье – жить на свете в ведро и ненастье,

Делать свое дело в горе и печали,

Чтоб душа и тело крылья обретали.

А.Гребенкин














Приложение 1


Трусость

Свободолюбие

Смелость

Невежественность

Самоуверенность

Гордость

Равнодушие

Стремление к подвигу

Рабская привязанность

Забота о себе

Мужество






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Досходжаева Данагуль Жолтаевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства