Разработка поможет учителю начальных классов создать на уроках ситуацию успеха.
В наше время многие ученики приходят в школу уже с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии (нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения), поэтому здоровьесбережение в учебном процессе просто необходимо.
Для подтверждения результатов работы по сохранности и укрепления здоровья учащихся я начну с самого важного и в тоже время с самого простого аспекта здоровье сбережения, который я соблюдаю и применяю в образовательном процессе!
Одним из условий создания здоровье сбережения считаю создание ситуации успеха ученика на уроке. Слайд 1. Ситуация успеха сохраняет психическое здоровье не только ребенка, но и учителя. Слайд 2.
Слайд 3. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Психологами был проведён опрос детей, надо было закончить предложение
«Я чувствую себя уверенным, когда учитель …
75% - когда учитель хвалит меня.
Роль ситуации успеха велика на любом этапе урока и вне его.
Создавая ситуацию успеха, мы даем возможность ученику пережить состояние радости, удовлетворения от результатов его деятельности, осознать свои способности, поверить в себя. Слайд 4.
Я приведу несколько примеров из моей практики.
С 1-го класса я приучаю учеников начинать свой ответ со слов: «Я думаю…», «Я считаю…», таким образом, ребёнок подчеркивает свою индивидуальность.
Так как в 1-ом классе безоценочная система, а лучшие работы надо как-то выделить, поэтому на лучшие работы я надевала обложку с надписью: Слайд 5.
«Молодец сегодня ты, ставлю тебе «5».
Как приятно было мне тетрадку проверять!»
И дети перед уроком с нетерпением ждали, чья тетрадь сегодня будет с подарком.
Оценивание учащихся на уроке. Слайд 6.
В течение всего урока я часто произношу слова: «хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов, ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!
- Использую устную похвалу
Ты очень постарался!
Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!
Благодарю за работу!
Ты меня порадовал!
Уже намного лучше!
Продолжай также хорошо работать.
Во 2-м классе я стала ставить оценку в конце каждого месяца за ведение тетради. И теперь ученик, если даже и пишет с ошибками, то у него может появиться в тетради 5 – это за ведение тетради.
- Письменная похвала в тетрадях. Использую слова и выражения: «Старался!», «Молодец!», «Стал лучше писать!» и т.д.
Каждую работу ученика рецензирую и комментирую, отмечаю малейший успех, подчеркивая, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».
Поддерживать ученика нужно постоянно: на любом этапе урока, перед контрольной работой, диктантом, проверочной работой. Убеждать и успокаивать: Слайд 7.
- В работе нет ничего сложного, все задания вы умеете выполнять хорошо, работа довольно легкая.
А после выставления отметок, спросить хорошо успевающих ребят:
- Как ты готовился к диктанту? Что помогло тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают делиться успешными ситуациями. Дети учат себя сами.
Слайд 8 - Коллективная похвала – учащиеся хлопают ученику, который дал правильный ответ на трудный вопрос, или получил хорошую отметку. Ребята радуются и малейшим достижениям своих одноклассников. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной.
Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему.
Слайд 9. Элементы соревнования. Рейтинг в классе.
В конце четверти определяем учеников, получивших за четверть большее количество «4» и «5». Результаты вывешиваются в классном уголке. Не забываем отметить успехи всех учащихся в динамике.
В классном уголке размещаем коллективные грамоты, а на доске вывешиваем грамоты отдельных учащихся которые они получили в школе и вне школы. Ребята очень хотят, чтобы их фамилии, фотографии, дипломы, грамоты были на видном месте.
Создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.