kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме " Создание ситуации успеха в учебно- воспитательном процессе как средство реализации здоровьесберегающих технологий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе как средство реализации здоровьесберегающих технологий.

Ионова Наталия Николаевна,

учитель начальных классов

 МОБУ СОШ №21, г. Белорецк.

 

В настоящее время в России введен и реализуется Национальный  образовательный  проект “Наша новая школа”. Школьное образование, по мнению Дмитрия Медведева, “представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны”.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

1.      Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

2.      Использование проблемных творческих заданий;

3.      Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

4.      Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

5.      Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья по теме " Создание ситуации успеха в учебно- воспитательном процессе как средство реализации здоровьесберегающих технологий" »


Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе как средство реализации здоровьесберегающих технологий.

Ионова Наталия Николаевна,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №21, г. Белорецк.


В настоящее время в России введен и реализуется Национальный образовательный проект “Наша новая школа”. Школьное образование, по мнению Дмитрия Медведева, “представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны”.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

2. Использование проблемных творческих заданий;

3. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

5. Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.


Со здоровьесберегающей деятельностью в образовательном процессе связаны понятия: “успех”, “успешность”.

Успех – это “удача в достижении чего-либо”, хорошие результаты в работе, учёбе (Г.Ю. Ксензова)

Успешность – это свойство, заключающее в себе успех”. А “успеваемость” трактуется как “степень успешности обучения, усвоения знаний” (Г.Ю. Ксензова)

Успешность – это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого ребёнка. Субъективные составляющие успешности – это устойчивая высокая самооценка и удовлетворённость собой и своей деятельностью. Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление учиться лучше.

Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже устоявшееся отрицательное отношение к учению.

На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает своего успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. Он получает хорошую оценку, его хвалят, просят дать пояснение, на нем некоторое время сосредотачивается внимание всего класса. Такая ситуация может иметь большое значение.

Во-первых, у ребенка прилив энергии, он стремиться еще раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе.

Во-вторых, успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу.

Если научиться управлять такими ситуациями, то можно влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на весь класс.

Условия создания ситуаций успеха на уроке:

1.И обязательное условие- атмосфера доброжелательности в классе
на протяжении всего урока (слагаемые доброжелательности:
улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, расположенность и
т.д.)

2.Психологический настрой на урок.

Начинается с приветствия учителя и учеников. Как правило, мои дети бегут встречать учителя еще на лестнице третьего этажа. Я не отвергаю такие порывы. Звенит звонок:

Здравствуйте, мои друзья!

Нашей встрече рада я.

Разрешите вас обнять,

Вам удачи пожелать.

Улыбнитесь своему соседу слева, а затем справа, пожелайте друг другу удачи. Можно предложить на каждую букву слова «здравствуйте» придумать добрые слова-пожелания: з- здоровья, д- добра, р- радости и т.д.

Используем и нетрадиционные формы приветствия:

-ладонями, только их тыльной стороной,

-стопами, внутренней частью, только очень легко, чтобы не было

больно.

-плечами ( правое плечо легонько прикасается к плечу партнера, а

затем наоборот).

3. Эмоциональное поглаживание.

За один урок мы раз 20 говорим «молодец», «умница», «ребятки, я

горжусь вами». Может, есть школьники, которым именно этих слов в

жизни не хватает. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к

плечу - это и есть сущность того, что условно называется

эмоциональным поглаживанием.

4.Снятие страха.

Чтобы у ребенка пропала тревожность и появилась уверенность в собственных силах, приступая к самостоятельной работе, я всегда желаю ученикам удачи. Использую девизы: «Ни пуха, ни пера», «Вперед, к победе!» « У вас обязательно получиться, этот материал вам знаком», « Я даже не сомневаюсь в успешном результате». Ребята отвечают мне: «Спасибо, Наталия Николаевна, постараемся».

Анализируя лучшие работы, обращаю внимание и на такую, в которой отлично выполнены отдельные элементы задания и подчеркиваю, что ученик раньше этого не умел, а теперь умеет. Например, прописывая показы, обвожу в кружок наиболее удачно получившуюся букву, поддерживаю словесно: «Так держать!», «Ты меня радуешь», «Особенно хорошо тебе удалась эта часть работы». Нужно сравнивать ученика не с другими учениками, а с его прежними результатами, т.е. оценивать его продвижение.

Т.к. в 1 классе оценки не ставим, то кроме словесного поощрения, использую наградки (маленькие картинки-раскраски, которые делаю на компьютере). Дети хранят их в конверте, относятся очень трепетно и каждый раз пересчитывают их. В конце четверти подводим итог, каждый вне зависимости от места, которое он занял, получает небольшой приз. Наградки помогают видеть тех учеников, которые менее активны на уроке, я стараюсь таких учеников заметить и, давая им посильное задание, вовлекаю в обучающий процесс. Что касается записи в дневниках, лучше использовать записи побудительного характера, побуждая учащихся к действию. Сравни: «Плохо ведет себя на уроке» или «На уроке не разговаривай!», «Не готов к уроку» или «Внимательнее готовься к уроку!»

5. Следующее условие создания ситуации успеха - высокая мотивация учащегося. Для чего? Во имя чего мы это делаем?

Использую разнообразные формы проведения уроков: урок- игра, урок- соревнование, урок-сказка, где дети помогают сказочным героям достичь цели, урок-путешествие и др.

Использую метод проблемного обучения. При изучении нового материала ставлю перед учащимися проблему, в ходе исследования дети сами находят решение этой проблемы, т.е. ребенок сам совершает открытие нового, тем самым, переживая чувство удовлетворения от своей деятельности. Эту работу можно организовать в группах. Созданию ситуации успеха, на наш взгляд, способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Работая самостоятельно, часть обучающихся, к сожалению чувствуют себя неуверенно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые мной в своей педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах ( тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).

Ситуация успеха не возникает, если учащиеся не располагают полученными знаниями. Использую систему разнообразных дифференцированных опросов. Например: блиц-опрос «цветная проверка».

Детям раздаются индивидуальные карточки трех цветов по степени трудности: красные - сильным учащимся, зеленые - средним, желтые - слабым учащимся. Вслух не афишируются способности детей, на карточках заранее написаны имена и фамилии учеников. Проверку можно провести в группах по цвету карточки. Такая форма проверки позволяет незаметно (вне зависимости от индивидуальных особенностей ребенка повысить требования к нему).

Дифференцированные задания есть и в учебнике, где ребенок сам может выбрать, какое задание он будет выполнять.

6. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Например, на уроке тестового контроля использую программу «Наставник» при изучении темы « Табличное умножение и деление». Программа содержит разделы: диагностика, коррекция, диктант, экзамен. Детям дается возможность самим выбрать раздел, в котором он желает работать и тему: «Табличное умножение и деление на 2 и 3, 4и5, 6и7, 8и9» или зачет по всей теме. Виды контроля ученик тоже выбирает сам: контроль, фиксированный самоконтроль. Контроль с поощрением и т.д. Выполнив тест, работая в индивидуальном режиме, ученик имеет возможность увидеть и оценить свою работу. Компьютер выдает цифровую информацию: сколько заданий выполнено, в каких допущены ошибки. Выбрав раздел « работа над ошибками», ученик имеет возможность улучшить свой результат и получить высший балл..

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

С первых дней появления в классе компьютера дети особенно интересовались презентациями PowerPoint. Наконец, нашлись желающие узнать «как там все само двигается». Приносили заготовки из дома, что-то доделывали в классе, обменивались секретами. Кроме работы над проектами (а к концу третьего класса подготовка презентаций к защите учебных проектов стала обычным делом), ребята стали принимать участие в подготовке презентаций к уроку. Обычно в конце урока я сообщаю тему будущего и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик исполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.

В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

7.Проектная деятельность.

Практика показала, что большой интерес и познавательную активность вызывает работа учащихся над проектами. Эта работа выполняется по желанию учащихся. Например, после изучения темы «Космос» детям предлагала выполнить следующие виды проектов:

1)Создать книжку-самоделку «Солнечная система».

2)Написать сочинение по теме: «Путешествие по планете»

3)Сделать поделки, рисунки
4)Рефераты, доклады.

5) Компьютерная презентация.

Дети сами выбирали, какой вид работы они выполнят. На уроке защищали свой проект. Из 24 человек работу выполнили 18. Все защитились отлично. Некоторые решили изучать тему более подробно и на следующем уроке подготовили другие виды работ. Следует отметить, что остальные 5 человек тоже пожелали подготовить и защитить свой проект на следующем уроке. Лишь 1 проигнорировал задание. В ходе индивидуальной беседы выяснилось, что он увлекается военной техникой. Учитывая интересы учащегося, предложила подготовить доклад о военной технике на классном часе. Ученик не только подготовил доклад, но и принес свою коллекцию.

8. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного утомления и снятия мышечного и статического напряжения провожу на уроках физкультминутки, дыхательную и артикуляционную гимнастику, упражнения для глаз, релаксацию, массаж активных точек.

Из всего вышеизложенного материала можно заключить, что ситуация успеха - эффективное средство формирования положительного отношения к учению.

Известный афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ионова Наталия Николаевна

Дата: 20.08.2014

Номер свидетельства: 112346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "статья по теме:" здоровьесбережение детей с ограниченными возможностями здоровья" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-po-tiemie-zdorov-iesbieriezhieniie-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "138503"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417542992"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства