Мастер-класс «Создание ситуации успеха на уроке у младших школьников»
Цель мастер-класса: показать приёмы, применяемые на занятиях, для создания ситуации успеха у младших школьников; формировать учебную мотивацию.
На примере фрагмента урока окружающий мир Проект «Моя малая Родина
Цель занятия: формировать понятие о малой родине, как части большой страны, воспитание любви к Родине, уважительного отношения к себе и людям, умение представлять свою работу.
Ход занятия.
- Организационный момент. Своё занятие начинаем с положительного настроя.
Игра «Здравствуй!»
— Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
— Посмотри— ка ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на грудь).
Будем вместе (каждый игрок обе руки ладонями соединяет с руками партнёра, руки необходимо держать на уровне груди)
Жить (каждый участник хлопает в ладоши),
Друзья (партнёры соединяют руки ладонями, держа их на уровне груди).
Игра помогает детям снять страх и неуверенность перед уроком. Настраивает на положительные эмоции.
- Актуализация знаний
Класс разбиваем на группы по 5-6 человек.
НИРАДО Р1А ?
-Как называется наша Родина, наша страна? (Россия)
-Назовите столицу России? (Москва)
Блиц-турнир:
- Самый главный, высший орган государственной власти. (Правительство.)
• Москва — это столица. А что еще есть в Москве с таким же названием: Москва-... (река).
• Самая высокая башня. (Останкинская.)
• В какой части света расположено наше государство?(Европа) (имеет площадь около 10,5 млн км² и население 830,4 млн человек. Вместе с Азией образует материк Евразия. Европа названа по имени героини древнегреческой мифологииЕвропы, финикийской царевны.)
• Как называли крепость в старых русских городах? Сейчас это — главная достопримечательность Москвы. (Кремль.)
• О каком городском транспорте говорится в загадке?
Из края города в другой
Едет домик под дугой. (Трамвай, троллейбус.)
-Наша страна очень большая, но у каждого человека есть то место, где он родился и вырос. И это тоже называется Родина, малая Родина.
Наша малая Родина-Челябинская область, город Магнитогорск. Давайте посмотрим на него со стороны.
Видеоролик о Магнитогорске «Место встречи Европы и Азии» ( 4.55 мин)
— А теперь по первым буквам ответов блиц-турнира прочитайте слово. (Проект.)
-Предположите тему нашего урока? (Проект «Моя Малая Родина»)
-Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока? (формировать понятие о малой родине, как части большой страны, воспитание любви к Родине, уважительного отношения к себе и людям, умение представлять свою работу).
4. Работа по теме занятия
Далее мы предлагаем применить метод кластера .Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
У каждой группы на столах лежат листы, на них напишите :
-С чем у вас ассоциируется понятие «малая Родина»?
- Давайте проверим, что у вас получилось. ( высказывания учащихся)
Обобщим все ваши высказывания:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок…и я.
Сегодня мы с вами покажем, как мы любим и знаем свою малую Родину и отразим это в своих проектах.
5. Работа над проектами
Вам предлагаются подтемы : «Природа нашего края», «Достопримечательности города», «Культурная жизнь нашего города».
Каждая группа выбирает себе подтему. Работаете над ней .Выбираете форму представления проекта вашей группы. И на след. уроке защищаете его.
Уважаемые коллеги! На данном фрагменте занятия (т.к. его можно использовать как в урочной, так и внеурочной деятельности), мы показали приёмы ,создающие ситуацию успеха у школьников. Начали с положительной мотивации с помощью игры «Здравствуй», продолжили групповой работой, применили разноуровневые задания (ребусы), активизировали мыслительную деятельность при помощи «Блиц-турнира» в игровой (соревновательной) деятельности между группами. Использование ИКТ(видеоролика о городе) способствовало систематизации имеющихся знаний о своей малой Родине, а активный способ обучения -метод кластера ,помог учащимся проявить свои знания. Далее сама самостоятельная работа учащихся настраивает их на успешное завершение проекта и мотивирует на дальнейшие открытия нового.
Составители: Чумакова Н.П., Максимова Н.А., учителя начальных классов
МОУ СОШ № 6, г. Магнитогорска.