Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество с родителями в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста»
Р. П. Ксенофонтова
Сотрудничество с родителями в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Чебоксары – 2020 г.
Сотрудничество с родителями в экологическом воспитании детей
младшего школьного возраста
Р. П. Ксенофонтова
МОУ «СОШ № 2» г.Чебоксары
Вы не замечали такую характерную особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке (ходят в музыкальную школу), и в живописи (художественная школа), знают имена художников эпохи Возрождения и … не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить клен от каштана, кедр от пихты?
Очень хорошо об этом сказано в стихотворении А. Яшина:
Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых-
Просто диву даешься.
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды,
Ну, синички…
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только.
А цветы разве знаем
На лугах?
Разве ценим?
Все травой называем,
А подкошены - сеном.
И с деревьями то же:
Роща, в общем, и целом…
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим,
Не жалеем.
С чего же начинается экологическая этика в жизни каждого человека. Конечно же, с самого малого: закрываем ли мы открытый без пользы водопроводный кран, выключаем ли свет, выходя из комнаты, перешагиваем ли осторожно и бережно жука и муравья, бегущего по асфальту или лесной тропинке; не забываем ли поливать цветы на подоконнике; убираем ли после себя мусор в лесу.
Ведь каждый из нас, даже маленький ребенок, - Великан на полянах Природы. Какой он – добрый или не очень? А может быть, злой? Природа ежедневно задает нам эти вопросы, а мы ежедневно на них отвечаем своими поступками. Как помочь ребенку стать добрым Великаном?
Вот об этом должны думать взрослые с появлением малыша на свет.
Детям младшего школьного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о природе. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй – знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней.
Без родителей с данной проблемой справиться нелегко. На первом же собрании решались следующие задачи:
Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения младших школьников к природе.
Установить преемственность в работе с семьей.
3. Искать пути естественного включения семьи в процесс ознакомления ребенка с природой.
Формы влияния на семью для решения указанных задач могут быть разными. Но независимо от выбора нужно иметь представление о каждой семье. Получить такое представление поможет посещение семьи или анкетирование.
Вот примерные вопросы:
Любит ли ваш ребенок природу?
В чем это проявляется?
Часто ли вы бываете с ребенком на природе?
Как проходят такие прогулки?
Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, учить стихи о природе?
В чем испытали трудность?
О чем бы вы хотели узнать на собрании?
Родители стали чаще ходить с классом на экскурсии. В воскресные дни берут и детей и их друзей на прогулки в местные парки и водоемы. Они уже знают, что прогулки на природе целесообразно связывать с другими видами занятий. У детей появились блокноты, в которых они записывают то, что видели на природе или прочитали в энциклопедиях. Здесь есть и репортажи из леса (наблюдения за птицами, за изменениями в живой и неживой природе), сказки, загадки, вопросы об охране природы.
Вот одна из записей по парку: «Красив лес осенью. Идешь по лесу и думаешь, как же тут хорошо. Все оделось в золото. Как будто я иду по золотой дорожке. И со мной в золотом царстве наши друзья: то белка выглянет из гнезда, то птичка перелетит с ветки на ветку. Как красиво в лесу! Надо сохранить эту красоту!»
Дети с родителями стали чаще появляться в библиотеке. Где как ни в библиотеке найдешь ответы на загадки природы. Здесь же вместе с библиотекарями родители готовят утренники на экологическую тему. Например, «Каких животных можно держать дома» или «Собака не футбольный мяч. С ней приходится иметь дело и после игры». Надо добиться, чтобы дети сами пришли к выводу: щенок или котенок не игрушки, а живые существа. Они требуют постоянной заботы, ласки и, возможно, даже некоторых лишений со стороны их хозяев. Если каждый из нас будет нести ответственность за своих меньших братьев, то я думаю, меньше будет бродячих, брошенных животных.
Первые научные истины ребенок должен познавать в окружающем мире, чтобы источником мысли была красота и неисчерпаемая сложность природных явлений.
Каждый раз, посещая парк или лес дети убеждаются, что деревья самые могучие жители нашей планеты, но они беззащитны. Рассматриваются деревья и кусты, с помощью взрослых приходят к мнению, что если рядом много корявых, кривых и поломанных деревьев, значит, поблизости живут плохие люди.
Как же можно «обидеть» дерево? Содрать кору ради сока, сорвать листочек, сломать ветку. Особенно страдают от этого раннецветущие деревья: черемуха, сирень, верба.
А перед Новым годом люди приносят в дом елку. Спору нет, украшенные елки в доме – большая радость. Но все-таки стоит ли ради нескольких праздничных дней губить ценное неповторимое по красоте дерево?
Как же сберечь елки от вырубки? (Было дано задание: поговорить с родителями о том, как украсить жилье без живой елки.) В конце декабря начальная школа решила провести выставку под названием «Новогодние эскизы».
На уроке чтения читали стихотворение С.Я. Маршака «После праздника». И дети решили, что постараются украсить свою комнату к Новому году без живой елки.
На уроках чтения читали статьи без концовки, а как бы ты поступил? (Н. Сладков «Березовый сок»).
На уроке русского языка писали диктант «Береза плачет» и разбирали пословицу «Деревья умирают стоя».
После такой работы, оказавшись в подобных ситуациях, дети, я думаю, примут правильное решение. Параллельно изучались и закреплялись следующие правила:
Не ломай ветки деревьев и кустарников;
Не повреждай кору деревьев;
Не собирай березовый сок. Помни - это вредит дереву.
Но в лесу растут не только деревья и кустарники, но и разнообразные травы, цветы и грибы.
Беседа о луговых цветах начинается со стихотворения:
… Я должен над цветком наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(Самед Вургун)
А в конце разговора дается задание:
Поговорите с мамой о том, какие луговые, лесные или садовые цветы дольше стоят в вазе. Подумайте вместе, какие цветы посадить весной в саду или в палисаднике. Ведь ландыши можно вырастить и у себя в саду. А в лесу их лучше не трогать.
При изучении лекарственных трав детям дается практическое задание:
Спроси у мамы, какие лекарственные растения и в каком количестве она собрала в этом году. От каких они болезней? А весной проследи, сколько травы осталось. Стоит ли столько собирать? Приведу отрывок из записи одной девочки: «Ромашка - против воспаления, подорожник - заживляет раны, мать-и-мачеха - против кашля… Рви растения в меру. А если растение занесено в Красную книгу – не рви!»
Огромную работу совместно с родителями провели беседу и о грибах. Дети теперь знают, что все грибы являются санитарами леса. Они перерабатывают сотни тонн хвои, листьев, коры, опавших на землю. Деревья и грибы составляют одно сообщество. И разрушать эту связь нельзя, будут страдать обе стороны.
Дети не должны забывать, что лес – это дом для зверей, птиц, змей, лягушек, насекомых, пауков. Ребята уже знают, что некоторых животных и птиц надо подкармливать. Родители помогли сделать им кормушки, научили подбирать нужный корм. Дети с интересом наблюдают за поведением птиц и записывают данные в свои блокноты. Дети знают, что птицы – друзья леса, сада. А вот при упоминании о насекомых, змеях, лягушках вздрагивают или отмахиваются. А почему? Да потому что или ничего не знают о них, или знают очень мало. А как можно любить то, чего не знаешь?
Где они видели насекомых? Дома их давят, травят, гонят. Правильно. Это антисанитарно. Но ведь в лесу, саду они у себя дома, но нам некогда остановиться и обратить внимание детей на эти интересные существа.
Детям задаются такие вопросы:
Можно ли пауков назвать друзьями человека? Кто попадает в их сети? (Пауки хищные существа и уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству).
А давайте представим, что исчезли все комары. Вы скажете: «Как хорошо!» Но не все с вами согласятся. А знаете ли вы, что комарами питаются многие птицы, стрекозы, лягушки, а личинки комаров являются кормом для рыб. А то, что они кусаются, то их такими создала природа. А в природе ничего случайного нет.
Многие семьи имеют дачу или огород в деревне. И почти все лето дети и родители проводят. Надо обратить внимание учеников и их родителей на то, что на участке не только можно вырастить уникальный цветок или богатый урожай, но и наблюдать за жизнью насекомых. Учитель как–то должен заинтересовать, дать толчок для дальнейшей работы. О летающих насекомых они что-то знают, а вот о ползающих – почти ничего. А вот в саду можно встретить жужжелицу, златоглазку, наездника, божью коровку и других друзей сада.
Красная книга становится с каждым годом все толще и толще. Давайте вспомним и будем выполнять все правила, которые мы изучали в течение сего года. Подумай, как ты будешь вести себя на природе:
во время отдыха в лесу -…
при встрече в лесу с детенышами лесных зверей -…
при сборе лесных ягод и плодов -…
при встрече с птенцами на земле -…
при встрече красиво цветущих растений -…
во время завтрака на лесной поляне -…
при разжигании костра в лесу -…
при встрече с поврежденными деревьями -…
при встрече с больными или искалеченными животными (птицами, детенышами лесных зверей) - …
И всегда помните, что человек не только губитель природы. Он может и должен быть ее садовником, ее лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим богатства своего дома.
Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И, может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Малыш, который наблюдает за ростом стебелька, цветка, за рождением, развитием птиц и зверей, задумается, прежде чем сорвет редкий цветок, а потом выбросит его в придорожную пыль или бросит камень в беззащитного зверька. Я в этом уверена!
Литература.
Гребеников И. В. Школа и семья. – М.: Просвещение, 1985.
Плешаков А. А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение, 1995.