Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся от программы к результату
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся от программы к результату
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся:
от программы к результату.
«Эхо Великой войны в сердце моей семьи» 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, посвящается.
Жидяева Валентина Васильевна
пос. Кутузовский
(ГБОУ СОШ пос. Кутузовский)
Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была одной из приоритетных в сознании русского человека. Глубокие социально-экономические преобразования сегодняшнего дня заставляют задуматься о будущем России, а значит о новом поколении россиян. Часто обвиняют молодежь в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому так актуальна проблема воспитания школьников. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию.
Перед образовательным учреждением стоит задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Процесс обучения и воспитания должен обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В концепции сказано, что воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Реализация ФГОС предполагает выполнение трех групп требований:
· Требования к структуре и содержанию
· Требования к условиям
· Требования к результатам
Реализация духовно-нравственного воспитания тоже рассматривается с позиций выполнения этих групп требований.
Требования к содержанию.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
– патриотизм;
– гражданственность;
– социальная солидарность;
– человечество – мир во всем мире, международное сотрудничество;
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям;
– труд и творчество;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Требования к условиям.
Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит, главным образом, и прежде всего в процессе обучения. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Кроме того, урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Её преимущества заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность.
Требования к результатам
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Освоения норм поведения в классе начинается с конструирования отношений в классе.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия, спектра занятий, направленных на развитие школьника: «Действия для людей и на людях».
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в школе разработаны программы:
- «Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования» (2011-2015 уч. гг);
- «Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени основного общего образования» (2013-2018 уч. гг.).
В основу разработанных программ положены базовые национальные ценности, через века сохраненные в культурных, социально-исторических, семейных традициях народов многонациональной и многоконфессиональной России. Опора на общечеловеческие ценности позволяет человеку противостоять разрушительному влиянию негативных проявлений агрессии, интолерантности, безнравственности и т. д.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Следует отметить, что планируемые результаты воспитательной деятельности не могут быть достигнуты в полной мере, если нет преемственности в работе начальной школы и основной.
Поэтому совместно с детьми созданный проект «Эхо Великой войны в сердце моей семьи», к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, посвящен очень важной теме «Духовно-нравственному воспитанию школьников» (см. приложение).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся от программы к результату »
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся:
от программы к результату.
«Эхо Великой войны в сердце моей семьи» 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, посвящается.
Жидяева Валентина Васильевна
пос. Кутузовский
(ГБОУ СОШ пос. Кутузовский)
Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была одной из приоритетных в сознании русского человека. Глубокие социально-экономические преобразования сегодняшнего дня заставляют задуматься о будущем России, а значит о новом поколении россиян. Часто обвиняют молодежь в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому так актуальна проблема воспитания школьников. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию.
Перед образовательным учреждением стоит задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Процесс обучения и воспитания должен обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В концепции сказано, что воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Реализация ФГОС предполагает выполнение трех групп требований:
· Требования к структуре и содержанию
· Требования к условиям
· Требования к результатам
Реализация духовно-нравственного воспитания тоже рассматривается с позиций выполнения этих групп требований.
Требования к содержанию.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
– патриотизм;
– гражданственность;
– социальная солидарность;
– человечество – мир во всем мире, международное сотрудничество;
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям;
– труд и творчество;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Требования к условиям.
Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит, главным образом, и прежде всего в процессе обучения. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Кроме того, урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Её преимущества заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность.
Требования к результатам
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Освоения норм поведения в классе начинается с конструирования отношений в классе.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия, спектра занятий, направленных на развитие школьника: «Действия для людей и на людях».
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в школе разработаны программы:
- «Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования» (2011-2015 уч. гг);
- «Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени основного общего образования» (2013-2018 уч. гг.).
В основу разработанных программ положены базовые национальные ценности, через века сохраненные в культурных, социально-исторических, семейных традициях народов многонациональной и многоконфессиональной России. Опора на общечеловеческие ценности позволяет человеку противостоять разрушительному влиянию негативных проявлений агрессии, интолерантности, безнравственности и т. д.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Следует отметить, что планируемые результаты воспитательной деятельности не могут быть достигнуты в полной мере, если нет преемственности в работе начальной школы и основной.
Поэтому совместно с детьми созданный проект «Эхо Великой войны в сердце моей семьи», к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, посвящен очень важной теме «Духовно-нравственному воспитанию школьников» (см. приложение).
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГБОУ СОШ пос. Кутузовский
Авторы: учащиеся 6 класса
Руководитель: Жидяева Валентина Васильевна,
учитель изобразительного искусства.
Страницы памяти
священной моей
семьи
пос. Кутузовский
2015 год.
70 лет прошло с тех пор, как наш народ одержал победу над фашистской
Германией. Теперь это – героическое прошлое нашей Родины. Свыше двадцати миллионов советских людей погибло в годы войны. Нет семьи, которой бы она не коснулась.
Мы, ученики 6 класса ГБОУ СОШ пос. Кутузовский представляем проект книги «Эхо Великой воны в сердце моей семьи».
Гипотеза «Написать страницы памяти священной моей семьи».
Цель проекта - воспитание патриотизма, любви к Родине, к своим близким.
Задачи: Создать книгу о судьбе своих родных и близких, чьи детство, юность и зрелость выпали на годы Великой Отечественной войны;
- обсудить, просмотренные фильмы и прочитанные произведения о Великой Отечественной войне.
Результатом работы должны стать ожившие страницы военной истории семьи в зеркале истории страны, осознание значимости победы над фашизмом и сопричастности к великому подвигу победителей.
Мы задумались, что знаем мы о своих родственниках, которые воевали, что вообще знаем о войне, о детях войны и тружениках тыла.
Решили выяснить, читаем ли мы литературу о войне и смотрим ли фильмы? Интересует ли вообще эта тема. Мы в классе провели анкетирование и ответили на следующие вопросы: 1. Увлекаешься ли ты чтением книг о Великой Отечественной войне? 2. Знаешь ли ты героев войны, твоих сверстников? Назови фамилии. 3. Воевал ли кто в твоей семье? Назови родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне. 4. Назови авторов художественных произведений, которые писали о войне.
Проведенное анкетирование выявило, что не так и много мы знаем о войне. Только один человек регулярно читает книги о войне, 3 респондента знают героев войны. Произведения из школьной программы прочитали почти все.
И тогда мы решили заполнить пробел в наших знаниях. Поговорив с родителями, бабушками, дедушками, а также с прадедушками и прабабушками, если будет возможность.
Сестра и брат, взаимной верой
Мы были сильными вдвоём.
Мы шли к любви и милосердью
В немилосердной той войне.
На всю оставшуюся жизнь
Запомним братство фронтовое,
Как завещание святое,
На всю оставшуюся жизнь.
Б.Бахтин, П.Фоменко
Все, кто с честью выдержал великие испытания Великой Отечественной войны, - ПОБЕДИТЕЛИ!
Воевавшие на фронте, в партизанских отрядах, подполье,- ПОБЕДИТЕЛИ!
Все четыре военных года недоедавшие, недосыпающие, но свято следовавшие призыву «Все для фронта! Все для победы!» - ПОБЕДИТЕЛИ!
Дети, во всем помогавшие своим отцам и матерям, своему народу, - ПОБЕДИТЕЛИ!
Павшие и живые, дошедшие и не дошедшие до победного мая 1945 – все они ПОБЕДИТЕЛИ!
Они – ПОБЕДИТЕЛИ той далекой войны. Среди них есть наши родные и близкие люди.
Мы и наши родные и близкие, родившиеся после войны, являемся их прямыми НАСЛЕДНИКАМИ. НАСЛЕДНИКАМИ Великой Победы. И это к нам обращены строки поэта Евгения Долматовского:
Не нуждается молодостью в лести,
Но уверен: - она сбережет,
А придется – умножит наследство,
Защищая страну и народ.
В нашу дверь постучался прикладом
Непрошеный гость.
Над Отчизной дыхание войны пронеслось.
Слушай, Родина!
В грозное время войны
Присягают победой твои боевые сыны.
Алексей Сурков
Есть страницы истории в наших семьях, которые необходимо написать как можно быстрее, пока ещё не поздно, пока ещё, возможно, живы те из наших родных и близких людей, кто был свидетелем и участником Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.
На великую священную войну поднялись люди с Честью и Совестью, с живой человеческой душой, с любовью к свободе и независимости, к своему родному дому, к Родине своей.
Часто на войну шли целыми семьями. Воевали деды мужья и жёны, отцы и матери, братья и сёстры. Воевали даже дети. Воевали на фронте, в партизанских отрядах и антифашистском подполье. Воевали на суше, на море и в небесах. Взрослые и дети ковали Великую Победу и в тылу, потому что тыл тоже был фронтом.
Первая страница книги «Они сражались за Родину»
«Война заканчивается тогда, когда
похоронен последний погибший солдат»
А.В. Суворов
Практически каждая советская семья отправила на фронт отцов, сыновей, братьев. По-разному сложилась их судьба. Кто-то прошел всю войну и вернулся домой; кто-то погиб в первые дни войны; кто-то до сих пор числится «без вести пропавшим». Историческая память, требующая своего непрестанного сохранения и обогащения, реализованная в воспоминаниях живых свидетелей тех лет, изучение документов, позволит нам разобраться в истории своей семьи, своей страны.
Эту страницу я хочу посвятить моему прадедушке.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. В 1943 году на неё ушёл мой прадед. Его звали Потапов Демьян Сергеевич. Жил он в деревне «Новая Елховка». Его звание было старший лейтенант, он был танкистом. Ранен в правую ногу и контужен. У него очень много медалей, благодарностей и фотографий, которые он бережно хранил. Пришёл он с войны в 1945 году 15 июля. Прошло ровно год и моему прадеду прислали письмо. В нём было написано, что его приглашают в Москву и в Санкт-Петербург на экскурсию.
Я очень горжусь своим прадедом.
Александр
Я хочу рассказать о моем прадедушке Вахрушине Сергее. Он воевал не жалея себя, сил и здоровья. Он герой и погиб выполняя свой долг 3 июня 1943 года. Посмертно был награжден медалью «За храбрость».
Алексей
Куликов Филипп Александрович был на войне. Сражался за свою Родину, за свою семью. Вернулся с войны в 1945 году. Был трижды ранен, награжден медалями. После смерти похоронен в п. Елхи.
Я горжусь своим прадедом за то, что он делал все, что мог для победы на фронте. Несмотря на суровые условия, он внес весомый вклад в победе над врагом.
Оксана
Наверное, нет, не одной семьи в России, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. В каждой семье кто-нибудь да ушёл на войну. Многие из них не вернулись с поля боя. Вот и у меня четыре прадеда воевали. Три прадеда вернулись с войны, а один погиб, защищая нашу Родину. Вот про него я хочу рассказать.
Прадеда Василия призвали на службу в первый день войны, так как он был в воинском звании лейтенанта. Четыре долгих года он воевал, прошел весь фронт до Германии командиром танка. А погиб на земле захватчиков в предпоследний день войны - восьмого мая в немецком городе Котбусе. Он сгорел в танке. Танк загорелся от фугасной мины, шанса выжить не было. Металл плавился, заливая людей. В немецком городе Котбусе есть братская могила, где с другими фамилиями написано – Шарин Василий Антонович. За могилой ухаживают немецкие школьники.
Андрей
У меня в Великую Отечественную войну погибли два прадеда, Ражёв Дмитрий Матвеевич и Андреев Степан Павлович.
Они оба ушли защищать свою Родину и не вернулись.
Последнее письмо от прадеда Ражёва Дмитрия Матвеевича его жене и детям, а их у него было пятеро пришло в конце февраля 1943 г. Он писал, что они находятся под Сталинградом. А в марте пришло сообщение о том, что он пропал без вести. Больше о нём ничего не знали.
Другой прадед Андреев Степан Павлович погиб в феврале 1942 г. О нем также ничего не известно.
Игорь
Вторая страница книги «Они ковали Победу в тылу»
Лишь с честью воинской сравнима
Та трудовая наша честь!
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.
Во время войны моя прабабушка Кабанова З.И. осталась одна с тремя маленькими дочками. Прадед был на войне. Прабабушка жила со своими родителями. Они помогали ей растить детей. Она работала в колхозе дояркой. Люди сутками работали, погибали от тяжести, голода и холода. Так случилось и с прабабушкой. Весной во время таяния снега одна из коров из группы прабабушки увязла около реки в снегу, по которому разлилась вода. Доярки лазили по шейку в ледяную воду спасать корову. Прабабушка простудилась, недолго болела и умерла. Это случилось в 1945 году.
Андрей
Моя бабушка мне рассказывала, что в войну взрослые дети вязали носки и варежки и отправляли на фронт для наших солдат, потому что зимы были суровые. На полях работали в основном женщины. Они серпами срезали колосья, выбивали их жерновами, мололи муку. Потом пекли хлеб и отправляли солдатам, чтобы они не обессилили с голоду и били врага.
Игорь
В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.
Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.
Моя прабабушка - Самсонова Александра Владимировна ковала победу в тылу с 1941 по 1945 год. Она работала во время войны в госпитале, лечила раненых, больных, помогала людям.
Оксана
Да, были, как века, мгновения. Об этом тяжко вспоминать. – Хватило б только сил, терпения, - чуть слышно повторяла мать. Когда заря еще дремала и крепко спали петухи, она, ослабшая, вставала на ошалелые гудки. Ей было двадцать семь неполных. Внося сибирскую метель в избу, она валилась, помню, едва раздевшись, на постель. Уставши за день несказанно, она шептала, как вчера: - Успеть бы, отдохнуть мне за ночь, - и затихала до утра. Мне только после ясно стало: им, женщинам, таким, как мать, упорным, сердце приказало в тылу Отечество спасать Владимир Абросимов
Третья страница книги «Детство, опаленное войной»
Война обрушилась на детей так же, как на взрослых,- бомбежкой, голодом, холодом, разлуками. Но и в эти годы дети были первой заботой народа. Выживут они – выживут страна, её история, её будущее. Многие из тех, на чью долю выпало военное детство, продолжали учиться. Кто-то работал на заводе или в колхозе. Кто-то оказался на линии фронта, а кто-то и за ней, в лагерях смерти…
История войны сохранила много примеров о детях и подростков, ставших сынами и дочерями полков (подрывниками, разведчиками, связистами, адъютантами армейских и партизанских командиров); партизанами и подпольщиками; тимуровцами, юными артистами и целителями ран.
Моя бабушка Феоктистова З. С. Во время войны жила в селе Липовка Сергиевского района. Отец был взят на фронт. Когда началась война, ей было 3 года, а её сёстрам 1год и 5 лет. Они жили с мамой у родителей ее мамы. Мама и дедушка работали в колхозе. Еды было очень мало. Хлеб пекли из муки, куда добавляли сырой тёртый картофель. Редкая травка не шла в пищу. Собирали лебеду, дикий лук, щавель и многое другое. Собирали на полях колоски, дробили зерно, варили кашу.
Трудные были военные годы, но благодаря заботам взрослых, бабушка и её две маленькие сестренки выжили и продолжают жить.
Андрей
• 1. Война и дети эти слова никогда не должны стоять рядом. • 2. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. • 3. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. • 4. Война и детство несовместимы, война жестока, она калечит детские души, наносит по ним незалечиваемые раны. • 5. У войны не детское лицо .
Я хочу рассказать про моего деда Вахрушина Геннадия. Он родился в 1938. Он страдал от голода. Но он не ленился, работал на поле, собирал пшеницу, зерно, ячмень. На полях трудились не только мой дед, но и много других детей. Многие из них даже шли на Германцев и притворялись детьми случайно попавших на их территории. Мой дед зимой очень голодал, и ему было холодно. Летними днями ели фрукты, рыбу и многие травы. А зимой ничего этого не было.
Алексей
Из моей семьи во время войны было трудно бабушке Куликовой Марии Ильиничне 1933 года рождения и прабабушке Самсоновой Александре Владимировне 1930 года рождения.
Они не жалели себя. Летом работали на полях с раннего утра и до поздней ночи, а зимой вязали носки, шили одежду, пекли хлеб.
Оксана
Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.
Дети войны. Вам посвящены эти строки.
Эпохой бессмертия мы рождены И помнить обязаны свято: Взрастило нас время, мы - дети войны, За нас умирали солдаты
Четвертая страница книги «О чем рассказали ордена и медали?»
День Победы - святой день для всех россиян, это поистине общенародный праздник, ибо нет нашей стране семьи, не опалённой той великой и страшной войной. В каждой семье есть погибшие, воевавшие, ковавшие оружие победы в тылу.
В этот день ветераны Великой Отечественной войны встречаются, делятся воспоминаниями, обсуждают проблемы и радости сегодняшнего дня. На эти встречи они одевают костюмы, увешанные орденами и медалями. Эти награды рассказывают о героизме, отваге, смелости, находчивости, с которыми советские люди сражались с фашистами за нашу Родину.
Те, кто работал в тылу, приближая этот светлый День Победы, тоже имеют награды. Их награды говорят о самоотверженном непосильном труде в годы войны в горячем цехе или на колхозной ниве. Мы должны это помнить. Этого забыть нельзя.
Андрей
Каждый ветеран, воевавший в Великую Отечественную войну, награжден орденами и медалями. Мой прадед Ражев Д.М. тоже был награжден. Для него эти награды дороже любого богатства. Так как награждали самых смелых, которые защищали свою Родину и готовы были отдать свою жизнь за неё. А многие и отдали жизнь, за то, чтобы нам всем было хорошо жить.
Игорь
Мой прадед получил медаль за отвагу. А еще у него была медаль за верную службу родине и не при
предавал ее. Эти медали и ордена он получал с гордостью и хранил их. Он не любил хвастаться о том, что был награждён медалями. Ещё у него есть три почётные грамоты. Ими он был награждён после войны. Прадед очень любил свои медали и ордена и держал их всегда в чистоте.
Алексей
Куликов Филипп Александрович участник Великой Отечественной войны. У него много медалей ему дали их за то, что он защищал Родину.
Оксана
Пятая страница книги «Полевая почта моей семьи»
В Великую Отечественною войну работала полевая почта, благодаря которой, солдаты переписывались со своими родственниками. Но к большому сожалению во многих семьях они не сохранились.
И в моей семье, тоже получали письма с фронта. Много писем приходило от прадеда. Моя бабушка не помнит, так как она была еще маленькая. А ее мама им рассказывала о последнем письме, в котором отец писал, что их отряд находится около воды, на какой-то реке. Больше они о нем не слышали. А позже узнали, что он числится без вести пропавший.
Игорь
Наше обращение к вам, НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ!
В год 70 - летия Победы нашего народа над фашизмом раскройте старые альбомы, перелистайте его страницы, всмотритесь в фотографии тех, кому обязаны жизнью. Достаньте хранящиеся в вашем доме, в доме родных и знакомых военные реликвии, награды. Посетите архивы в музеях, найдите книги, в которых, возможно, есть сведения о близких вам людях. Возьмите видеокамеру и снимите своих родных, чья судьба была опалена грозным дыханием войны, кто был свидетелем и участником великих, героических и трагических событий 70 - летней давности, для того, чтобы их могли увидеть ваши потомки, чтобы они навсегда остались живыми.
Не забудьте вспомнить и тех, кого уже нет среди нас. Вспомнить о них – долг каждого ныне живущего. Эти воспоминания способствуют восстановлению ставшей последнее время такой тонкой Нити памяти, которая связывает воедино все поколения в семье, стране и не позволяет стать Иванами, родства непомнящие
Достаточно правдиво, представились события войны, нам позволят рассказы знакомых и родных, ставших живыми свидетелями тех давних событий. В год 70 – летия Победы спешим наговориться с ними, впитать их жизненную мудрость. Спешим согреть их теплом своей души, своего сердца, чтобы не жалеть потом, как жалеет герой стихотворения Сергея Погорельского: