kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сотрудничество с родителями в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                          Труды научно - практической конференции       

« Семья и школа – партнеры в становлении личности ребенка»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество с родителями в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста.»

Министерство образования Чувашской Республики


Чувашский республиканский институт образования










Р. П. Ксенофонтова


Сотрудничество с родителями в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста.







Труды научно - практической конференции

« Семья и школа – партнеры в становлении личности ребенка»















Чебоксары – 2003 г.


Сотрудничество с родителями в экологическом воспитании детей

младшего школьного возраста


Р. П. Ксенофонтова


МОУ «СОШ № 2» г.Чебоксары



Вы не замечали такую характерную особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке (ходят в музыкальную школу), и в живописи (художественная школа), знают имена художников эпохи Возрождения и … не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить клен от каштана, кедр от пихты?

Очень хорошо об этом сказано в стихотворении А. Яшина:


Мы безмерно богаты,

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых-

Просто диву даешься.

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды,

Ну, синички…

Где запомнишь все клички,

Просто птички – и только.

А цветы разве знаем

На лугах?

Разве ценим?

Все травой называем,

А подкошены - сеном.

И с деревьями то же:

Роща, в общем, и целом…

Ель от пихты не можем

Отличить грешным делом.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим,

Не жалеем.


С чего же начинается экологическая этика в жизни каждого человека. Конечно же, с самого малого: закрываем ли мы открытый без пользы водопроводный кран, выключаем ли свет, выходя из комнаты, перешагиваем ли осторожно и бережно жука и муравья, бегущего по асфальту или лесной тропинке; не забываем ли поливать цветы на подоконнике; убираем ли после себя мусор в лесу.

Ведь каждый из нас, даже маленький ребенок, - Великан на полянах Природы. Какой он – добрый или не очень? А может быть, злой? Природа ежедневно задает нам эти вопросы, а мы ежедневно на них отвечаем своими поступками. Как помочь ребенку стать добрым Великаном?

Вот об этом должны думать взрослые с появлением малыша на свет.

  • Детям младшего школьного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о природе. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй – знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней.

Без родителей с данной проблемой справиться нелегко. На первом же собрании решались следующие задачи:

  1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения младших школьников к природе.

  2. Установить преемственность в работе с семьей.

3. Искать пути естественного включения семьи в процесс ознакомления ребенка с природой.

Формы влияния на семью для решения указанных задач могут быть разными. Но независимо от выбора нужно иметь представление о каждой семье. Получить такое представление поможет посещение семьи или анкетирование.

Вот примерные вопросы:

  1. Любит ли ваш ребенок природу?

  2. В чем это проявляется?

  3. Часто ли вы бываете с ребенком на природе?

  4. Как проходят такие прогулки?

  5. Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, учить стихи о природе?

  6. В чем испытали трудность?

  7. О чем бы вы хотели узнать на собрании?

Родители стали чаще ходить с классом на экскурсии. В воскресные дни берут и детей и их друзей на прогулки в местные парки и водоемы. Они уже знают, что прогулки на природе целесообразно связывать с другими видами занятий. У детей появились блокноты, в которых они записывают то, что видели на природе или прочитали в энциклопедиях. Здесь есть и репортажи из леса (наблюдения за птицами, за изменениями в живой и неживой природе), сказки, загадки, вопросы об охране природы.

Вот одна из записей по парку: «Красив лес осенью. Идешь по лесу и думаешь, как же тут хорошо. Все оделось в золото. Как будто я иду по золотой дорожке. И со мной в золотом царстве наши друзья: то белка выглянет из гнезда, то птичка перелетит с ветки на ветку. Как красиво в лесу! Надо сохранить эту красоту!»

Дети с родителями стали чаще появляться в библиотеке. Где как ни в библиотеке найдешь ответы на загадки природы. Здесь же вместе с библиотекарями родители готовят утренники на экологическую тему. Например, «Каких животных можно держать дома» или «Собака не футбольный мяч. С ней приходится иметь дело и после игры». Надо добиться, чтобы дети сами пришли к выводу: щенок или котенок не игрушки, а живые существа. Они требуют постоянной заботы, ласки и, возможно, даже некоторых лишений со стороны их хозяев. Если каждый из нас будет нести ответственность за своих меньших братьев, то я думаю, меньше будет бродячих, брошенных животных.

Первые научные истины ребенок должен познавать в окружающем мире, чтобы источником мысли была красота и неисчерпаемая сложность природных явлений.

Каждый раз, посещая парк или лес дети убеждаются, что деревья самые могучие жители нашей планеты, но они беззащитны. Рассматриваются деревья и кусты, с помощью взрослых приходят к мнению, что если рядом много корявых, кривых и поломанных деревьев, значит, поблизости живут плохие люди.

Как же можно «обидеть» дерево? Содрать кору ради сока, сорвать листочек, сломать ветку. Особенно страдают от этого раннецветущие деревья: черемуха, сирень, верба.

А перед Новым годом люди приносят в дом елку. Спору нет, украшенные елки в доме – большая радость. Но все-таки стоит ли ради нескольких праздничных дней губить ценное неповторимое по красоте дерево?

Как же сберечь елки от вырубки? (Было дано задание: поговорить с родителями о том, как украсить жилье без живой елки.) В конце декабря начальная школа решила провести выставку под названием «Новогодние эскизы».

На уроке чтения читали стихотворение С.Я. Маршака «После праздника». И дети решили, что постараются украсить свою комнату к Новому году без живой елки.

На уроках чтения читали статьи без концовки, а как бы ты поступил? (Н. Сладков «Березовый сок»).

На уроке русского языка писали диктант «Береза плачет» и разбирали пословицу «Деревья умирают стоя».

После такой работы, оказавшись в подобных ситуациях, дети, я думаю, примут правильное решение. Параллельно изучались и закреплялись следующие правила:

  • Не ломай ветки деревьев и кустарников;

  • Не повреждай кору деревьев;

  • Не собирай березовый сок. Помни - это вредит дереву.

Но в лесу растут не только деревья и кустарники, но и разнообразные травы, цветы и грибы.

Беседа о луговых цветах начинается со стихотворения:

… Я должен над цветком наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

(Самед Вургун)

А в конце разговора дается задание:

  • Поговорите с мамой о том, какие луговые, лесные или садовые цветы дольше стоят в вазе. Подумайте вместе, какие цветы посадить весной в саду или в палисаднике. Ведь ландыши можно вырастить и у себя в саду. А в лесу их лучше не трогать.

При изучении лекарственных трав детям дается практическое задание:

  • Спроси у мамы, какие лекарственные растения и в каком количестве она собрала в этом году. От каких они болезней? А весной проследи, сколько травы осталось. Стоит ли столько собирать? Приведу отрывок из записи одной девочки: «Ромашка - против воспаления, подорожник - заживляет раны, мать-и-мачеха - против кашля… Рви растения в меру. А если растение занесено в Красную книгу – не рви!»

Огромную работу совместно с родителями провели беседу и о грибах. Дети теперь знают, что все грибы являются санитарами леса. Они перерабатывают сотни тонн хвои, листьев, коры, опавших на землю. Деревья и грибы составляют одно сообщество. И разрушать эту связь нельзя, будут страдать обе стороны.

Дети не должны забывать, что лес – это дом для зверей, птиц, змей, лягушек, насекомых, пауков. Ребята уже знают, что некоторых животных и птиц надо подкармливать. Родители помогли сделать им кормушки, научили подбирать нужный корм. Дети с интересом наблюдают за поведением птиц и записывают данные в свои блокноты. Дети знают, что птицы – друзья леса, сада. А вот при упоминании о насекомых, змеях, лягушках вздрагивают или отмахиваются. А почему? Да потому что или ничего не знают о них, или знают очень мало. А как можно любить то, чего не знаешь?

Где они видели насекомых? Дома их давят, травят, гонят. Правильно. Это антисанитарно. Но ведь в лесу, саду они у себя дома, но нам некогда остановиться и обратить внимание детей на эти интересные существа.

Детям задаются такие вопросы:

  • Можно ли пауков назвать друзьями человека? Кто попадает в их сети? (Пауки хищные существа и уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству).

  • А давайте представим, что исчезли все комары. Вы скажете: «Как хорошо!» Но не все с вами согласятся. А знаете ли вы, что комарами питаются многие птицы, стрекозы, лягушки, а личинки комаров являются кормом для рыб. А то, что они кусаются, то их такими создала природа. А в природе ничего случайного нет.

Многие семьи имеют дачу или огород в деревне. И почти все лето дети и родители проводят. Надо обратить внимание учеников и их родителей на то, что на участке не только можно вырастить уникальный цветок или богатый урожай, но и наблюдать за жизнью насекомых. Учитель как–то должен заинтересовать, дать толчок для дальнейшей работы. О летающих насекомых они что-то знают, а вот о ползающих – почти ничего. А вот в саду можно встретить жужжелицу, златоглазку, наездника, божью коровку и других друзей сада.

Красная книга становится с каждым годом все толще и толще. Давайте вспомним и будем выполнять все правила, которые мы изучали в течение сего года. Подумай, как ты будешь вести себя на природе:

во время отдыха в лесу -…

при встрече в лесу с детенышами лесных зверей -…

при сборе лесных ягод и плодов -…

при встрече с птенцами на земле -…

при встрече красиво цветущих растений -…

во время завтрака на лесной поляне -…

при разжигании костра в лесу -…

при встрече с поврежденными деревьями -…

при встрече с больными или искалеченными животными (птицами, детенышами лесных зверей) - …

И всегда помните, что человек не только губитель природы. Он может и должен быть ее садовником, ее лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим богатства своего дома.

Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И, может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Малыш, который наблюдает за ростом стебелька, цветка, за рождением, развитием птиц и зверей, задумается, прежде чем сорвет редкий цветок, а потом выбросит его в придорожную пыль или бросит камень в беззащитного зверька. Я в этом уверена!


Литература.

  1. Гребеников И. В. Школа и семья. – М.: Просвещение, 1985.

  2. Плешаков А. А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение, 1995.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ксенофонтова Римма Петровна

Дата: 13.09.2022

Номер свидетельства: 612911

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Сотрудничество с родителями в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "sotrudnichestvo_s_roditeliami_v_ekologicheskom_vospitanii_detei_mladshego_shkoln"
    ["file_id"] => string(6) "569726"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610356092"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "«Человек и природа»   Программа воспитания и социализации обучающихся   по экологическому направлению   на ступени основного общего образования "
    ["seo_title"] => string(162) "chieloviek-i-priroda-proghramma-vospitaniia-i-sotsializatsii-obuchaiushchikhsia-po-ekologhichieskomu-napravlieniiu-na-stupieni-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "129622"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415728847"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Психологическое сопровождение летнего отдыха детей "
    ["seo_title"] => string(64) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-lietniegho-otdykha-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "167575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423119189"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся от программы к результату "
    ["seo_title"] => string(90) "dukhovno-nravstviennoie-razvitiie-i-vospitaniie-uchashchikhsia-ot-proghrammy-k-riezul-tatu"
    ["file_id"] => string(6) "193583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427650437"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разновозрастное сотрудничество-условие повышения качества знаний учащихся в рамках ФГОС "
    ["seo_title"] => string(103) "raznovozrastnoie-sotrudnichiestvo-usloviie-povyshieniia-kachiestva-znanii-uchashchikhsia-v-ramkakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "218096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433647347"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства