В моем классе воспитываются дети с разной степенью умственной отсталости. Им трудно выполнять просьбы, они не продуктивны в учебе, у них повышена утомляемость, плохая память и низкий уровень общего развития. Поэтому работая с данной категорией младших школьников необходимо для них создавать психологический комфорт при освоении образовательной программы, формировании жизненно необходимых навыков и умений для успешной адаптации в обществе.
В ходе работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения рекомендую учитывать факторы, способствующие созданию хорошего психологического климата:
- знание возрастных психологических особенностей;
- педагогическую наблюдательность;
- установление индивидуального контакта;
- уважение к личности ребёнка;
- чуткое отношение к каждому ребенку;
-внимание к его психическому состоянию.
В основе работы с данной категорией детей необходимо обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе и доверии. В своей практике использую эффективные методы коррекционного воздействия, игровые, здоровьесберегающие технологии.
Например, сюжетно-ролевые игры «Азбука дорожного движения», «Библиотека», «Магазин» устраняют негативные препятствия в личных отношениях, помогают адекватной адаптации, дают хороший эффект для создания атмосферы психологического комфорта.
В дидактических играх подбираю ситуации, которые хорошо понятны ребенку. Например, игры «Природа и человек», «Придумай сам», «Отгадай-ка!». Игровые ситуацииподбираю поформе совместной деятельности, позволяющие ребёнку получать знания в естественных для себя условиях. Навыки игрового общения, знания, которые будут приобретены в игровой ситуации, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.
В играх на развитие познавательной деятельности «Найди отличия», «Подбери слова» строю обучение взаимодействию с окружающими миром, таким образом, чтобы каждый ребенок практически на себе смог прочувствовал особенности предметов, живых существ, природных явлений. Доброжелательная атмосфера создает комфортное состояние и добавляет позитивной энергии в процесс воспитания и развития познавательной активности.
Организация образовательно-воспитательного процесса в нашем классе осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, в том числе в отношении начала и окончания занятий, их продолжительности внеурочной деятельности, прогулок, выполнения домашних заданий, объема дневной и недельной суммарной образовательной нагрузки.
Гигиенически рациональная организация занятия дает нам возможность длительно поддерживать умственную работоспособность учащихся с интеллектуальными нарушениями на высоком уровне и предупреждать быстрое наступление переутомления. Занятие, организованное на основе принципов здоровьесбережения, не приводит к сильным и выраженным формам утомления.
В своей работе эффективными считаю следующие здоровьесберегающие технологии:
- физкультминутки «Мишка», «Поезд»,
- гимнастики для глаз «Солнышко», «Веселый мяч»,
- пальчиковые гимнастики «Снежок», «Мы во двор пошли гулять»,
При выборе «разрядки» подбираю упражнения, которые не приводят к нарушению дисциплины. С их использованием дети становятся более активными, их внимание оживляется, появляется интерес к дальнейшей работе.
Таким образом, оздоровительные моменты благотворно влияют на процессы здоровьесбережения учащихся и самого педагога. Отсутствие усталости у детей, положительный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу позволяет обеспечить готовность детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной и активной деятельности в реальном мире.