kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семья как фактор психологического здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья как фактор психологического здоровья

«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».  В.А.Сухомлинский

Семья – это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановке, в которой он вырос. Если о человеке говорят: «Он (или она) из хорошей семьи», - это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Такой человек приятен в общении. Он хороший семьянин, гражданин своего Отечества.

В семье закладываются основы физического развития человека, его здоровья. Она в большей мере зависит от того, как организована жизнь ребенка, какое уделяется внимание охране его здоровья, питанию, закаливанию, развитию физических возможностей.

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки  гражданственности. Эти уроки – начало долгого пути взросления, который должен пройти растущий человек, прежде чем станет подлинным гражданином, для которого неотделимы личное и общественное, права и обязанности, который горячо любит свою Родину, готов трудиться на ее благо и защищать ее. Родители стоят у истоков патриотического воспитания. Воспитание любви к родной природе, знакомство с героическим прошлым нашей страны, ее традициями, праздниками и знаменательными датами, трудовыми свершениями в первую очередь происходит в семье.

В семье ребенок начинает понимать, что все  создается трудом; в семье, с самого раннего возраста, он начинает привыкать к труду, определяя свое место в общем, совместном труде родителей и других членов семьи. Правильно поставленное воспитание в семье закладывает в человеке основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе. Таких,как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и  инициатива, доброжелательность и отзывчивость. Совместный с родителями или руководимый ими труд в быту, по самообслуживанию, ручной (шитье, вышивание, поделки по дереву и т.д.), участие в хозяйственных работах по выращиванию овощей, фруктов, уходу за животными способствует формированию трудовых навыков и умений, ловкости, сноровки в выполнении отдельных операций.

Под воздействием родителей, условий жизни в семье у ребенка формируется эмоциональное отношение к происходящему, воспитывается эстетический вкус. Путь человека в мир прекрасного начинается очень рано, и здесь первостепенная роль принадлежит семье.Первые восприятия красоты, определяют эстетические вкусы на многие годы, а иногда и на всю жизнь.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывает на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. В семье ребенок получает первую информацию, учиться наблюдать и сравнивать явления окружающей жизни, задает и разрешает многочисленные интересующие его вопросы. С поступлением ребенка в школу задачи умственного воспитания усложняются.

Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

« Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». В.А.Сухомлинский

Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А.Сухомлинского. Он говорит о том, что семья берет на себя весомую долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка.

С утверждением, что ребенок – это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием « личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностей. Именно таким и хотели бы видеть многие родители своих детей. Но такая личность -  уже построенное здание. А его строительство всегда начинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Так, недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном и нравственном развитии, на его мировосприятии. Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями и что именно эмоциональная среда оказывает влияние на его духовный мир. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладает радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что – то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой – то степени является вашим зеркальным отражением.

Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. Живя в семье, ребенок по словам В.А. Сухомлинского, должен быть уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже кого – то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

            Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителей таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.

Замечательно сказал об этом В. Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что ты – малыш,

За то, что ты – растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В.Г. Белинский « Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь – не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим – бесплодно: это производит пустоту, в пустота беспрестанно наполняется пустотою же; выгоните одну, явиться другая».

 Семья имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. В семье ребенок получает свой первый социальный опыт. На становление личности человека влияют не только мама и папа, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.

Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом его благополучного будущего  является в первую очередь семья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семья как фактор психологического здоровья »

Семья как фактор психологического здоровья



«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». В.А. Сухомлинский

Семья – это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.

Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановке, в которой он вырос. Если о человеке говорят: «Он (или она) из хорошей семьи», - это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Такой человек приятен в общении. Он хороший семьянин, гражданин своего Отечества.

В семье закладываются основы физического развития человека, его здоровья. Она в большей мере зависит от того, как организована жизнь ребенка, какое уделяется внимание охране его здоровья, питанию, закаливанию, развитию физических возможностей.

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. Эти уроки – начало долгого пути взросления, который должен пройти растущий человек, прежде чем станет подлинным гражданином, для которого неотделимы личное и общественное, права и обязанности, который горячо любит свою Родину, готов трудиться на ее благо и защищать ее. Родители стоят у истоков патриотического воспитания. Воспитание любви к родной природе, знакомство с героическим прошлым нашей страны, ее традициями, праздниками и знаменательными датами, трудовыми свершениями в первую очередь происходит в семье.

В семье ребенок начинает понимать, что все создается трудом; в семье, с самого раннего возраста, он начинает привыкать к труду, определяя свое место в общем, совместном труде родителей и других членов семьи. Правильно поставленное воспитание в семье закладывает в человеке основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе. Таких ,как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива, доброжелательность и отзывчивость. Совместный с родителями или руководимый ими труд в быту, по самообслуживанию, ручной (шитье, вышивание, поделки по дереву и т.д.), участие в хозяйственных работах по выращиванию овощей, фруктов, уходу за животными способствует формированию трудовых навыков и умений, ловкости, сноровки в выполнении отдельных операций.

Под воздействием родителей, условий жизни в семье у ребенка формируется эмоциональное отношение к происходящему, воспитывается эстетический вкус. Путь человека в мир прекрасного начинается очень рано, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Первые восприятия красоты, определяют эстетические вкусы на многие годы, а иногда и на всю жизнь.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывает на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. В семье ребенок получает первую информацию, учиться наблюдать и сравнивать явления окружающей жизни, задает и разрешает многочисленные интересующие его вопросы. С поступлением ребенка в школу задачи умственного воспитания усложняются.

Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

« Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». В.А. Сухомлинский

Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о том, что семья берет на себя весомую долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка.

С утверждением, что ребенок – это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием « личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностей. Именно таким и хотели бы видеть многие родители своих детей. Но такая личность - уже построенное здание. А его строительство всегда начинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Так, недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном и нравственном развитии, на его мировосприятии. Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями и что именно эмоциональная среда оказывает влияние на его духовный мир. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладает радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что – то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой – то степени является вашим зеркальным отражением.

Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. Живя в семье, ребенок по словам В.А. Сухомлинского, должен быть уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже кого – то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителей таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.

Замечательно сказал об этом В. Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что ты – малыш,

За то, что ты – растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В.Г. Белинский « Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь – не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим – бесплодно: это производит пустоту, в пустота беспрестанно наполняется пустотою же; выгоните одну, явиться другая».

Семья имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. В семье ребенок получает свой первый социальный опыт. На становление личности человека влияют не только мама и папа, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.

Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом его благополучного будущего является в первую очередь семья.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Семья как фактор психологического здоровья

Автор: Борисова Ирина Николаевна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 184239

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков "
    ["seo_title"] => string(80) "siem-ia-kak-faktor-provotsiruiushchii-otkloniaiushchieie-poviedieniie-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "237704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444379046"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Значение института семьи как фактора укрепления социальных отношений "
    ["seo_title"] => string(79) "znachieniie-instituta-siem-i-kak-faktora-ukrieplieniia-sotsial-nykh-otnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "175217"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424251569"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Месячник психологического здоровья учащихся в МБОУ "Кюсюрская СОШ" "
    ["seo_title"] => string(83) "miesiachnik-psikhologhichieskogho-zdorov-ia-uchashchikhsia-v-mbou-kiusiurskaia-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "162954"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422431019"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад на тему "Психологическое здоровье школьника" "
    ["seo_title"] => string(57) "doklad-na-tiemu-psikhologhichieskoie-zdorov-ie-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "160055"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421998629"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Как вырастить ребенка здоровым."
    ["seo_title"] => string(31) "kak-vyrastit-riebienka-zdorovym"
    ["file_id"] => string(6) "252264"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447348507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства