Просмотр содержимого документа
«Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся»
«Дыхательная терапия».
Дыхание является главным источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. Наукой установлена тесная взаимосвязь между дыханием и тонусом нервной системы. Наблюдения показали, что при частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при глубоком – наоборот, понижается. Люди с ослабленной нервной системой дышат на 14 % чаще, чем люди с крепкой нервной системой. Недостаток кислорода вызывает усталость, головокружение, плохое самочувствие и настроение.
Несомненное преимущество дыхательной терапии перед другими оздоровительными методами заключается в том, что это очень простой и вместе с тем эффективный способ коррекции психоэмоционального состояния школьников, который не требует особых затрат и может использоваться прямо на уроке музыки в качестве подготовки к пению.
Упражнение «Надуваем шарики».
Вдохнув носом воздух, дети в медленном темпе выдувают воздух ртом, стараясь расходовать его экономно, воображая при этом, что они надувают воздушный шарик. Можно устроить соревнование, у кого воздуха хватит на более долгое время, тем самым делая акцент на том, что победитель надул самый большой шарик.
Упражнение “Обними плечи”
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.
«Вокалотерапия».
Вокалотерапия используется в работе с детьми в разных вариантах: это может быть коррекция психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Занятия направлены на формирование оптимистического настроения: использование жизнеутверждающих оптимистических детских попевок, которые можно петь с инструментальным сопровождением и без сопровождения.
Звуковые упражнения нужно делать умеренно и понемногу. Каждый может петь, как ему хочется: прерывисто, на одной ноте, то есть каждый находит свой тон и частоту.
Упражнение «Звук нарастает».Дети поют разные гласные звуки с различными динамическими оттенками, изображая усиление «крещендо» шума волн при порывах ветра и затихания «диминуэндо». При этом соблюдаются правила глубокого диафрагменного дыхания.
Упражнение «Игра в слова». Исполнение I части попевки на «форте»: При пении слова “гром” букву – звук “о” тянем и утрированно произносим “гр”, что усилит звучание последующей долгой гласной и помогает создать при исполнении имитацию раската грома. Скажи погромче Слово "Гром" - Грохочет слово, Словно гром.
Исполнение II части попевки на « пианиссимо»: - конец фразы повторить шепотом.
Скажи потише: "Шесть мышат" - И сразу мыши Зашуршат.
Упражнение «Мелодические импровизации». Учитель задает каждому ученику вопрос: «Скажи, как тебя зовут?», интонируя его в разных настроениях: от сердитого до шутливого. Ученики, отвечая на вопрос, должны пропеть свое имя в точно заданной музыкальной интонации (более сложный вариант – придумать свое музыкальное настроение и воплотить в ответе на заданный вопрос).
«Кинезитерапия».
Кинезитерапия – терапия движением, усиливающая общую активность организма. У детей сенсорная информация о себе и окружающем мире соотносится с моторной реакцией. Отмечают связь двигательных реакций и обучаемости школьников: трудности в освоении учебного материала сопровождаются запоздалым развитием моторики. Как верно заметил В.В. Медушевский, музыка легко передает ощущение массы, скорости, ускорения, силы, направления, а следовательно, обладает способностью воссоздавать любые виды движения. Подобные ощущения движений в обыденной жизни связаны с ориентировкой организма в пространстве. Своим основанием они коренятся в глубоко бессознательных сферах, вплоть до инстинктов. Непременным компонентом таких двигательно-ориентировочных реакций являются эмоции как мгновенная бессознательная оценка благоприятной или неблагоприятной ситуации ориентировки. Изменение дыхания и пульса, мышечного тонуса, соответствующего ходьбе и танцевальным движениям, являются основными телесными реакциями на музыкальное воздействие.
Упражнение «Кузнечики, стрекозы, бабочки». Учитель называет то одно, то другое насекомое, а дети под музыку выполняют характерные для этого насекомого движения. «Кузнечики» выполняют прыжки из положения глубокого приседа. «Стрекозы» летают, (бегают) и машут крыльями (широко разведенными в стороны руками). «Бабочки» порхают (руки соединены в области локтей и запястий), работают только кисти рук: ладони то смыкаются, то разводятся в стороны).
Упражнение «Замени слово жестом». Исполняется песня – попевка всеми детьми. Затем нужно постепенно удалять из текста по одному слову, заменяя его характерным движением. При замене слова движением, оно ни в коем случае не произносится. Например, слово «колпак» заменяется прикосновением правой руки к голове… Невнимательные нарушители выбывают из игры.
Колпак мой треугольный, Треугольный мой колпак, А если не треугольный,
То это не мой колпак.
«Релаксация».
Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Знание и внедрение в учебный процесс методов релаксации играет важную роль в профилактике заболеваний, снятию мышечного напряжения на уроках и общему укреплению здоровья учащихся.
Упражнение «Глядя в небо».Цель: устранение вредных эффектов от неподвижного сидения в течение длительного периода времени и профилактика грыжи межпозвоночных дисков поясничного отдела. Поза: стоя, руки лежат на бедрах. Медленно отклоняться назад, «глядя в небо». Вернуться в исходное положение.
Релаксация «Сотвори в себе солнце» в виде мини-медитации. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, настроить ребёнка на предстоящую работу.
Инструкция (можно под спокойную музыку). Сядьте удобнее, глаза прикройте, почувствуйте, что ваше дыхание ровное и глубокое... С каждым вдохом и выдохом вы входите в более расслабленное состояние... Представьте, что у вас внутри маленькое солнышко... Вот оно начинает расти. С каждой секундой оно все больше и теплее... Солнышко тёплым золотым светом заливает изнутри все ваше тело: стопы.., ноги.., живот.., ладошки.., руки.., грудную клетку.., спину.., лицо.., голову... Все ваше тело сияет золотом.., и каждый из вас похож на солнышко... А теплые солнечные лучи из вас выливаются наружу... Мысленно подарите лучик света тем, кого вы любите и кто любит вас... А теперь пошевелите ручками, ножками, потянитесь и откройте глаза!
Такое расслабление займет буквально несколько минут, но за это время отдохнет головной мозг ребенка.
«Ритмотерапия».
Ритмотерапия – лечение ритмом. «В нашем организме заложены многомерные ритмы, благодаря которым все органы работают синхронно, от пищеварительной деятельности в кишечнике до активности высших нейронов в головном мозге. В организме основной ритм закладывается сердечно-сосудистой системой, сердцем и легкими…»(Кемпбелл). Игра на шумовых музыкальных инструментах, особенно на барабанах, синхронизирует ритмы сердечных сокращений и дыхания, чем достигается терапевтический эффект.
Упражнение «Ритмическое эхо». Учитель предлагает каждому ученику повторить на музыкальном инструменте ритмическую группировку, включающую в себя синкопированный, пунктирный, триольный и другие ритмы. Затем ученики по очереди задают учителю свои ритмические группировки, он отвечает в точно заданном ритме.
Это интересно и полезно знать!
Музыка П.И. Чайковского используется при лечении бессонницы, язве желудка, для снятия нервного напряжения, для большой жизненной силы. Список произведений классической музыки для регуляции психо-эмоционального состояния детей: Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности: `Мазурка` Шопена, `Вальсы` Штрауса, `Мелодии` Рубинштейна. Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы: Кантата № 2 Баха, Лунная соната Бетховена. Для общего успокоения: Симфония № 6 (часть 2) Бетховена, Колыбельная Брамса, Аве, Мария Шуберта. Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми: Концерт ре-минор для скрипки Баха. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением: Опера Дон Жуан Моцарта, Венгерская рапсодия №1 Листа, Сюита Маскарад Хачатуряна. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: Симфония № 5 (часть 2) Чайковского, Увертюра Эгмонт Бетховена. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей: Итальянский концерт Баха, Симфонии Гайдна. Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности: `Времена года` Чайковского, `Лунный свет` Дебюсси, Симфония № 5 Мендельсона.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №17 имени А.А. Герасимова Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся