kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет для учителей музыки общеобразовательных школ. Содержит здоровьесберегиющие технологии: дыхательную терапию, вокалотерапию, кинезитерапию, релаксацию, ритмотерапию. Предложены упражнения и технологии исключающие стрессы, сохраняющие психосамотическое здоровье учащихся, обеспечивающие психический комфорт школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся»

«Дыхательная терапия».


Дыхание является главным источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. Наукой установлена тесная взаимосвязь между дыханием и тонусом нервной системы. Наблюдения показали, что при частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при глубоком – наоборот, понижается. Люди с ослабленной нервной системой дышат на 14 % чаще, чем люди с крепкой нервной системой. Недостаток кислорода вызывает усталость, головокружение, плохое самочувствие и настроение.

Несомненное преимущество дыхательной терапии перед другими оздоровительными методами заключается в том, что это очень простой и вместе с тем эффективный способ коррекции психоэмоционального состояния школьников, который не требует особых затрат и может использоваться прямо на уроке музыки в качестве подготовки к пению.

Упражнение «Надуваем шарики».

Вдохнув носом воздух, дети в медленном темпе выдувают воздух ртом, стараясь расходовать его экономно, воображая при этом, что они надувают воздушный шарик. Можно устроить соревнование, у кого воздуха хватит на более долгое время, тем самым делая акцент на том, что победитель надул самый большой шарик.

Упражнение “Обними плечи”

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

«Вокалотерапия».

Вокалотерапия используется в работе с детьми в разных вариантах: это может быть коррекция психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Занятия направлены на формирование оптимистического настроения: использование жизнеутверждающих оптимистических детских попевок, которые можно петь с инструментальным сопровождением и без сопровождения.

Звуковые упражнения нужно делать умеренно и понемногу. Каждый может петь, как ему хочется: прерывисто, на одной ноте, то есть каждый находит свой тон и частоту.

Упражнение «Звук нарастает». Дети поют разные гласные звуки с различными динамическими оттенками, изображая усиление «крещендо» шума волн при порывах ветра и затихания «диминуэндо». При этом соблюдаются правила глубокого диафрагменного дыхания.

Упражнение «Игра в слова». Исполнение I части попевки на «форте»: При пении слова “гром” букву – звук “о” тянем и утрированно произносим “гр”, что усилит звучание последующей долгой гласной и помогает создать при исполнении имитацию раската грома. Скажи погромче
Слово "Гром" -
Грохочет слово,
Словно гром.

Исполнение II части попевки на « пианиссимо»: - конец фразы повторить шепотом.

Скажи потише:
"Шесть мышат" -
И сразу мыши
Зашуршат.


Упражнение «Мелодические импровизации». Учитель задает каждому ученику вопрос: «Скажи, как тебя зовут?», интонируя его в разных настроениях: от сердитого до шутливого. Ученики, отвечая на вопрос, должны пропеть свое имя в точно заданной музыкальной интонации (более сложный вариант – придумать свое музыкальное настроение и воплотить в ответе на заданный вопрос).


«Кинезитерапия».

Кинезитерапия – терапия движением, усиливающая общую активность организма. У детей сенсорная информация о себе и окружающем мире соотносится с моторной реакцией. Отмечают связь двигательных реакций и обучаемости школьников: трудности в освоении учебного материала сопровождаются запоздалым развитием моторики. Как верно заметил В.В. Медушевский, музыка легко передает ощущение массы, скорости, ускорения, силы, направления, а следовательно, обладает способностью воссоздавать любые виды движения. Подобные ощущения движений в обыденной жизни связаны с ориентировкой организма в пространстве. Своим основанием они коренятся в глубоко бессознательных сферах, вплоть до инстинктов. Непременным компонентом таких двигательно-ориентировочных реакций являются эмоции как мгновенная бессознательная оценка благоприятной или неблагоприятной ситуации ориентировки. Изменение дыхания и пульса, мышечного тонуса, соответствующего ходьбе и танцевальным движениям, являются основными телесными реакциями на музыкальное воздействие.

Упражнение «Кузнечики, стрекозы, бабочки». Учитель называет то одно, то другое насекомое, а дети под музыку выполняют характерные для этого насекомого движения. «Кузнечики» выполняют прыжки из положения глубокого приседа. «Стрекозы» летают, (бегают) и машут крыльями (широко разведенными в стороны руками). «Бабочки» порхают (руки соединены в области локтей и запястий), работают только кисти рук: ладони то смыкаются, то разводятся в стороны).

Упражнение «Замени слово жестом». Исполняется песня – попевка всеми детьми. Затем нужно постепенно удалять из текста по одному слову, заменяя его характерным движением. При замене слова движением, оно ни в коем случае не произносится. Например, слово «колпак» заменяется прикосновением правой руки к голове… Невнимательные нарушители выбывают из игры.

Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,

То это не мой колпак.










«Релаксация».

Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Знание и внедрение в учебный процесс методов релаксации играет важную роль в профилактике заболеваний, снятию мышечного напряжения на уроках и общему укреплению здоровья учащихся.

Упражнение «Глядя в небо». Цель: устранение вредных эффектов от неподвижного сидения в течение длительного периода времени и профилактика грыжи межпозвоночных дисков поясничного отдела. Поза: стоя, руки лежат на бедрах. Медленно отклоняться назад, «глядя в небо». Вернуться в исходное положение.

Релаксация «Сотвори в себе солнце» в виде мини-медитации. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, настроить ребёнка на предстоящую работу.

Инструкция (можно под спокойную музыку). Сядьте удобнее, глаза прикройте, почувствуйте, что ваше дыхание ровное и глубокое... С каждым вдохом и выдохом вы входите в более расслабленное состояние... Представьте, что у вас внутри маленькое солнышко... Вот оно начинает расти. С каждой секундой оно все больше и теплее... Солнышко тёплым золотым светом заливает изнутри все ваше тело: стопы.., ноги.., живот.., ладошки.., руки.., грудную клетку.., спину.., лицо.., голову... Все ваше тело сияет золотом.., и каждый из вас похож на солнышко... А теплые солнечные лучи из вас выливаются наружу... Мысленно подарите лучик света тем, кого вы любите и кто любит вас... А теперь пошевелите ручками, ножками, потянитесь и откройте глаза!

Такое расслабление займет буквально несколько минут, но за это время отдохнет головной мозг ребенка.

«Ритмотерапия».

Ритмотерапия – лечение ритмом. «В нашем организме заложены многомерные ритмы, благодаря которым все органы работают синхронно, от пищеварительной деятельности в кишечнике до активности высших нейронов в головном мозге. В организме основной ритм закладывается сердечно-сосудистой системой, сердцем и легкими…»(Кемпбелл). Игра на шумовых музыкальных инструментах, особенно на барабанах, синхронизирует ритмы сердечных сокращений и дыхания, чем достигается терапевтический эффект.


Упражнение «Ритмическое эхо». Учитель предлагает каждому ученику повторить на музыкальном инструменте ритмическую группировку, включающую в себя синкопированный, пунктирный, триольный и другие ритмы. Затем ученики по очереди задают учителю свои ритмические группировки, он отвечает в точно заданном ритме.





Это интересно и полезно знать!


Музыка П.И. Чайковского используется при лечении бессонницы, язве желудка, для снятия нервного напряжения, для большой жизненной силы. 
Список произведений классической музыки для регуляции психо-эмоционального состояния детей:
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности:
`Мазурка` Шопена, 
`Вальсы` Штрауса, 
`Мелодии` Рубинштейна. 
Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы:
Кантата № 2 Баха, 
Лунная соната Бетховена. 
Для общего успокоения:
Симфония № 6 (часть 2) Бетховена, 
Колыбельная Брамса, 
Аве, Мария Шуберта. 
Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми:
Концерт ре-минор для скрипки Баха. 
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:
Опера Дон Жуан Моцарта, 
Венгерская рапсодия №1 Листа,
Сюита Маскарад Хачатуряна. 
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения:
Симфония № 5 (часть 2) Чайковского, 
Увертюра Эгмонт Бетховена. 
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей:
Итальянский концерт Баха,
Симфонии Гайдна. 
Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности:
`Времена года` Чайковского, 
`Лунный свет` Дебюсси, 
Симфония № 5 Мендельсона.




Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №17 имени А.А. Герасимова Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся





Автор: Савина Елена Юрьевна,

учитель музыки

первой квалификационной категории



Рыбинск

2016



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыка как средство сохранения психоэмоционального здоровья учащихся

Автор: Савина Елена Юрьевна

Дата: 20.11.2016

Номер свидетельства: 360842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки" "
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "175736"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424310870"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения "
    ["seo_title"] => string(121) "osobiennosti-ispol-zovaniia-tiekhnologhii-art-tierapii-i-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-muzykal-nogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "147587"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419433577"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства