Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития обучающихся
Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития обучающихся
В последнее время существенно изменилось обучение русскому языку в школе. Одно из ведущих мест среди многочисленных направлений в работе над языком прочно заняла проблема развития речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. В школьной методике преподавания русского языка обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует, прежде всего, словарная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития обучающихся»
Словарно – орфографическая работа как средство интеллектуального развития обучающихся
В последнее время существенно изменилось обучение русскому языку в школе. Одно из ведущих мест среди многочисленных направлений в работе над языком прочно заняла проблема развития речи учащихся, а именно, обогащение школьников лексическими средствами как основными в коммуникативной деятельности. В школьной методике преподавания русского языка обогащению словарного запаса (лексикона) учащихся способствует, прежде всего, словарная работа.
Анализ приемов словарной работы в начальной школе привел к выводу, что все ее многообразие в большинстве случаев сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы. Несмотря на бесспорную необходимость формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу превращать в словарно-орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. А наиважнейший элемент развития речи - обогащение словарно-лексического запаса.
Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как известно, сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся. Поэтому необходимость и целесообразность лексической работы в современной школе уже не вызывает сомнений.
Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учебном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.
Работа по обогащению лексического запаса младших школьников осуществляется на всех уроках в начальной школе, но урокам русского языка принадлежит ведущая роль, поэтому учителю необходимо сделать эти уроки интересными и доступными детям.
Программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся начальных классов, которые должны формироваться на протяжении четырех лет обучения при изучении фонетики, грамматики, правописания и развития речи. Поступая в школу, дети владеют разговорно-бытовой речью, но их словарь зачастую беден, недостаточен для того, чтобы выражать все представления и понятия, которые они получают в процессе школьного обучения. Усвоение огромного лексического запаса не может происходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря школьников. Также необходимо учитывать, что ребенок может понимать слова и выражения, но не употреблять их в своей речи. Обучение грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно. Необходимо для начала проанализировать тексты, иллюстрации, составить тематические словарики, продумать систему упражнений по уточнению и обогащению словаря, выбрать из текстов слова, выражения над которыми надо поработать. В каждой буквенной иллюстрации подобрать стихотворение и дидактический материал, располагающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словаря учащихся.
Большое значение в системе обогащения лексического запаса младших школьников на уроках русского языка имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. Одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. По мнению ученого-методиста А.В. Текучева, словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Необходимо также обратить внимание на работу по изучению слов с непроверяемыми написаниями, начиная с 1 класса. Это может представлять собой следующие этапы работы.
Первый этап – подготовительный
Систематизировать слова, записывая их по возрастным классам в алфавитном порядке.
Спланировать ознакомление со словами по классам в алфавитном порядке, понедельно;
Приготовить словарики.
Цели:
- раскрыть смысл каждого изучаемого слова;
- добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов.
- развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в устной и письменной речи.
Слова с непроверяемыми написаниями, использовать при объяснении нового материала, закреплении, при проведении минуток чистописания, особенно при написании строчных букв, в творческих и контрольных работах.
Необходимо учить видеть такие слова в стихах, загадках, рассказах, упражнениях и находить им объяснение.
Второй этап – ознакомительный
На нем знакомим детей со словами или группой слов – иначе, предъявляем слова.
рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку; установление значения этого предмета;
проговаривание слова детьми хором, с целью определения ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;
чтение слова офографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании;
решение орфографических задач; какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить? Можно ли проверить эту букву? Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме запомнить;
подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где возможно.
Третий этап – тренировочно – закрепительный
Цель его: правильность и осознанность написания слов.
На него уходят 3-4 дня и более. Использовать многократное, кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. Значит и упражнения должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.
Каждый урок русского языка начинать с чтения слов по словарику или орфографической разминки.
Четвертый этап – учетно - контрольный
Цель его: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе: это словарные диктанты, проверочные, контрольные диктанты.
Анализируя допущенные ошибки в словах, определяем степень усвоения навыков письма слов, включить их снова в различные тренировочные упражнения, а затем и в последующие диктанты.
Итак, работая над словами с непроверяемыми написаниями, основной упор необходимо делать на запоминание, но не механическое. Такая работа над словом развивает скорочтение, память, логическое мышление и конечно же, увеличивает словарный и лексический запас и грамотность письма.
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.
Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.
Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.
Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);
б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);
в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.
Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Используются следующие задания:
1) различные виды работы с орфографическим словарем;
2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова;
4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;
5) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;
6) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы;
7) разгадывание ребусов с изучаемым словом.
При проведении словарно – орфографической работы совершенствуется и развивается логическое мышление, устойчивость внимания, орфографическая зоркость, интеллектуальное развитие. Такие упражнения, используемые учителем на уроке, дают возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(184) "Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др."
["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_dlia_8_klassa_po_uchiebniku_trostientsov"
["file_id"] => string(6) "352142"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1477404525"
}
}