kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Русский язык»

(базовый уровень)

8 класс

                Пояснительная записка

                Рабочая программа предназначена для изучения «Русский язык» в 8 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Объём времени, отводимый на изучение данного предмета по Базисному учебному плану – 102 часа.

                Цели и задачи изучения русского языка в школе

Цели:

                      • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

 Задачи:

  •  формирование глубоких представлений о  значимости родного языка в жизни современного  общества;
  • использование русского языка как основного средства общения и как средства познания мировой культуры;
  • использование русского языка как основного средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие гражданской идентичности, патриотизма и гордости за свою родину через сознательное отношение к нему как явлению культуры;
  • формирование активной жизненной позиции, способствующее  дальнейшей социализации граждан России;
  • дальнейшее формирование коммуникативной компетенции, углубление лингвистических знаний;
  • дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативной культуры;
  • формирование уважительного отношения к культуре других стран через культуру своей страны;
  • изучение культурных особенностей своего народа;
  • достижение положительной мотивации к предмету «Русский язык», дальнейшее развитие при поступательном изучении русского языка  на всех уровнях образовательной системы обучения.

Общая характеристика учебного курса

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Рабочая программа курса «Русский язык» (7 класс) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (базовый уровень), базисного учебного плана, авторской программы: «Русский язык. Рабочие программы». Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. – М.: Просвещение, 2013 г.

Используемый учебно-методический комплект:

                Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. –  М.: Просвещение, 2015.

                 Рабочие тетради

  • Антонова С.В.,. Гулякова Т.И. Русский язык. 8 класс. Контрольные работы тестовой формы. – М: Вентана-Граф, 2015.
  • Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. – М: Экзамен, 2015.
  • Колыхалова Е.П. Практические задания по русскому языку. Для подготовки к урокам и ГИА. 8 класс. (К учебнику Т.А. Ладыженской.) – М: Астрель, 2014.

Цели и задачи изучения русского языка в 8 классе

Основная цель курса: учебный предмет «Русский язык» в 8 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

 Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и   лингвистической        компетенции    обучающихся.

Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется  в процессе решения следующих практических задач:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
  •  овладение нормами русского литературного языка;
  •  обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
  •  обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется  в процессе решения следующих познавательных задач:

  • формирование у обучающихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
  •  развитие языкового и эстетического  представления о прекрасном в языке и речи.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др.»

Муниципальное образование «Усть-Илимский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тубинская средняя общеобразовательная школа»

(«МОУ «Тубинская СОШ»)



Рассмотрено

МО_____________

________________

Протокол №

От «____»_______20____г.

Руководитель МО

_____________________

Согласовано

МС

Протокол № _________

От «____» ________20____г.

Председатель МС


_______________ Е. В. Зепп

Утверждаю

Приказ № ________

от «___»_____20____г.

Директор МОУ

«Тубинская СОШ»


__________Л. А. Солдатенко









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Русский язык »


для обучающихся 8 класса


(базовый уровень)


МОУ «Тубинская СОШ»


на 2016 - 2017 учебный год


Образовательная область: филология







Разработал (а):

ФИО Алексеенко Жанна Васильевна


учитель русского языка и литературы

должность, предмет

первая

категория




2016



Рабочая программа курса «Русский язык»

(базовый уровень)

8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения «Русский язык» в 8 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Объём времени, отводимый на изучение данного предмета по Базисному учебному плану – 102 часа.

Цели и задачи изучения русского языка в школе

Цели:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

Задачи:

  • формирование глубоких представлений о значимости родного языка в жизни современного общества;

  • использование русского языка как основного средства общения и как средства познания мировой культуры;

  • использование русского языка как основного средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие гражданской идентичности, патриотизма и гордости за свою родину через сознательное отношение к нему как явлению культуры;

  • формирование активной жизненной позиции, способствующее дальнейшей социализации граждан России;

  • дальнейшее формирование коммуникативной компетенции, углубление лингвистических знаний;

  • дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативной культуры;

  • формирование уважительного отношения к культуре других стран через культуру своей страны;

  • изучение культурных особенностей своего народа;

  • достижение положительной мотивации к предмету «Русский язык», дальнейшее развитие при поступательном изучении русского языка на всех уровнях образовательной системы обучения.

Общая характеристика учебного курса

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.


Рабочая программа курса «Русский язык» (7 класс) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (базовый уровень), базисного учебного плана, авторской программы: «Русский язык. Рабочие программы». Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. – М.: Просвещение, 2013 г.

Используемый учебно-методический комплект:

Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

Рабочие тетради

  • Антонова С.В.,. Гулякова Т.И. Русский язык. 8 класс. Контрольные работы тестовой формы. – М: Вентана-Граф, 2015.

  • Влодавская Е.А.. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. – М: Экзамен, 2015.

  • Колыхалова Е.П.. Практические задания по русскому языку. Для подготовки к урокам и ГИА. 8 класс. (К учебнику Т.А. Ладыженской.) – М: Астрель, 2014.


Цели и задачи изучения русского языка в 8 классе

Основная цель курса: учебный предмет «Русский язык» в 8 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

 Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и   лингвистической компетенции обучающихся.

Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется  в процессе решения следующих практических задач:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

  •  овладение нормами русского литературного языка;

  •  обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

  •  обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется  в процессе решения следующих познавательных задач:

  • формирование у обучающихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);

  •  развитие языкового и эстетического  представления о прекрасном в языке и речи.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

Используемые методы обучения и формы организации учебной деятельности:


Методы и приёмы  обучения:


 - написание сочинений; 

- письмо под диктовку;

 - комментирование орфограмм и пунктограмм.

- формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос; 

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

 - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление обучающимся авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок-практикум, урок развития речи, нетрадиционные формы уроков – урок-презентация, урок-игра, урок-соревнование, урок-проект

-педагогические технологии: критическое мышление, метод проектов, игровые, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, проблемно-диалогическое об­учение.


Виды деятельности обучающихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

- составление плана текста;

- пересказ текста по плану;

- продолжение текста;

- редактирование;

- участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

Формы текущего контроля знаний в 7 классе:

-тест;

  -диктант / диктант с грамматическим заданием;

-подробное, сжатое изложение;

- сочинение повествовательного характера на заданную тему;

- письменный ответ на вопрос проблемного характера;

-сочинение по картине;

- рассказ о случаях из жизни,

- описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по   картине

- устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.

 

Формы промежуточной аттестации в 8 классе:

-тест;

 -диктант с грамматическим заданием.


Межпредметные связи.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, особенно с предметами гуманитарного цикла – иностранный язык (есть общие темы в разделе «Грамматика»), история, литература.


Место учебного предмета в учебном плане:

Общее количество часов, отводимое на изучение курса «Русский язык» в 7 классе по Федеральному базисному учебному плану составляет 136 часов из расчёта 4 учебных часа в неделю.


Результаты обучения и усвоения курса русского языка в 8 классе


В результате изучения русского языка обучающийся должен

знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 8 классе;

  • роль русского языка как национального языка рус­ского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устная и письменная, моно­лог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публици­стического, официально-делового стилей и разго­ворной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы ре­чевого этикета.

уметь:

аудирование

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части ис­ходного текста;

фонетика и графика

  • выделять в слове звуки речи;

  • давать им фонетиче­скую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • разбирать слова фонетически;

орфоэпия

  • правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

  • опознавать звукопись как поэтическое средство;

  • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;

  • разбирать слова орфоэпически;

  • работать с орфоэпическим словарем;

лексика

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

  • опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;

  • пользоваться толковым словарем;

словообразование

  • выделять морфемы на основе смыслового и слово­образовательного анализа слова (в словах неслож­ной структуры);

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;

  • по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;

  • разбирать слова по составу;

  • пользоваться словарем морфемного строения слов;

морфология

  • квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;

  • правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;

  • образовывать формы изученных частей речи в со­ответствии с нормами литературного языка;

  • разбирать слово морфологически;

синтаксис

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • определять вид предложения по цели высказыва­ния, интонации, наличию или отсутствию второ­степенных членов предложения, количеству грам­матических основ;

  • составлять простые и сложные предложения из­ученных видов;

  • разбирать простое предложение синтаксически;


орфография

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • правильно писать слова с непроверяемыми соглас­ными, изученными в 7 классе;

  • пользоваться орфографическим словарем;

пунктуация

  • находить в предложениях места для постановки знаков препинания;

  • обосновывать выбор знаков препинания;

  • расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

связная речь

  • определять тему и основную мысль текста, его стиль;

  • составлять простой план текста;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тек­сты (в том числе с элементами описания предме­тов, животных);

  • писать сочинения повествовательного характера;

  • совершенствовать содержание и языковое оформ­ление (в соответствии с изученным языковым ма­териалом);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.


Содержание учебного предмета, курса:


- Речь.

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно- композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

- О языке.

Русский язык в семье славянских языков.

- Трудные случаи правописания.

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий, слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи, правописание наречий.

- Словосочетание и предложение.

Понятие о словосочетании, строение словосочетания, способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания. Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.

- Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное глагольное сказуемое. Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение, обстоятельство как второстепенные члены предложения. Приложение как особый вид определения. Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.

- Односоставные предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо- личные, безличные).

- Неполные предложения.

Понятие о неполных предложениях.

- Предложения с однородными членами.

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзной связью и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении с однородными членами.

- Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями.

Обращение нераспространенное и распространённое, знаки препинания при обращениях. Вводные слова и предложения, их сходство и различие.

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометием.

- Предложения с обособленными членами.

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

- Прямая и косвенная речь.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи.

Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.



Тематическое планирование учебного курса


Тема

Количество часов по программе

Количество часов развития речи

Введение.

1


Повторение изученного в 5-7 классах.

8

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

6

1

Основные единицы синтаксиса.

1


Предложение.

1

1

Словосочетание.

4


Простые двусоставные предложения.

20

4

Главные члены предложения.

9

3

Второстепен­ные члены предложения.

11

1

Простые односоставные предложения.

8

3

Неполные предложения.

1


Однородные члены предложения.

11

2

Обособленные члены предложения.

13

1

Обращения, вводные слова и междометия.

8

1

Прямая и косвенная речь.

4

1

Повторение изученного в 8 классе.

5


Резерв.

3


Итого:

88

14




Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся.

  1. Оценка устных ответов обучающихся:

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний обучающихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.

Оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.


2. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть дос­тупными по содержанию обучающимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 6 класса – 110-120 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Контрольный словарный диктант проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 6 класса – 25-30.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки обучающихся по опре­деленной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобре­тенных навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку обучающихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать та­кие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представ­лены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунк­тограмм не должно превышать

в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 7 классе – не более 7 слов с непрове­ряемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.


До конца первой четверти сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего клас­са.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографи­ческие и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не про­водилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо рабо­тает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенно­го значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименова­ниях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречи­ях, образованных от существительных с предлогами, правописание кото­рых не регулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательны­ми и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращал­ся! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен дру­гой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в на­рушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать дру­гое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следую­щая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной оценкой.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а так­же при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунк­туационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфо­графических ошибок. Оценка "4" может выставляться при трёх орфогра­фических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутст­вии орфографических ошибок. Оценка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографиче­ских и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуацион­ных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) зада­ния, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру­ководствоваться следующим:

Оценк а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

Оценка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекоменду­ется руководствоваться следующим:

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".


Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта.

Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

  • описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);

  • ошибка на правило, не изучаемое в школе;

  • ошибка в переносе слова;

  • ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);

*ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:

* в исключениях из правил;

  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

  • в написании ы и и после приставок;

  • в случаях трудного различения не и ни;

  • в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.


3. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы провер­ки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 7 классе – 200-250 слов.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение рас­крывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе оценки считаются по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания обучающихся по ли­тературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитыва­ется: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое един­ство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки кон­трольных диктантов).

























Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса



Литература для учащихся:


  1. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – 10-е издание. – М.: Просвещение, 2013.

2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2014


Литература для учителя:

1.Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – 10-е издание. – М.: Просвещение, 2013.

2.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2014


3.Егорова Н. В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2014


4.Диктанты и изложения. Для учащихся 5-8 классов/ сост. Л.Н. Ситникова. – Волгоград: Учитель, 2007


5.Русский язык. Разноуровневые задания. 8 класс / Сост. Б.А. Макарова. - М.: ВАКО, 2014


6.Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2013


7. К пятёрке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором: Русский язык:8 класс / Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2011.

Диски

1) Электронное учебное издание CD- ROM

Русский язык 7 класс. Мультимидийное приложение к учебнику под. ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. М.: «Дрофа», 2007 г.

2) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD-ROM. М.: ООО «VIDEOGame», 2010 г.

3) Обучающая программа –тренажёр по русскому языку «Фраза».

4) Обучающая программа –тренажёр по русскому языку «Репетитор».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Алексеенко Жанна Васильевна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа по русскому языку 7 класс  к учебнику Т.А. Ладыженской +КТП с УУД"
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaiaproghrammaporusskomuiazyku7klasskuchiebnikutaladyzhienskoiktpsuud"
    ["file_id"] => string(6) "282757"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453732042"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "программа по русскому языку 6 класс с УУД "
    ["seo_title"] => string(43) "proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-s-uud"
    ["file_id"] => string(6) "136578"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417145077"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа русский язык 5 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "246452"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446383850"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(69) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "192920"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427543439"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Рабочая программа   по учебному предмету   «Русский язык»  5 класс"
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-russkii-iazyk-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "251339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447234536"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства