Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дмитриевская СОШ
«Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников».
Выполнил:
учитель начальных классов
Хитрова Наталья Ивановна.
«Научить человека жить в информационном мире –
важнейшая задача современной школы».
Академик А.П. Семенов.
Мы стоим на пороге эпохи неограниченного развития и повсеместного распространения компьютеров, которые становятся интеллектуальным орудием и партнером практически во всех сферах жизни и деятельности человека.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.
В современной системе образования стремительно набирает скорость процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечение учебных учреждений компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Это связано с тем, что информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
ИКТ технологии я могу применять на любом этапе урока:
- Для обозначения темы урока.
- В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
- Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
- Для контроля учащихся.
Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на компьютере, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.
ИКТ позволяют мне:
- организовать различные формы работы:
- групповую,
- парную,
- индивидуальную;
- увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения.
- Применение ИКТ вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:
1. Создание презентаций к урокам;
2. Работа с ресурсами Интернет;
3. Использование готовых обучающих программ;
4. Использование дидактических игр.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Презентации позволяют учителю:
• наглядно представлять материал;
• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.
Для подготовки презентации и показа её на уроке я пользуюсь программой Power Point. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку.
Создавая собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.
Использование интернет ресурсов играют большую роль для меня и моей работы, так как:
Интернет:
• Расширяет виды учебной деятельности учащихся;
• Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
• Дает возможности для профессионального роста;
• Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
• Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
А с помощью диска «Россия на рубеже третьего тысячелетия» мы совершили путешествие по природным зонам на территории России. На экране перед детьми открылась карта природных зон России. Дети увидели, где располагается та или иная зона, познакомились с представителями животного и растительного мира. Урок прошел очень эмоционально, во время путешествия ученики слушали музыку, которая ассоциируется с данным уголком нашей страны. Интересны отзывы детей о подобных уроках.
Осипов Расим. « Мне этот урок запомнился тем, что я посмотрел на реальную жизнь природы во всех уголках нашей страны»
Никулин Данил.. «Мне понравилось то, что можно разглядеть все хорошенько и узнать много нового».
Морозов Вова. «Мне очень понравился этот урок. Я узнал, где растет карликовая березка и вообще что она есть».
На уроках русского языка использую справочники-тренажеры, которые помогают обучающимся осмыслить и усвоить теоретический материал, а также научат применять на практике орфографические правила. Будут незаменимыми помощниками во время работы над ошибками. Использую замечательное пособие «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 1-4 классы». Методическое пособие (+ CD-ROM)
В сборнике представлены уроки русского языка и мультимедийные пособия, разработанные учителями и методистами сообщества "ИКТ в начальной школе", работающими по УМК "Школа России", "Школа 2000-2100", "Начальная школа XXI века", "Перспективная начальная школа".
Материалы пособия создают условия для развития языковой грамотности учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий.
На уроках математики использую диск «Я учусь решать задачи». Данное пособие содержит разнообразный материал. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.
В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Дети активно работают на уроке.
Например, подобрав нужную информацию, затем переработав её, предлагаю детям самостоятельно с ней поработать в парах, группах, индивидуально, используя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды заданий: выбрать главное, составить схему, заполнить таблицу.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Итак, анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью добавить , что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения
- значительно повысить устойчивость и концентрацию внимания;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Я считаю, что информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
В заключение хочу сказать:
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.