Просмотр содержимого документа
«Системно – деятельный подход в преподавании математики в начальных классах»
30
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. теоретические основы Системно – деятельного подхода в преподавании математики в начальной школе 8
1.1. Основы системно – деятельного подхода в обучении: педагогическая характеристика 8
1.2. Организационные формы и методы системно – деятельного подхода в обучении математики в начальных классах 11
1.3 Принципы построения урока, типология уроков и критерии оценивания урока в рамках системно – деятельного пордхода 17
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОГО подхода на уроках математике в начальной школе 23
2.1. Система организации применения системно – деятельного подхода в обучении математике в начальной школе 23
2.2. Опыт работы по использованию структуры урока в технологии системно – деятельного подхода на уроках математики в начальных классах 25
Заключение 35
библиографический список 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Введение
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л.Н. Толстой
Развитие современного общества настоятельно требует особого внимания к проблемам обучения и воспитания Современный этап развития общества требует обновления образовательного процесса школы, прежде всего, с точки зрения содержательной и результативной составляющих.
В настоящее время в школу введён Федеральный государственный стандарт нового поколения. В его основу положен системно-деятельностный подход в обучении, который исходит из положения о том, что формирование новых способностей человека есть результат перевода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
ФГОС: пункт 7 “В основе стандарта лежит системно - деятельностный подход, который представляет:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В связи с этим вопросы системно-деятельностного подхода становятся весьма актуальными при проектировании образовательного процесса. В контексте современных подходов, обозначенных в стратегии социокультурной модернизации образования и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», социальная эффективность образования рассматривается как соответствие социальных эффектов образования стратегическим интересам развития общества; качество влияния образования на окружающую среду.
Таким образом, проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информационные технологии, электроника. Эти науки немыслимы без математического аппарата.
Итак, основа математической грамотности закладывается в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание.
В современном обществе на первый план выдвигаются новые требования к результатам образования, благодаря которым человек способен самостоятельно работать, учиться и развиваться, контролировать себя и оценивать свою деятельность. Формирование личности учащегося и формирование универсальных учебных действий является сегодня приоритетом начального образования и отвечает требованиям ФГОС НОО. Эффективнее всего это осуществляется в процессе системно – деятельностного подхода.
Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении: учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание-следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, системы Л.В. Занкова, «Школа 2100», », «Школа России», «Перспектива», « Начальная школа XXI века» и другие. Актуализация деятельностного метода обусловлена эффективностью образования по следующим показателям:
- обеспечивает условия для развития личности на основе формирования универсальных учебных действий;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению.
Актуальностьданного исследования заключается в том, что переход от системы знаний, умений, навыков к системно - деятельностной парадигме образования, который находит свое выражение в стратегии разработки стандарта начального образования.
Все вышесказанное обусловило выбор темы для курсовой работы: «Системно – деятельный подход в преподавании математики в начальной школе».
Объект исследования – обучение младших школьников.
Предметом нашего исследования является применение на уроках математики в начальных классах системно-деятельностного подхода.
Цель исследования - выявление теоретических и методических особенностей в современной образовательной системе системно-деятельностного подхода в обучении математики учащихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать педагогическую характеристику основы системно – деятельного подхода в обучении.
2. Рассмотреть организационные формы и методы системно – деятельного подхода в обучении математики в начальных классах.
3. Описать принципы построения урока, типологию и критерии оценивания урока в рамках системно – деятельного подхода.
4. Определить требования к построению урока математики в начальной школе в рамках реализации системно-деятельностного подхода.
5. Описать опыт работы по использованию структуры урока в технологии системно – деятельного подхода на уроках математики в начальных классах.
Гипотеза: применение системно-деятельностного подхода при обучении математике в начальных классах будет способствовать формированию прочных навыков математических вычислений в том случае, если эта работа будет проводиться учителем систематически, что будет активизировать учебную деятельность.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, методических документов, моделирование, наблюдение. Также при написании данной курсовой работы использовались методы логики, анализа и синтеза.
Структура нашей работы определяется логикой исследования. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, примечание.
Во введении обосновывается актуальность обучения младших школьников на основе проблемного подхода, формулируется аппарат исследования: актуальность проблемы, проблема исследования, объект исследования, предмет исследования, цель данной работы, задачи, методы исследования, методологическая основа исследования, структура исследования.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических основ системно- деятельностного подхода в обучении учащихся начальной школы.
Во второй главе рассматривается система организации системно – деятельного подхода в обучении учащихся на уроках математики в начальной школе.
В заключении кратко сообщаются основные теоретические положения работы; выводы по результатам исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами и педагогами учебных заведений, учителями начальной школы при планировании и организации уроков математики
Методологическая база исследования. В процессе написания данной курсовой работы мы использовали научные труды следующих авторов: Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, Л.С. Выгодского и др.
Эмпирическая база исследования. Исследование было проведено совместно с учащимися начальных классов МБОУ «Роговатовская школа СОШ с УИОП».
Для написания работы использовано 31 источников. Курсовая работа содержит 52 страницы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ ВНАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1.Основы системно – деятельного подхода в обучении: педагогическая характеристика
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
До недавнего времени в научном познании преобладал аналитический подход, который как метод научной деятельности не утратил своего значения до сих пор. Однако, потребность в повышении мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников, послужила возникновению и практическому применению новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является системно-деятельностный подход.
Рассмотрим понятие системно – деятельностного подхода и выявим его психолого-педагогическую природу
Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки и между системным подходом. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки таких, как Б.Г.Ананьев (4), Б.Ф.Ломов, и деятельностным, который всегда был системным - его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ф. К. Савина (31) и др.. Системно - деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов (4).
Что значит «деятельность»?
Деятельность - это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие системно - деятельностного подхода указывает на то, что результат, может быть, достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике. (31)
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков (1).
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Таким образом, в основе современного образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Стандарт нового поколения помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается знание.
Ребенок должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения (26).
Вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, умение учиться. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Далее рассмотрим организационные формы и методы системно – деятельного подхода в обучении математики в начальных классах.
1.2. Организационные формы и методы системно – деятельного подхода в обучении математики в начальных классах
Математика является одним из опорных предметов школы. Она обеспечивает изучение других дисциплин. Требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
В настоящее время педагогическая система каждого учителя выстраивается в соответствии с задачами, возможностями и требованиями современного общества. Способности, привычки, характер человека – всё это формируется в процессе его деятельности. Доказано, что многие учащиеся, которых считали неспособными к математике, попадая в новые условия, начинали самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих непредвиденных условий успешно овладевают математическими законами, правилами, теоремами. Такие условия обеспечивают умственное развитие ребёнка. Из этого следует, что для достижения положительного развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации системно - деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся(2).
Как пишет Л.С. Выготский: «В основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…» В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для учащегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность (15).
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для учащихся и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностного подхода (31). Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа). Основой организации учебного процесса в программе «Учусь учиться», является дидактическая система деятельностного метода обучения, которая используется на трёх уровнях: базовом, технологическом и системно-технологическом (12).
Включение разнообразных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать среду, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.
Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока (19).
Например, в начале урока можно использовать активный метод «Шаг навстречу», который позволяет быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.
Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи. Главное «захватить» внимание учащихся.
На этапе вхождения в тему можно использовать метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов». Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Педагог также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Цель: выявить ожидания и опасения, учащихся на уроке.
Учащимся предлагается, написать на листочках чего они ждут на уроке. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения – желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.
Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.
Активные методы презентации учебного материала.
В процессе урока учителю приходится сообщать новый материал учащимся. Такой метод, как «Инфо–угадайка» позволит сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.
На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, вписывает в сектор название раздела темы, о котором сейчас пойдет речь. Учащимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем раскрывается тема, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.
В конце задается вопрос, действительно ли были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После этого возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют – многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы (22).
Эти активные методы обучения составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Базовыми понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность.
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего – это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.
На наш взгляд необходимо освободить ребенка от боязни наказания за несделанное, за невыученное. Ведь не секрет, что в большинстве своем именно эта причина является “движущей силой” сегодняшнего обучения. Однако, психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения – положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Сегодня учить, делая ставку на наказание, ошибочно и малоэффективно. И только дифференцированный подход в обучении школьников является самым оптимальным и разумным. Получать удовольствие от занятий математикой школьник может лишь при условии, если дифференциация ему доступна. В противном случае один ученик будет учиться налегке, не напрягаясь, другой – пытаясь осилить непосильное. Первый из них не найдет применения имеющимся способностям и не разовьет потенциальные, второй будет чувствовать постоянное унижение, на каждом шагу ощущать собственную неполноценность, умственную убогость, что приведет к отвращению от математики.
Мы должны дать детям новые стимулы учения – те стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету, и если мы реалисты и не хотим прятаться от действительности, то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед и развития.
Почти в каждом классе есть от природы одаренные дети. Но если не заботиться постоянно об их развитии, не поставлять им достаточную пищу для ума, то они не могут состояться как творческие личности. Одной из перспективных форм развития творческих способностей личности является создание в общеобразовательных школах научных обществ учащихся. Увлечение наукой в школьные годы оказывает огромное воспитывающее влияние, развивает потребность в творческой деятельности, воспитывает трудолюбие и ответственность за порученное дело.
Анализ литературы по проблеме показал, что основная задача, которая ставится перед учениками – научиться мыслить и овладевать фундаментальными знаниями. Это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи, а глубокое понимание сути изучаемого материала. В процессе исследовательской работы школьники сами ищут способы решения поставленной задачи, реализуют их, учатся обобщать полученные результаты, применять их для решения новых проблем.
При этом одним из основных условий реализации системно - деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.
1.3. Принципы построения урока, типология уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода.
Рассмотрим принципы построения урока и критерии оценивания в рамках системно – деятельностного подхода.
При системно - деятельностном подходе в обучении математике выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
- восприятие информации;
- анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
- запоминание (создание образа);
- самооценка (21).
На наш взгляд позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира. Учебная задача- задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность - управляемый учебный процесс. Учебное действие- действие по созданию образа. Образ - слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие - я умею! У меня получится! Эмоционально-ценностная оценка - Я считаю так то…(формирование мировоззрения).
Так как, основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода. Система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании:
1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, сознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4. Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретению учащимися собственного опыта творческой деятельности. (2)
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности:
- урок постановки учебной задачи;
- урок решения учебной задачи;
-урок моделирования и преобразования модели;
-урок решения частных задач с применением открытого способа.
- урок контроля и оценки.
Уроки системно - деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля (23).
Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых умений.
Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно - контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений и т. д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.
Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта, наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии, сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму, оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием. Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
-сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями (1).
В преподавании математики системно-деятельностный подход требует формирования практических умений применения теории. К классу необходимо обращаться не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математические понятия, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Другими словами – познавать мир.
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет поставленную перед ним цель. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Таким образом, при системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике?»), обучить способам ее осуществления («как учиться?»). Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Она может осуществляться как в небольших группах, так и в парах:
1. Учитель-ученик. Такая работа чрезвычайно полезна обоим: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить, а ученик должен овладеть предложенными знаниями и уметь применять их на практике.
2. Ученик-ученик. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. Надо стараться привлекать для этой работы исключительно хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи.
Применение технологии системно-деятельностного подхода на уроках
математики и при подготовке учащихся к итоговой аттестации создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся, и в тоже время,
позволяет добиться поставленной цели: повышение качества знаний учащихся.
2.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Система организации применения системно – деятельного подхода в обучении математике в начальной школе
Для начальной школы подробно деятельностный метод разработал Л.Г. Петерсон. Основные этапы данного метода представлены следующей схемой:
1. Постановка учебной задачи.
2. «Открытие» детьми нового знания.
3. Первичное закрепление (это комментирование).
4. Самостоятельная работа с проверкой в классе:
- самоконтроль ЗУН;
-интеграция с ЗУН, накопленными ранее с одной стороны, опережающая подготовка к следующим темам, с другой стороны.
5. Рефлексия и задавание на дом (28).
Постановка учебной задачи.
Это этап мотивации и целеполагание деятельности. Здесь учащиеся должны быть включены в проблемную «коллизию» («Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать, мне это интересно»). Четко формируется цель урока после заданий, актуализирующих знания учащихся.
Открытие детьми нового знания.
На этом этапе идет решение проблемы. Обсуждение, дискуссия, диалог, поиск, когда нет готового образца; система вопросов учителя приводит к открытию нового знания. В завершение учитель подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и алгоритмом действий – то есть того универсального способа, которым должен воспользоваться ученик в дальнейшей учебно-познавательной деятельности.
Первичное закрепление.
Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, обозначенной алгоритмом действия (что делаю, почему, что идет и за чем, что должно получится). Эффект усиливается от сочетания устной и письменной речи – озвучивание действий – это маленькая поисковая работа в сознании ученика. Она обязательна. Эффективность первичного закрепления зависит от варьирования и полноты «проигрывания» учебного материала (использование нестандартных приемов, игры, занимательности, индивидуального подхода к слабым и сильным и т.д.)
Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Задачи четвертого этапа – самоконтроль и самооценка. Здесь не нужна громкая речь ни учителя, ни ученика. Всё переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя». Важно, чтобы на этом этапе была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается); у ученика возникло желание закрепить удачный результат. Все четыре этапа над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая во времени. Обычно на это уходит 25 минут. Оставшееся время можно посвятить закреплению ранее полученных знаний, умений, навыков, интегрировав их с новыми ЗУН или занятия опережающей подготовкой к следующей теме урока. Здесь же в индивидуальном порядке необходимо доработать ошибки по новой теме, которые могут возникнуть на этапе самоконтроля.
Завершающая точка урока: самооценка, оценка и задавание на дом.
На последующих уроках происходит отработка изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия.
Термин универсальные учебные действия - главная составляющая системно-деятельностного подхода в обучении (7).
Таким образом, основные этапы деятельностного метода помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.
2.2. Опыт работы по использованию структуры урока в технологии системно – деятельного подхода на уроках математики в начальных классах
Изучив существующие методики по использованию системно – деятельнотного подхода на уроках математики у младших школьников, мы провели работу по выявлению у учащихся 1-4 классов уровня интеллектуального развития и творческого мышления (программа «Начальная школа XXI века).
Одним словом, их способностей к формированию ЗУН и УУД – конечной цели системно-деятельностного преподавания.
Учителя установили:
- уровень логического мышления;
- внимание;
- память;
- умение устанавливать аналогии;
- работа с конкретными и абстрактными понятиями;
- логически обобщать;
- выявлять закономерности построения числового или логического ряда;
- часть заданий давали возможность проверить пространственное представление и общую осведомленность гимназистов.
Интеллектуальный марафон «Умники и умницы» выявил, какие мыслительные операции у наших учащихся развиты, какие западают и требуют коррекции для дальнейшего развития личностно-интеллектуальной сферы и универсальных учебных действий.
Основная идея марафона состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Мы остановимся на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.
Были поставлены следующие задачи:
1. Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
- воспитывать интерес и любовь к математике;
- создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.
2. Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Универсальные логические действия:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
формирование умения работать в парах.
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция.
3. Учебные задачи, направленные на формирование предметных результатов обучения:
- способствовать осмыслению и закреплению полученных знаний;
- совершенствовать умение распознавать и решать задачи, применяя знания о структурном содержании задачи и изученные приемы сложения и вычитания;
- создавать условия для развития логического мышления, памяти, внимания;
- способствовать развитию познавательных способностей, познавательной активности и исследовательской деятельности.
Структура урока в технологии системно - деятельностного подхода.
Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу» (1-2 минуты). У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность включение детей в деятельность; выделение содержательной области.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
-учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
- самопроверка домашнего задания по образцу.
Настраиваем детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу»,«повторим решение составных задач» и т.д.
Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (4-5 минут).
Возникновение проблемной ситуации:
- актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
-создание проблемной ситуации;
-выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока (4-5 мин.).
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения(7-8 мин).
Способы: диалог, групповая или парная работа.
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог: - организация самостоятельной исследовательской деятельности;
- выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.
Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (4-5 минут).
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий, выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет (4-5 минут).
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий), выполняется письменно.
Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут).
Мы предлагаем учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие, затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса (2-3 минуты).
Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что нужно сделать ещё?
-Где можно применить новые знания?
Мы имеем то, что в процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет (4-5 минут).
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). Выполняется письменно.
Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
10. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут). Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие, затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
11. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса (2-3 минуты).
Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания? (13)
Применение системно - деятельного подхода по математике в начальных классах для развития математических способностей и повышения навыка вычисления у учащихся 2 класса МБОУ «Роговатовская СОШ с УИОП» Старооскольского района Белгородской области нами были подобраны различные задания по устранению выявленных ошибок. Работа с этими детьми проводилась как на уроках, так и внеурочное время на занятиях кружка «Занимательная математика». На каждом уроке математики было отведено время для заданий, которые требовали от учеников более активной творческой умственной деятельности, связанной с анализом, сравнением, обобщением и т.д.. Подобранные задания соответствовали теме и целям урока. В зависимости от этого определила место таких заданий на уроке.
В связи с этим предлагаем технологические карты уроков математики, проведенных во 2 классе МБОУ «Роговатовская СОШ с УИОП» Старооскольского района Белгородской области:
1. Технологическая карта урока математики с использование системно – деятельного подхода на тему «Деление с 0 и 1» (Приложение 1)
2. Технологическая карта урока математики в 3 классе на тему «Умножение двузначного числа на однозначное число» (Приложение 2)
Одним из критериев результативности является изучение уровня
самооценки школьника.
Таблица 2.2.
Уровень сформированности познавательного интереса к математике (в%)
№
Познавательная деятельность
школьников
2013-
2014
уч.г.
2014-
2015 уч.г
2015-
2016уч.г.
1 класс
2 класс
3 класс
1
Интеллектуальный уровень
31%
33%
40%
2
Сформированность качеств учебной деятельности
25%
25%
28%
3
Уровень волевой регуляции деятельности
23%
26%
26%
4
Эмоциональная сфера
25%
18%
15%
Из таблицы видно, что с каждым годом возрастает уровень познавательной сферы школьников. В отношении второго показателя значительно труднее сформировать чѐткие критерии качеств учебной деятельности (виды мышления, уровень речевого развития, навыки письма), по которым можно было бы судить, в достаточной ли мере развиты те или иные познавательные функции. Уровень волевой регуляции деятельности почти остаётся на одном уровне.
Анализ этих данных даѐт возможность сделать вывод, что системно-деятельностный подход на уроках математики позволяет развить сферу познавательного интереса учащихся, обеспечивает развитие у учеников начальной школы высокого уровня знаний, умений, приемов мышления, которые в свою очередь способствуют повышению качества обучения по предмету.
По второму критерию проанализировали уровень повышения качества знаний
Таблица 2.2.
Уровень повышения качества знаний
интеллектуальный уровень
сформированность качеств учебной деятельности
уровень волевой регуляции
эмоциональная сфера
Результаты мониторинга за последние три года отражают стабильность успеваемости и рост качества знаний по математике. Следовательно, используемые формы и методы работы являются эффективными и влияют на качество обучения учеников начальной школы. Эта стабильность в результате того, что на протяжении учебного процесса учитель нацеливает учащихся на более полное использование способностей, помогает реализовать свои возможности. В течение обучения математике мы хорошо изучаем возможности детей, их интеллектуальные способности, что помогает осуществлять индивидуальный подход к каждому ребѐнку. При систематической и правильно организованной работе в проведении уроков с использованием элементов системно-деятельностного подхода наблюдается стабильность и положительная динамика роста качества знаний.
О системно-деятельностном подходе мы, учителя начальной школы можем получить информацию в трудах авторов УМК по начальной школе: В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Р.И. Бунеева, Л.Г. Петерсон, Н.Ф. Виноградовой, Н.Ф. Талызиной. (18)
Таким образом, системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть учение, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении отмечаем, что системно – деятельностный подход представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
В ходе выполнения исследования были решены следующие задачи:
- изучена и проанализирована педагогическая характеристика основы системно – деятельного подхода в обучении, организационные формы и методы системно – деятельного подхода в обучении математики в начальных классах;
- рассмотрены принципы построения урока, типологию и критерии оценивания урока в рамках системно – деятельного подхода;
- определены требования к построению урока математики в начальной школе в рамках реализации системно-деятельностного подхода;
- описан опыт работы по использованию структуры урока в технологии системно – деятельного подхода на уроках математики в начальных классах.
Была составлена структура урока, которая может быть использована в учебном процессе начальной школы.
На основе проделанной работы, можно сделать следующие вывод:
- поставленная нами цель была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза доказана.
Проведённое исследование подтвердило, что системно-деятельностный подход означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.
В узком смысле – психологическом значении – это совокупность действий учащихся, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Каждый раз мы, учителя, составляя проект очередного урока, задаем себе одни и те же вопросы:
- как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
- какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;
- какие методы и средства обучения выбрать;
- как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать. И этому надо учиться (сделать подборки по системно-деятельностному подходу из опыта лучших учителей математики, иностранного языка, русского языка и литературы). Ими надо воспользоваться.
Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически осознанно исследовать явления реального мира.
Таким образом, системно-деятельнсотный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Базовыми понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность.
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У учащихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Значит, ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Следовательно, воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
В результате этой деятельности, учащийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Учащиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Таким образом, идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде.
В заключение нашего исследования хотелось бы сказать, что сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.
библиографический список
Александрова, Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) // Пособие для учителя четырехлетней начальной школы / Э.И.Александрова. – М.: Вита – Пресс, 2001. – 150 с.
Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. С. 41-60.
Антология по истории педагогики в России: первая половина XX века : учебное пособие для студентов пед. вузов / сост.: А.В. Овчинников и др. ; рец.: Г.Н. Волков, И.В. Сучков. - М. : Академия, 2000. - 384 с.
Бантова, М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М.: Просвещение, - 2002. – 113 с.
Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: Курс лекций / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2001. - 456 с.
.Белошистая, А. К .Занятия по математике: развиваем логическое мышление./ А.К. Белошистая - //Дошкольное воспитание. 2004 - №9 -345с.
Богуславский, М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: Монография : Электронный ресурс / М. В. Богуславский ; М.В. Богуславский. - Москва : Институт эффективных технологий, 2012. - 434 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 399 с.
Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. -М.: Просвещение, - 2001. – 93 с.
Власкина, Ю.В. Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников / Ю.В. Власкина [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/589424/ (дата обращения: 17.04.2016)
Гальперин, П.Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин ; науч. ред. А.И. Подольский. - 5-е изд. - М. : КДУ, 2011. - 400 с.
Гетманова, А.Д. Учебник по логике. / А.Д. Гетманова. - М., - 1994. – 60 с.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 203 с.
Давыдов, В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление / В.В. Давыдов. – М., 2001. – 118 с.
Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова : Учебное пособие : Электронный ресурс / В. П. Зинченко. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 331 с.
Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить. / А.А.Ивин. - М.: Просвещение, - 2000. – 130 с.
Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: развивающее обучение: Учебное пособие / Н.Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. – 287 с.
Кизеветтер, А.А. Исторические очерки: Из истории политических идей. Школа и просвещение. Русский город в XVII Iстолетии. Из истории России в XIX столетии / А.А. Кизеветтер; Науч. совет: В.Л. Глазычев, Л.Г. Ионин, А.Ф. Филиппов, Р.З. Хестанов. - М. : Территория будущего, 2006. - 448 с.
Колягин, Ю.М.,. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения / Начальная школа/ 2006г. №4.- 340с.
Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. / Н. Д. Левитов. - М., - 2005. – 97 с.
Лобастов, Н.А. Записки сельского учителя. ч. III / Лобастов Николай Алексеевич ; РПЦ ; Фонд изучения наследия П.А. Столыпина. - М. : Фонд изучения наследия П.А. Столыпина, 2014. - 423 с.
Подходова, Н.С. Моделирование как универсальное учебное действие при изучении математики/Начальная школа/ - 2011- 345с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. М.: Минск, 2001. - 705с.
Рудницкая, В.Н. Математика. Методическое пособие. Москва 2005г.-134с.
Селькина, Л.В., Худякова М.А. Компетентностный подход в оценке результатов обучения по начальной математике /Начальная школа/- 2010- 80с.
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2 / К.Д. Ушинский. - М., 2004. – 440 с.
Хабиб, Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся./ Р.А. Хабиб. - М.: Педагогика, 2003. – 201 с.
Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? Знание, серия «Педагогика и психология», 1985. № 11. – 50 с.
Чилингирова, Л.К. Играя, учимся математике: пособие для учителя. – М.: Просвещение,1993.- 212с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М -во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011.-67с.
Приложение 1.
Конспект урока с использованием системно-деятельностного подхода.
Урок математики во 2-м классе. Тема: «Деление с 0 и 1»
Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.
Организационный момент:
-добрые пожелания от учителя, дети желают друг другу удачи;
- Что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей);
1). Надо найти число, при умножении которого на 2, получается .(8, 6, 4);
2). Это число ……;
3). Значит __ : 2 = __
III. Постановка учебной задачи:
- Тему урока сформулируете сами, после выполнения заданий;
- При выполнении заданий рассуждайте по эталону (на доске план рассуждения).
IV. Открытие нового знания:
- работать будем в группах;
-какие правила работы в группах надо помнить?
Задание №1.
1 гр.
2гр.
3гр.
0 : 2 = …
0 : 4 = …
0 : 6 = …
0 : 3 = …
0 : 5 = …
0 : 9 = …
0 :23 =…
0 : 17 =…
0 : 32 = …
Вывод: 0 : а =…
Вывод: 0 : а =…
Вывод: 0 : а =…
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №2.
1 гр.
2 гр.
3 гр.
2 : 2 =…
4 : 4 =…
8 : 8 = …
6 : 6 = …
5 : 5 =…
8 : 8 = …
3 : 3 =…
7: 7 =…
9 : 9 = …
Вывод: а : а =…
Вывод: а : а =…
Вывод: а : а =…
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
-записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №3.
1 гр.
2 гр.
3 гр.
3 : 1 =...
4 : 1 =…
2 : 1 =…
5 : 1 =…
6 : 1 =…
9 : 1 =…
7 : 1=…
8 : 1 =…
5 : 1 =…
Вывод: а : 1 =…
Вывод: а : 1 =…
Вывод: а : 1 =…
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №4.
1 гр.
2 гр.
3 гр.
2 : 0 =…
5 : 0 =…
7 : 0 =…
4 : 0 =…
6 : 0 =…
9 : 0 =…
Вывод: а : 0
Вывод: а : 0
Вывод: а : 0
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, высказывания детей):
-Кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей).
V. Первичное закрепление:
- Как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);
- Откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);
- Сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
- стр. 95 №3 – выполнить письменно;
- как будете работать самостоятельно?
VII. Повторение.
- стр. 95 №4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;
- Фронтальная проверка.
VIII. Итог урока (рефлексия деятельности):
- Какое открытие вы сегодня сделали?
- Как вы это узнали?
- Где можно применить новое знание?
- Что для вас было трудным?
Д.з.
Приложение 2
Конспект урока с использованием системно-деятельностного подхода:
Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное число»
Цели урока:
Обучающая - формирование знания умножения двузначного числа на однозначное число на основе распределительного свойства умножения относительно сложения; развитие умения ориентироваться в своей системе знаний, извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; развитие умения учиться, оценивать достижения свои и ребят в классе.
Развивающая – развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания.
Воспитательная – формирование культуры общения: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.
Тип урока – урок введения нового знания.
Ход урока.
I.Организация класса на работу. (2 минуты)
-Здравствуйте! Присаживайтесь. Кто знает, что означает слово «Здравствуйте»? «Здравствуй», т.е. живи в здравии, будь здоров.
Сегодня наш урок математики пройдет под девизом «Будь здоров».
О чем вы должны помнить во время всех уроков для сохранения своего здоровья? (соблюдать правильную осанку, доброжелательное отношение друг к другу, …) В течение урока мы вспомним о некоторых нормах здорового образа жизни.
II.Актуализация знаний. (6 минут)
-Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Арифметический диктант. Запишите число, в котором 5 десятков 6 единиц (56); представьте его в виде суммы разрядных слагаемых (56=(50+6))
Запишите выражения и найдите их значения: 3 десятка увеличить в 3 раза (30*3=90); произведение числа 3 и суммы чисел 4 и 7 (3*(4+7)=33);
Запишите сумму разрядных слагаемых числа, которое в 2 раза больше числа 8 (10+6); увеличьте записанную сумму в 2 раза, найдите значение этого выражения ((10+6)*2=32);
Результат последнего выражения увеличьте в 3 раза (32*3=… возникнут затруднения)
Какие знания позволили вам справиться с заданием? (знание таблицы умножения, знание распределительного свойства умножения, знание умножения круглых чисел на однозначные числа)
В каком примере возникли разногласия и затруднения? (32*3)
Почему? (не умеем умножать не круглые двузначные числа на однозначные числа)
III.Постановка учебной проблемы. (2 минута)
Какой вопрос возникает? (Как выполнить умножение двузначного числа на однозначное число?)
Какова задача урока? (Научиться умножать двузначные числа на однозначные числа) Определите тему урока. («Умножение двузначного числа на однозначное число»)
IV.Поиск решения. (10 минут)
1.Групповая работа.
Для решения поставленной задачи разобьемся на группы по 4 человека.
Проговорите правила работы в группе.
«Хорошее настроение – жизни продолжение». Почему так говорят?
Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, больше улыбайтесь друг другу, говорите вежливые слова, учитесь слышать и слушать своего собеседника.
Каждая группа получает задание:
1)Вставьте пропущенные числа и найдите значения выражений:
14*3=(8+..)*3= 14*3=(10+..)*..= 14*3=(..+..)*3=
2)Каким свойством умножения вы воспользовались?
3)Сделайте вывод, как умножить двузначное число на однозначное число.
4)Дополните алгоритм умножения двузначного числа на однозначное число:
Замени двузначное число__________________________
Умножь каждое________________на однозначное число
Сложи_________________________________________
Запиши_____________
5)Используя алгоритм, найдите значение выражения: 32*3
2. Проверка работы в группах. (Ребята прикрепляют листы с решениями на доске, озвучивают выводы, обсуждают их в случае разногласия)
3.Рефлексивная оценка.
Какая задача стояла перед нами? Справились вы с задачей? Что позволило вам справиться? (Знание распределительного свойства умножения)
Какой вопрос мы сформулировали в начале урока? Можем ответить на него?
Вернемся к выражению 32*3. В виде суммы, каких слагаемых представлено число 32? (Разрядных) Почему? (Удобнее) Докажите. (Приводят примеры: 32 это 16 и 16, 20 и 12 и т.д. где сложно выполнить умножение)
Как вы думаете, всегда ли удобнее при умножении двузначного числа на однозначное представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых? Как узнать? (прочитать в учебнике)
Прочитаем, что пишет автор учебника на стр.40 («Удобнее всего двузначные числа представлять в виде суммы разрядных слагаемых…»)
V.Первичное закрепление. (16 минут)
«Крепок телом, богат и делом», как понимаете? Проведем физминутку для мышц спины и позвоночника.
1.Решение примеров № 5 на стр.40 учебника. (1, 2, 3 выражения вычисляют с подробной записью и объяснением у доски; 4,5 выражения вычисляют в паре с проговариванием соседу поочередно, 2 ученика с обратной стороны доски)
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу у доски:
Что вам нужно было сделать в задании?
Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
Ребята, вы согласны с такой самооценкой.
Оцените свою работу в паре, поднимите зелёный кружок - если выполнили все верно, жёлтый - если была 1 ошибка, красный - если были 2 ошибки.
2.Соревнование по рядам. «Движение – это жизнь», почему так говорят?
Предлагаю вам принять участие в математическом состязании «Найди пару».
Дети выстраиваются в колонны по рядам, на доске три столбика выражений, поочередно каждый участник команды вынимает карточку с примером из коробки, прикрепляет её к соответствующему выражению и находит значение выражения.
На доске: 18*3, 34*2, 27*3, 17*5, 33*3, 28*2, 44*2, 29*3
Карточки: (10+8)*3, (30+4)*3, (20+7)*3, (10+7)*3, (30+3)*3 и т.д.
Проверка, исправление ошибок.
Оцените себя с позиции умения работать в группе (каждая группа рисует соответствующий смайл).
3.Решение задачи № 6(а) на стр.41 учебника.
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», почему так говорят? Сейчас вы будете решать задачу про Дениса, который тоже проводил время на природе, отправившись в поход.
В походе Дениса назначили летописцем. Он заполнил заметками и рисунками 5 голубых тетрадей по 12 страниц в каждой и 3 такие же розовые тетради. Сколько всего страниц заполнил Денис заметками?
Прочитайте задачу. Значение, какого слова следует разъяснить? (Летописец)
Найдите основную информацию. Какой вопрос в задаче?
Составим краткую запись. (Один ученик работает у доски)
Составьте план решения задачи. (Ребята обсуждают план)
Сколько способов решения? (Два способа)
А кто знает, как записать решение задачи выражением, поднимите руку.
Определите свои возможности как будете оформлять решение задачи: в три действия, в два действия или выражением. (Два ученика с обратной стороны доски выполняют запись решения задачи по действиям: в 3 и в 2 действия, остальные, кто выбрал этот способ оформления – в тетрадях)
Ребята, кто будет выполнять запись решения задачи выражением, подойдут ко мне. (Ребята обсуждают оба способа записи решения задачи выражением, записывают в тетрадь один по выбору.)
Когда решите задачу, заметите, что получилось число, которое было в одном из результатов арифметического диктанта в начале урока. (96)
Проверка. Какой ответ записали? (96 страниц заполнил Денис заметками и рисунками.)
Проверим ребят, выполнявших запись у доски.
Оцените свою работу с позиции умения оформлять решение задачи сигнальной карточкой.
VI.Проверка сформированности знания умножения двузначного числа на однозначное (работа в парах). 4 минуты
«Хороший смех оздоравливает душу», как вы понимаете это высказывание?
Хороший добрый смех полезен не только потому, что поднимает настроение. Люди, которые любят смеяться, меньше болеют. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь, сейчас вам предстоит поработать в паре.
На столах лежат карточки с заданием:
Найдите значения только тех выражений, которые соответствуют теме урока, поочередно проговаривая алгоритм умножения соседу по парте, запишите во вторую таблицу результаты в порядке возрастания и соответствующие буквы. Прочитайте получившееся слово.
д
24*4=
м
20*3=
у
19*5=
т
46*2=
к
2*40=
р
31*3=
Дети озвучивают слово «труд».
Оцените свою работу в паре с позиции умения выполнять умножение двузначного числа на однозначное, поднимите кружок соответствующего цвета (сравнивают свою работу с эталоном).
«Отдых и труд рядом живут», как понимаете смысл пословицы? Вы сегодня хорошо потрудились, пришла пора отдохнуть, подведем итоги урока.
VII.Итог урока. (3 минуты)
Какие новые знания получили? Что получалось на уроке? Над чем еще надо поработать? А сейчас, пожалуйста, пройдите к доске, поставьте магнитик на ту ступеньку, на которой вы сегодня были на уроке (верхняя ступенька – работал в полную силу, средняя – могу работать лучше, нижняя – я не доволен своей работой).
VIII.Домашнее задание. (2 минуты). Задача № 6б, «Дидактический материал», с. 85, № 4, по выбору №5, №6.
Спасибо вам за урок, улыбнитесь друг другу, будьте здоровы! Я приготовила для вас небольшие памятки, где имеются ценные секреты здоровья (учитель раздает памятки). Урок окончен!