kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический опыт по теме: "Проектная деятельность в рамках ФГОС в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность».

                                                                Бернард Шоу

   Тема данного выступления для вас, уважаемые коллеги, не является новой. Вот уже, который год учащиеся школ принимают активное участие в конкурсе проектно-исследовательских работ. Я уверена в том, что учителя, которые готовили ребят на проект, изучили необходимую литературу по методике проведения проектной деятельности учащихся. Моя задача заключается в том, чтобы коротко ознакомить вас с основными моментами работы над проектной деятельностью учащихся в рамках ФГОС, поделиться опытом работы над проектом. О чём хотелось бы сегодня сказать?

     О проектной деятельности как о ведущем методе обучения было упомянуто ещё в начале 20 века. Так в 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В последнее время этому методу уделяется самое пристальное внимание. Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося: для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. А сегодня мы говорим о методике работы над проектом в свете ФГОС нового поколения. Что является основным в новой программе? Прежде всего, стандарты нового поколения ставят основную задачу. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Что является самым главным в стандартах?

 • Системно-деятельностный подход.

• Нацеленность на формирование метаумений.

• Большое внимание должно быть уделено воспитанию гражданина России.

    Итак, что же такое проект? Чтобы разобраться в этом и понять о необходимых действиях над проектными работами, обратимся к толкованию слова «проект». В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», выступающий, бросающийся в глаза.

 В настоящее время этот термин  означает  деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Из выше сказанного означает, что метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая- либо исследовательская или творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Для каждого учителя главным является вопрос:

«С чего начать?». Рассмотрим основные этапы работы над проектом.

Этапы проекта:

  1. Выбор темы и целей.

     Ребятам предлагается тема для работы над проектом, учитывая интересы класса, например: «Математика вокруг нас». Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы). Определение проблемы подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить.

Главная задача любого учащегося – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться.

Затем ставится цель проекта. Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Цель: получить первоначальные знания об истории создания математики. (Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.)

Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, ответить на вопрос «Каким образом

(Познавательные: создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.) Все дети разделились на 4 группы: социологическая, историческая, исследовательская и конструкторская.
2.Планирование проектной деятельности.
Социологическая группа.
Цель: провести опрос детей школы; узнать, что они знают о математике. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Историческая группа.
Цель: познакомиться с учителями, которые преподают данный предмет,  собрать у  них материал. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Исследовательская группа.
Цель: узнать об истории создания математики из дополнительных источников информации. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Конструкторская группа.
Цель: создать макет проекта. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)

3. Непосредственная реализация проекта. 

Участники социологической группы после  опроса (40 человек)

(Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.) подвели   его итоги (Познавательные УУД: умение структурировать знания; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.) и сделали определенные выводы  (Познавательные УУД: умение анализировать информацию, выведение следствий.). 

Участники исторической группы встречались с учителями – математиками  и собрали у них материал. Участники исследовательской группы посещали кружки, которые работают в нашей школе, собрали материал о действующих кружках.

Участники конструкторской группы составили план проекта. Решено было сделать проект, содержащий в себе всю собранную информацию (история создания математики, использование математики в фольклоре и т.д.).

4. Оформление, подготовка выступления.

5. Представление проекта.
Свой проект ребята представляли  на открытом внеклассном мероприятии и передали учителям-предметникам. (Личностные УУД: воспитывать чувство гордости за свою работу, уважать её историю создания, коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.).

 6.Оценка и самооценка проекта.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.)
  Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов,  находить нестандартные решения, приобретает  навыки работы с книгой и другими источниками информации. Дети проявляют инициативу и  начинают  мыслить творчески.

Заключение

 Успешность важна для каждого ребёнка.  Благодаря проектным работам, повышается мотивация, можно зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Свое выступление хочу закончить словами американского педагога Е.Коллингса:

«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком,

последнее за учителем».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт по теме: "Проектная деятельность в рамках ФГОС в начальных классах"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Куртамышского района

«Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1»







Тема доклада:







Подготовила:

Иванова О.Н.,

учитель начальных классов.

































Куртамыш 2016







«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность».

                                                                Бернард Шоу



Тема данного выступления для вас, уважаемые коллеги, не является новой. Вот уже, который год учащиеся школ принимают активное участие в конкурсе проектно-исследовательских работ. Я уверена в том, что учителя, которые готовили ребят на проект, изучили необходимую литературу по методике проведения проектной деятельности учащихся. Моя задача заключается в том, чтобы коротко ознакомить вас с основными моментами работы над проектной деятельностью учащихся в рамках ФГОС, поделиться опытом работы над проектом. О чём хотелось бы сегодня сказать?

О проектной деятельности как о ведущем методе обучения было упомянуто ещё в начале 20 века. Так в 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В последнее время этому методу уделяется самое пристальное внимание. Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося: для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. А сегодня мы говорим о методике работы над проектом в свете ФГОС нового поколения. Что является основным в новой программе? Прежде всего, стандарты нового поколения ставят основную задачу. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Что является самым главным в стандартах?

• Системно-деятельностный подход.

• Нацеленность на формирование метаумений.

• Большое внимание должно быть уделено воспитанию гражданина России.

Итак, что же такое проект? Чтобы разобраться в этом и понять о необходимых действиях над проектными работами, обратимся к толкованию слова «проект». В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», выступающий, бросающийся в глаза.

В настоящее время этот термин означает деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Из выше сказанного означает, что метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая- либо исследовательская или творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Для каждого учителя главным является вопрос:

«С чего начать?». Рассмотрим основные этапы работы над проектом.


Этапы проекта:


  1. Выбор темы и целей.

Ребятам предлагается тема для работы над проектом, учитывая интересы класса, например: «Математика вокруг нас». Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы). Определение проблемы подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить.

Главная задача любого учащегося – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться.

Затем ставится цель проекта. Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Цель: получить первоначальные знания об истории создания математики. (Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.)

Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, ответить на вопрос «Каким образом

(Познавательные: создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.) Все дети разделились на 4 группы: социологическая, историческая, исследовательская и конструкторская.


2.Планирование проектной деятельности.
Социологическая группа.
Цель: провести опрос детей школы; узнать, что они знают о математике. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Историческая группа.
Цель: познакомиться с учителями, которые преподают данный предмет, собрать у них материал. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Исследовательская группа.
Цель: узнать об истории создания математики из дополнительных источников информации. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
Конструкторская группа.
Цель: создать макет проекта. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)


3. Непосредственная реализация проекта. 

Участники социологической группы после опроса (40 человек)

(Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.) подвели его итоги (Познавательные УУД: умение структурировать знания; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.) и сделали определенные выводы (Познавательные УУД: умение анализировать информацию, выведение следствий.). 

Участники исторической группы встречались с учителями – математиками и собрали у них материал. Участники исследовательской группы посещали кружки, которые работают в нашей школе, собрали материал о действующих кружках.

Участники конструкторской группы составили план проекта. Решено было сделать проект, содержащий в себе всю собранную информацию (история создания математики, использование математики в фольклоре и т.д.).


4. Оформление, подготовка выступления.


5. Представление проекта.
Свой проект ребята представляли на открытом внеклассном мероприятии и передали учителям-предметникам. (Личностные УУД: воспитывать чувство гордости за свою работу, уважать её историю создания, коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.).


6.Оценка и самооценка проекта.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.)
Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов, находить нестандартные решения, приобретает навыки работы с книгой и другими источниками информации. Дети проявляют инициативу и начинают мыслить творчески.


Заключение


Успешность важна для каждого ребёнка. Благодаря проектным работам, повышается мотивация, можно зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Свое выступление хочу закончить словами американского педагога Е.Коллингса:



«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком,

последнее за учителем».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический опыт по теме: "Проектная деятельность в рамках ФГОС в начальных классах"

Автор: Иванова Оксана Николаевна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.  выступление на семинаре учителей начальных классов"
    ["seo_title"] => string(171) "organizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos-noo-vystuplieniie-na-sieminarie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "254214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447705772"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Вовлечение учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность в рамках ФГОС.docx "
    ["seo_title"] => string(107) "vovliechieniie-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-v-ramkakh-fgos-docx"
    ["file_id"] => string(6) "123925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414600379"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-tiekhnologii-v-osnovnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276550"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452760884"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(77) "samoanaliz-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "223440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437669893"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "учителем начальных классо я работаю 35 лет "
    ["seo_title"] => string(50) "uchitieliem-nachal-nykh-klasso-ia-rabotaiu-35-liet"
    ["file_id"] => string(6) "223445"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437670679"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства