Педагогический опыт по теме: "Проектная деятельность в рамках ФГОС в начальных классах"
Педагогический опыт по теме: "Проектная деятельность в рамках ФГОС в начальных классах"
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард Шоу
Тема данного выступления для вас, уважаемые коллеги, не является новой. Вот уже, который год учащиеся школ принимают активное участие в конкурсе проектно-исследовательских работ. Я уверена в том, что учителя, которые готовили ребят на проект, изучили необходимую литературу по методике проведения проектной деятельности учащихся. Моя задача заключается в том, чтобы коротко ознакомить вас с основными моментами работы над проектной деятельностью учащихся в рамках ФГОС, поделиться опытом работы над проектом. О чём хотелось бы сегодня сказать?
О проектной деятельности как о ведущем методе обучения было упомянуто ещё в начале 20 века. Так в 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В последнее время этому методу уделяется самое пристальное внимание. Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося: для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. А сегодня мы говорим о методике работы над проектом в свете ФГОС нового поколения. Что является основным в новой программе? Прежде всего, стандарты нового поколения ставят основную задачу. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Что является самым главным в стандартах?
• Системно-деятельностный подход.
• Нацеленность на формирование метаумений.
• Большое внимание должно быть уделено воспитанию гражданина России.
Итак, что же такое проект? Чтобы разобраться в этом и понять о необходимых действиях над проектными работами, обратимся к толкованию слова «проект». В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», выступающий, бросающийся в глаза.
В настоящее время этот термин означает деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Из выше сказанного означает, что метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая- либо исследовательская или творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Для каждого учителя главным является вопрос:
«С чего начать?». Рассмотрим основные этапы работы над проектом.
Этапы проекта:
Выбор темы и целей.
Ребятам предлагается тема для работы над проектом, учитывая интересы класса, например: «Математика вокруг нас». Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы). Определение проблемы подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить.
Главная задача любого учащегося – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться.
Затем ставится цель проекта. Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Цель: получить первоначальные знания об истории создания математики. (Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.)
Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, ответить на вопрос «Каким образом?»
(Познавательные: создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.) Все дети разделились на 4 группы: социологическая, историческая, исследовательская и конструкторская. 2.Планирование проектной деятельности. Социологическая группа. Цель: провести опрос детей школы; узнать, что они знают о математике. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.) Историческая группа. Цель: познакомиться с учителями, которые преподают данный предмет, собрать у них материал. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.) Исследовательская группа. Цель: узнать об истории создания математики из дополнительных источников информации. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.) Конструкторская группа. Цель: создать макет проекта. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
3. Непосредственная реализация проекта.
Участники социологической группы после опроса (40 человек)
(Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.) подвели его итоги (Познавательные УУД: умение структурировать знания; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.) и сделали определенные выводы (Познавательные УУД: умение анализировать информацию, выведение следствий.).
Участники исторической группы встречались с учителями – математиками и собрали у них материал. Участники исследовательской группы посещали кружки, которые работают в нашей школе, собрали материал о действующих кружках.
Участники конструкторской группы составили план проекта. Решено было сделать проект, содержащий в себе всю собранную информацию (история создания математики, использование математики в фольклоре и т.д.).
4. Оформление, подготовка выступления.
5. Представление проекта. Свой проект ребята представляли на открытом внеклассном мероприятии и передали учителям-предметникам. (Личностные УУД: воспитывать чувство гордости за свою работу, уважать её историю создания, коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.).
6.Оценка и самооценка проекта. После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.) Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов, находить нестандартные решения, приобретает навыки работы с книгой и другими источниками информации. Дети проявляют инициативу и начинают мыслить творчески.
Заключение
Успешность важна для каждого ребёнка. Благодаря проектным работам, повышается мотивация, можно зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Свое выступление хочу закончить словами американского педагога Е.Коллингса:
«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком,
последнее за учителем».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт по теме: "Проектная деятельность в рамках ФГОС в начальных классах"»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Куртамышского района
«Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема доклада:
Подготовила:
Иванова О.Н.,
учитель начальных классов.
Куртамыш 2016
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард Шоу
Тема данного выступления для вас, уважаемые коллеги, не является новой. Вот уже, который год учащиеся школ принимают активное участие в конкурсе проектно-исследовательских работ. Я уверена в том, что учителя, которые готовили ребят на проект, изучили необходимую литературу по методике проведения проектной деятельности учащихся. Моя задача заключается в том, чтобы коротко ознакомить вас с основными моментами работы над проектной деятельностью учащихся в рамках ФГОС, поделиться опытом работы над проектом. О чём хотелось бы сегодня сказать?
О проектной деятельности как о ведущем методе обучения было упомянуто ещё в начале 20 века. Так в 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В последнее время этому методу уделяется самое пристальное внимание. Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося: для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. А сегодня мы говорим о методике работы над проектом в свете ФГОС нового поколения. Что является основным в новой программе? Прежде всего, стандарты нового поколения ставят основную задачу. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Что является самым главным в стандартах?
• Системно-деятельностный подход.
• Нацеленность на формирование метаумений.
• Большое внимание должно быть уделено воспитанию гражданина России.
Итак, что же такое проект? Чтобы разобраться в этом и понять о необходимых действиях над проектными работами, обратимся к толкованию слова «проект». В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», выступающий, бросающийся в глаза.
В настоящее время этот термин означает деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Из выше сказанного означает, что метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая- либо исследовательская или творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Для каждого учителя главным является вопрос:
«С чего начать?». Рассмотрим основные этапы работы над проектом.
Этапы проекта:
Выбор темы и целей.
Ребятам предлагается тема для работы над проектом, учитывая интересы класса, например: «Математика вокруг нас». Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы). Определение проблемы подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить.
Главная задача любого учащегося – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться.
Затем ставится цель проекта. Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Цель: получить первоначальные знания об истории создания математики. (Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.)
Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, ответить на вопрос «Каким образом?»
(Познавательные: создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.) Все дети разделились на 4 группы: социологическая, историческая, исследовательская и конструкторская.
2.Планирование проектной деятельности. Социологическая группа. Цель: провести опрос детей школы; узнать, что они знают о математике. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.) Историческая группа. Цель: познакомиться с учителями, которые преподают данный предмет, собрать у них материал. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.) Исследовательская группа. Цель: узнать об истории создания математики из дополнительных источников информации. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.) Конструкторская группа. Цель: создать макет проекта. (Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.)
3. Непосредственная реализация проекта.
Участники социологической группы после опроса (40 человек)
(Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.) подвели его итоги (Познавательные УУД: умение структурировать знания; коммуникативные УУД: умение сотрудничать.) и сделали определенные выводы (Познавательные УУД: умение анализировать информацию, выведение следствий.).
Участники исторической группы встречались с учителями – математиками и собрали у них материал. Участники исследовательской группы посещали кружки, которые работают в нашей школе, собрали материал о действующих кружках.
Участники конструкторской группы составили план проекта. Решено было сделать проект, содержащий в себе всю собранную информацию (история создания математики, использование математики в фольклоре и т.д.).
4. Оформление, подготовка выступления.
5. Представление проекта. Свой проект ребята представляли на открытом внеклассном мероприятии и передали учителям-предметникам. (Личностные УУД: воспитывать чувство гордости за свою работу, уважать её историю создания, коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.).
6.Оценка и самооценка проекта. После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.) Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов, находить нестандартные решения, приобретает навыки работы с книгой и другими источниками информации. Дети проявляют инициативу и начинают мыслить творчески.
Заключение
Успешность важна для каждого ребёнка. Благодаря проектным работам, повышается мотивация, можно зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Свое выступление хочу закончить словами американского педагога Е.Коллингса:
«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком,