«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе»
«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе»
Новые веяния в науке и педагогике требуют от современного подростка умения видеть и осознавать прекрасное, иметь привычку учиться и добывать знания сегодня и в будущем, за пределами школы, в этом стремительно изменяющемся мире.
В новых ФГОС нашла свое отражение главная особенностью современного этапа развития отечественного образования кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной «знание в действии»).
Впервые на государственном уровне обозначена методология стандарта, которая провозглашена как системно-деятельностный подход. Он полностью ориентируется на отечественную психолого-педагогическую науку. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Во-первых, на уроке знания даются не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует эти знания. Естественно, меняется система оценивания такого знания. Для обучающегося и учителя важен не конечный результат, а способ, с помощью которого ребенок сам достигает этого знания.
Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано. Создание интегративных курсов и модулей, дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний в комплексе других наук.
В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности обучающегося. В 5 классе ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность на основе коммуникативных отношений. Соединение проектной, учебной и художественной деятельности позволяет сделать шаг в развитии ребенка.
Основой преподавания изобразительного искусства становятся универсальные учебные действия (УУД), навык приобретения которых формируется в комплексе учебных предметов.
Кроме этого, предметы образовательной области «искусство» (изобразительное искусство и музыка в 5 классе) учат образности мышления и эмоциональности восприятия окружающего мира. Это необходимо для личной и культурной самоидентификации личности.
Планируемые результаты по учебному предмету
«Изобразительное искусство» по окончании 5 класса:
Личностные(индивидуальные качественные свойства учащихся, приобретенные в процессе освоения учебного предмета):
Проживание художественного образа.
Освоение художественного наследия (познание культуры своего народа).
Становление гуманных ценностных ориентиров.
Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры.
Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные (уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющийся в познавательной и практической творческой деятельности):
Целеполагание своего обучения; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оцениваемые события.
Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.
Освоение начальных форм познания и личностной рефлексии.
Предметные (опыт учащихся в художественно - творческой деятельности, приобретаемый и закрепляемый в процессе освоения учебного предмета):
Воспринимать произведения искусства;
Участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры;
Различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;
Овладеть основами языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования;
Понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;
Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;
Моделировать с помощью трансформации природные формы; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;
Использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;
Использовать законы цветоведения при создании предметов декоративно - прикладного искусства (основные и составные, теплые и холодные цвета, контраст и т.д.);
Создавать эскизы, моделировать и конструировать предметы быта, здания, одежду;
Узнавать характерные черты ярких культур мира (Россия, Древняя Греция, Китай, Япония, Индия, средневековая Европа);
Предмет «Изобразительное искусство» легко интегрируется с любыми школьными предметами. Можно использовать метапредметные связи изобразительного искусства с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе); с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – портретный жанр, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве); с математикой (геометрия, пропорции); с физикой (механика, оптика); с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды); с информатикой (компьютерная графика).
А темы, соответствующие современным требованиям жизни (промышленный дизайн, дизайн костюма и среды), имеют практикоориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в дальнейшем профессиональном выборе.
Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства. Главная задача учителей - использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего урока, достичь вместе с учащимися определённых ФГОС результатов освоения основной образовательной программы.
Вывод:
Можно выделить критерии, которые учитель использует в процессе анализа и оценки современного урока изобразительного искусства в 5 классе и сравнить на сколько они отличаются от требований традиционного обучения, не свойственного современной образовательной системе ФГОС ООО.
Таким образом, главный шаг, который мы должны осуществить при работе по новым стандартам, – это сам учитель. Использование современных систем оценивания, образовательных технологий, умение работать в информационной среде, конструирование учебных программ требует серьезной переподготовки учителя новой школы. Необходимо изменить внутренний подход к планированию современного урока и постановки цели ориентированной на проблемную деятельность в сотрудничестве, достижение результатов, связи с жизнью и воспитание активной мыслящей личности.
Условие социализации личности, эмоционально – нравственный потенциал ребенка, связь искусства с жизнью человека, интерес к внутреннему миру человека, личный творческий опыт, проживание художественного образа, освоение духовного наследия, как духовной летописи человечества, познание художественной культуры своего народа. воспитание гражданственности и патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе» »
Клюнникова Т.А., преподаватель ИЗО
МАОУ «Многопрофильный лицей №1»
Творческая группа (ТГ при ДКГ)
«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе»
2012-2013 уч.год
Новые веяния в науке и педагогике требуют от современного подростка умения видеть и осознавать прекрасное, иметь привычку учиться и добывать знания сегодня и в будущем, за пределами школы, в этом стремительно изменяющемся мире.
В новых ФГОС нашла свое отражение главная особенностью современного этапа развития отечественного образования кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной «знание в действии»).
Впервые на государственном уровне обозначена методология стандарта, которая провозглашена как системно-деятельностный подход. Он полностью ориентируется на отечественную психолого-педагогическую науку. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Во-первых, на уроке знания даются не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует эти знания. Естественно, меняется система оценивания такого знания. Для обучающегося и учителя важен не конечный результат, а способ, с помощью которого ребенок сам достигает этого знания.
Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано. Создание интегративных курсов и модулей, дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний в комплексе других наук.
В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности обучающегося. В 5 классе ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность на основе коммуникативных отношений. Соединение проектной, учебной и художественной деятельности позволяет сделать шаг в развитии ребенка.
Основой преподавания изобразительного искусства становятся универсальные учебные действия (УУД), навык приобретения которых формируется в комплексе учебных предметов.
Кроме этого, предметы образовательной области «искусство» (изобразительное искусство и музыка в 5 классе) учат образности мышления и эмоциональности восприятия окружающего мира. Это необходимо для личной и культурной самоидентификации личности.
Планируемые результаты по учебному предмету
«Изобразительное искусство» по окончании 5 класса:
Личностные(индивидуальные качественные свойства учащихся, приобретенные в процессе освоения учебного предмета):
Проживание художественного образа.
Освоение художественного наследия (познание культуры своего народа).
Становление гуманных ценностных ориентиров.
Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры.
Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные (уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющийся в познавательной и практической творческой деятельности):
Целеполагание своего обучения; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оцениваемые события.
Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.
Освоение начальных форм познания и личностной рефлексии.
Предметные (опыт учащихся в художественно - творческой деятельности, приобретаемый и закрепляемый в процессе освоения учебного предмета):
Воспринимать произведения искусства;
Участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры;
Различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;
Овладеть основами языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования;
Понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;
Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;
Моделировать с помощью трансформации природные формы; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;
Использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;
Использовать законы цветоведения при создании предметов декоративно - прикладного искусства (основные и составные, теплые и холодные цвета, контраст и т.д.);
Создавать эскизы, моделировать и конструировать предметы быта, здания, одежду;
Узнавать характерные черты ярких культур мира (Россия, Древняя Греция, Китай, Япония, Индия, средневековая Европа);
Отражение ФГОС в современном уроке изобразительного искусства
Краткое описание этапов урока
объяснения нового материала
УУД, выполняемые учащимися на данных этапах
Планируемые предметные результаты в 5классе
1. Мотивация к учебной деятельности.
воспринимать произведения искусства;
участвовать в обсуждении произведений искусства;
давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека;
различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;
овладеть основами языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования;
понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;
понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;
моделировать с помощью трансформации природные формы; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;
использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;
использовать законы цветоведения при создании предметов декоративно - прикладного искусства (основные и составные, теплые и холодные цвета, контраст и т.д.);
создавать эскизы, моделировать и конструировать предметы быта, здания, одежду;
узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа);
Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке.
самоопределение;
действие смыслообразования;
целеполагание;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация (повторение) знаний
На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий
2) актуализацию мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
обобщение;
извлечение необходимой информации из текста учебника, предложенных иллюстраций и репродукций;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
выполнение пробного изобразительного учебного действия;
фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
учет разных мнений.
3.Выявление места и причины затруднения выполнения Д/З
Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение при выполнении Д/З.
постановка и формулировка проблемы;
волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выявление причины.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Этап «открытие» нового знания.
Коммуникативное обсуждение;
Целеполагание, выбор средств и метода решения проблемной ситуации;
анализ, синтез, обобщение, аналогия;
подведение под понятие;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
3. Объяснение нового материала
Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия:
ставят цель,
согласовывают тему урока,
выбирают способ,
строят план достижения цели;
определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
анализ, синтез, обобщение, аналогия;
подведение под понятие;
определение основной и второстепенной информации;
постановка и формулировка проблемы;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;.
4. Первичное закрепление полученных знаний
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (индивидуально, в парах, в группах) выполняют учебно - практические задания .
анализ, синтез, сравнение, обобщение;
функциональность наглядности (текст учебника, иллюстрации, репродукций и т.д.);
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;
учет мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
достижение согласованности общего решения;
умение увидеть знакомую проблему в новой ситуации;
умение увидеть новую функцию объекта;
самостоятельное комбинирование известных способов изобразительной деятельности в новый;
альтернативное мышление (умение видеть возможные способы решения данной проблемы);
создание эскиза, проекта нового продукта;
осознание ответственности за общий результат творческого дела.
5. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются практико –творческие задания.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых используется изученный ранее материал, имеющий методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
умение увидеть знакомую проблему в новой ситуации;
умение увидеть новую функцию объекта;
самостоятельное комбинирование известных способов изобразительной деятельности в новый;
способность видеть структуру объекта;
альтернативное мышление (умение видеть возможные способы решения данной проблемы);
создание нового продукта.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении работы соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Рефлексия способов и условий действия;
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Самооценка на основе критерия успешности;
Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности;
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;
Планирование учебного сотрудничества на следующий урок;
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Владение речью в соответствии с нормами родного языка;
Предмет «Изобразительное искусство» легко интегрируется с любыми школьными предметами. Можно использовать метапредметные связи изобразительного искусства с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе); с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – портретный жанр, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве); с математикой (геометрия, пропорции); с физикой (механика, оптика); с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды); с информатикой (компьютерная графика).
А темы, соответствующие современным требованиям жизни (промышленный дизайн, дизайн костюма и среды), имеют практикоориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в дальнейшем профессиональном выборе.
Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства. Главная задача учителей - использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего урока, достичь вместе с учащимися определённых ФГОС результатов освоения основной образовательной программы.
Вывод:
Можно выделить критерии, которые учитель использует в процессе анализа и оценки современного урока изобразительного искусства в 5 классе и сравнить на сколько они отличаются от требований традиционного обучения, не свойственного современной образовательной системе ФГОС ООО.
№
Традиционное обучение
(не соответствует ФГОС)
Развивающее обучение
(соответствует ФГОС)
Ориентированность поставленных задач урока на планируемые предметные результаты (знания, умения и навыки).
Ориентированность поставленных задач урока на планируемые результаты (личностные, метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) и предметные).
Учитель проводит только предметную диагностику
Учитель проводит не только предметную, но и комплексную диагностику, позволяющую оценить в единстве достижение предметных и метапредметных результатов.
Наличие традиционных этапов урока, с четкими запланированными временными рамками.
Наличие традиционных этапов урока, и их вариативность при решении проблемных исследовательских и практикоориентированных творческих задач.
Использование на уроке определенных наглядных пособий и учебника.
Функциональность наглядных пособий, т.е. используется для решения определенной учебной задачи.
Многообразие наглядности при поиске путей решения поставленной учебной задачи, привлечении средств интернет – ресурсов, графического планшета и т.д.
Индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам. Поиск индивидуального решения, стиля, образа выполнения задания.
Однотипность содержания урока, способом и форм работы.
Разнотипность урока; вариативность, диалог, учет разных мнений и способов решения творческой задачи.
Индивидуальные задания, фронтальная форма работы.
Оптимальное сочетание фронтальной и индивидуальной и групповой работы.
Коммуникация и сотрудничество (пары и микрогруппы).
Задания для самостоятельной практической работы являются одинаковыми для всех детей.
Индивидуальная самостоятельная практическая работа носит преимущественно дифференцированный характер.
Взаимодействие на уроке строится в форме руководства и подчинения.
Взаимодействие в форме учебного сотрудничества.
Преобладает авторитарный стиль общения на уроке, носит формальный характер.
Стиль общения является гибким, при этом преобладает демократический стиль общения; носит неформальный характер.
Ученик на уроке как объект педагогических воздействий со стороны учителя, он демонстрирует внешнюю активность.
Ученик является субъектом учебной деятельности, демонстрирует свою познавательную активность.
Учащийся не способен обратиться к другому за помощью.
Учащийся владеет способами обращения за помощью (к соседу по парте, к учителю, к другому источнику информации).
Активность учителя и пассивность учащихся в построении совместных с учителем действий.
Активность учащихся, их инициативность в совместной со сверстниками и учителем действиях.
Использование отметки (балла) как отражение результатов освоения программы.
Используется содержательное оценивание учебных достижений.
Рефлексивная оценка своей деятельности учащимися отсутствует.
Учебный процесс носит рефлексивный характер (учащийся способен к рефлексии процесса и результата своей деятельности).
Контроль и оценка учителя являются основой построения взаимоотношений педагога и учащихся, средством управления учением и поведением.
Ослабление функции отметки как регулятора учебного процесса. Механизмом управления является создание атмосферы творчества и увлеченности детей учебно-познавательной деятельностью.
Требование соблюдать установленные правила; принуждение быть ответственными, выполнять свой долг, соблюдать дисциплину.
Поощрение познавательной активности и самостоятельности. Дисциплина – результат включения учащихся в проблемную творческую деятельность.
Таким образом, главный шаг, который мы должны осуществить при работе по новым стандартам, – это сам учитель. Использование современных систем оценивания, образовательных технологий, умение работать в информационной среде, конструирование учебных программ требует серьезной переподготовки учителя новой школы. Необходимо изменить внутренний подход к планированию современного урока и постановки цели ориентированной на проблемную деятельность в сотрудничестве, достижение результатов, связи с жизнью и воспитание активной мыслящей личности.
Условие социализации личности, эмоционально – нравственный потенциал ребенка, связь искусства с жизнью человека, интерес к внутреннему миру человека, личный творческий опыт, проживание художественного образа, освоение духовного наследия, как духовной летописи человечества, познание художественной культуры своего народа. воспитание гражданственности и патриотизма.
Литература
Воронцов, А. Десять шагов к совершенству качества образования [Текст] / А.Воронцов // Электронная газета «Вести образования». - 2011. - № 7. - http://eurekanext.livejournal.com/53083.html
ФГОС. Средняя школа. 5-9 классы. - http://www.ug.ru/new_standards/4
Е.В.Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей ОУ (работаем по новым стандартам). – М.Просвещение. – 2012.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей ОУ. - М.Просвещение. – 2011.
Статья «Преподавание изобразительного искусства в школе в условиях перехода на ФГОС второго поколения». Мишенькина Н.С., методист кафедры культурологии ОГБОУ ДПО УИПКПРО. - http://idc.ulstu.ru/ipk/Iso.doc.