kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые веяния в науке и педагогике требуют от современного подростка умения видеть и осознавать прекрасное, иметь привычку учиться и добывать знания сегодня и в будущем, за пределами школы, в этом стремительно изменяющемся мире.

В новых ФГОС нашла свое отражение главная особенностью современного этапа развития отечественного образования кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной «знание в действии»).

Впервые на государственном уровне обозначена методология стандарта, которая провозглашена как системно-деятельностный подход. Он полностью ориентируется на отечественную психолого-педагогическую науку. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Во-первых, на уроке знания даются не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует эти знания. Естественно, меняется система оценивания такого знания. Для обучающегося и учителя важен  не конечный результат, а способ, с помощью которого  ребенок сам достигает этого знания.

Во-вторых, системно-деятельностный подход  предполагает, что знание интегрировано. Создание интегративных курсов и модулей, дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний в комплексе других наук.

В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности обучающегося. В 5 классе ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность на основе коммуникативных отношений. Соединение проектной, учебной и художественной деятельности позволяет сделать шаг в развитии ребенка.

Основой преподавания изобразительного искусства становятся универсальные учебные действия (УУД), навык приобретения которых формируется в комплексе  учебных предметов.

Кроме этого, предметы образовательной области «искусство» (изобразительное искусство и музыка в 5 классе) учат образности мышления и  эмоциональности восприятия окружающего мира. Это необходимо для личной и культурной самоидентификации личности.

Планируемые результаты по учебному предмету

 «Изобразительное искусство» по окончании 5 класса:

Личностные (индивидуальные качественные свойства учащихся, приобретенные в процессе освоения учебного предмета):

  1. Проживание художественного образа.
  2. Освоение художественного наследия (познание культуры своего народа).
  3. Становление гуманных ценностных ориентиров.
  4. Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  5. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры.
  6. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные (уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющийся в познавательной и практической творческой деятельности):

  1. Целеполагание своего обучения; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль  и самооценка своей учебной деятельности.
  2. Готовность слушать собеседника и вести диалог.
  3. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оцениваемые события.
  4. Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.
  5. Освоение начальных форм познания и личностной рефлексии.

Предметные (опыт учащихся в художественно  - творческой деятельности, приобретаемый и закрепляемый в процессе освоения учебного предмета):

  1. Воспринимать произведения искусства;
  2. Участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры;
  3. Различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;
  4. Овладеть основами языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования;
  5. Понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;
  6. Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;
  7. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;
  8. Моделировать с помощью трансформации природные формы; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;
  9. Использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;
  10. Использовать законы цветоведения при создании предметов декоративно - прикладного искусства (основные и составные, теплые и холодные цвета, контраст и т.д.);
  11. Создавать эскизы, моделировать и конструировать предметы быта, здания, одежду;
  12. Узнавать характерные черты ярких культур мира (Россия, Древняя Греция, Китай, Япония, Индия, средневековая Европа);

Предмет «Изобразительное искусство» легко интегрируется с любыми школьными предметами. Можно использовать метапредметные связи изобразительного искусства с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе); с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – портретный жанр, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве); с математикой (геометрия, пропорции); с физикой (механика, оптика); с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды); с информатикой (компьютерная графика).

А темы, соответствующие современным требованиям жизни (промышленный дизайн, дизайн костюма и среды), имеют практикоориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в дальнейшем профессиональном выборе.

Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства. Главная задача учителей - использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего урока, достичь вместе с учащимися определённых ФГОС результатов освоения основной образовательной программы.

Вывод:

Можно выделить критерии, которые учитель использует в процессе анализа и оценки современного урока изобразительного искусства в 5 классе и сравнить на сколько они отличаются от требований традиционного обучения, не свойственного современной образовательной системе ФГОС ООО.

Таким образом, главный шаг, который мы должны осуществить при работе по новым стандартам, – это сам учитель. Использование современных систем оценивания, образовательных технологий, умение работать в информационной среде, конструирование учебных программ требует серьезной переподготовки учителя новой школы. Необходимо изменить внутренний подход к планированию современного урока и постановки цели ориентированной на проблемную деятельность в сотрудничестве, достижение результатов, связи с жизнью и воспитание активной мыслящей личности.

Условие социализации личности, эмоционально – нравственный потенциал ребенка,  связь искусства с жизнью человека, интерес к внутреннему миру человека, личный творческий опыт, проживание художественного образа, освоение духовного наследия, как духовной летописи человечества, познание художественной культуры своего народа. воспитание гражданственности и патриотизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе» »

Клюнникова Т.А., преподаватель ИЗО

МАОУ «Многопрофильный лицей №1»


Творческая группа (ТГ при ДКГ)

«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе»

2012-2013 уч.год


Новые веяния в науке и педагогике требуют от современного подростка умения видеть и осознавать прекрасное, иметь привычку учиться и добывать знания сегодня и в будущем, за пределами школы, в этом стремительно изменяющемся мире.

В новых ФГОС нашла свое отражение главная особенностью современного этапа развития отечественного образования кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной «знание в действии»).

Впервые на государственном уровне обозначена методология стандарта, которая провозглашена как системно-деятельностный подход. Он полностью ориентируется на отечественную психолого-педагогическую науку. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Во-первых, на уроке знания даются не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует эти знания. Естественно, меняется система оценивания такого знания. Для обучающегося и учителя важен не конечный результат, а способ, с помощью которого ребенок сам достигает этого знания.

Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано. Создание интегративных курсов и модулей, дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний в комплексе других наук.

В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности обучающегося. В 5 классе ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность на основе коммуникативных отношений. Соединение проектной, учебной и художественной деятельности позволяет сделать шаг в развитии ребенка.

Основой преподавания изобразительного искусства становятся универсальные учебные действия (УУД), навык приобретения которых формируется в комплексе учебных предметов.

Кроме этого, предметы образовательной области «искусство» (изобразительное искусство и музыка в 5 классе) учат образности мышления и эмоциональности восприятия окружающего мира. Это необходимо для личной и культурной самоидентификации личности.


Планируемые результаты по учебному предмету

«Изобразительное искусство» по окончании 5 класса:

Личностные (индивидуальные качественные свойства учащихся, приобретенные в процессе освоения учебного предмета):

  1. Проживание художественного образа.

  2. Освоение художественного наследия (познание культуры своего народа).

  3. Становление гуманных ценностных ориентиров.

  4. Формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  5. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры.

  6. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Метапредметные (уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющийся в познавательной и практической творческой деятельности):

    1. Целеполагание своего обучения; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности.

    2. Готовность слушать собеседника и вести диалог.

    3. Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оцениваемые события.

    4. Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.

    5. Освоение начальных форм познания и личностной рефлексии.

Предметные (опыт учащихся в художественно - творческой деятельности, приобретаемый и закрепляемый в процессе освоения учебного предмета):

  1. Воспринимать произведения искусства;

  2. Участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры;

  3. Различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;

  4. Овладеть основами языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования;

  5. Понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;

  6. Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;

  7. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;

  8. Моделировать с помощью трансформации природные формы; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;

  9. Использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;

  10. Использовать законы цветоведения при создании предметов декоративно - прикладного искусства (основные и составные, теплые и холодные цвета, контраст и т.д.);

  11. Создавать эскизы, моделировать и конструировать предметы быта, здания, одежду;

  12. Узнавать характерные черты ярких культур мира (Россия, Древняя Греция, Китай, Япония, Индия, средневековая Европа);


Отражение ФГОС в современном уроке изобразительного искусства

Краткое описание этапов урока

объяснения нового материала

УУД, выполняемые учащимися на данных этапах

Планируемые предметные результаты в 5классе

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • воспринимать произведения искусства;

  • участвовать в обсуждении произведений искусства;

  • давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека;

  • различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;

  • овладеть основами языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования;

  • понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;

  • понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;

  • моделировать с помощью трансформации природные формы; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;

  • использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;

  • использовать законы цветоведения при создании предметов декоративно - прикладного искусства (основные и составные, теплые и холодные цвета, контраст и т.д.);

  • создавать эскизы, моделировать и конструировать предметы быта, здания, одежду;

  • узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа);


Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке.

  • самоопределение;

  • действие смыслообразования;

  • целеполагание;

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация (повторение) знаний

На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий

2) актуализацию мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

  • обобщение;

  • извлечение необходимой информации из текста учебника, предложенных иллюстраций и репродукций;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

  • выполнение пробного изобразительного учебного действия;

  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • учет разных мнений.

3.Выявление места и причины затруднения выполнения Д/З

Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение при выполнении Д/З.

  • постановка и формулировка проблемы;

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выявление причины.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Этап «открытие» нового знания.

  • Коммуникативное обсуждение;

  • Целеполагание, выбор средств и метода решения проблемной ситуации;

  • анализ, синтез, обобщение, аналогия;

  • подведение под понятие;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

3. Объяснение нового материала

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия:

  • ставят цель,

  • согласовывают тему урока,

  • выбирают способ,

  • строят план достижения цели;

  • определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.


  • анализ, синтез, обобщение, аналогия;

  • подведение под понятие;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • постановка и формулировка проблемы;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;.

4. Первичное закрепление полученных знаний

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (индивидуально, в парах, в группах) выполняют учебно - практические задания .

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение;

  • функциональность наглядности (текст учебника, иллюстрации, репродукций и т.д.);

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

  • учет мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

  • достижение согласованности общего решения;

  • умение увидеть знакомую проблему в новой ситуации;

  • умение увидеть новую функцию объекта;

  • самостоятельное комбинирование известных способов изобразительной деятельности в новый;

  • альтернативное мышление (умение видеть возможные способы решения данной проблемы);

  • создание эскиза, проекта нового продукта;

  • осознание ответственности за общий результат творческого дела.

5. Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются практико –творческие задания.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых используется изученный ранее материал, имеющий методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

  • умение увидеть знакомую проблему в новой ситуации;

  • умение увидеть новую функцию объекта;

  • самостоятельное комбинирование известных способов изобразительной деятельности в новый;

  • способность видеть структуру объекта;

  • альтернативное мышление (умение видеть возможные способы решения данной проблемы);

  • создание нового продукта.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении работы соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

  • Рефлексия способов и условий действия;

  • Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • Самооценка на основе критерия успешности;

  • Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности;

  • Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

  • Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

  • Нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания;

  • Планирование учебного сотрудничества на следующий урок;

  • Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • Владение речью в соответствии с нормами родного языка;


Предмет «Изобразительное искусство» легко интегрируется с любыми школьными предметами. Можно использовать метапредметные связи изобразительного искусства с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе); с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – портретный жанр, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве); с математикой (геометрия, пропорции); с физикой (механика, оптика); с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды); с информатикой (компьютерная графика).

А темы, соответствующие современным требованиям жизни (промышленный дизайн, дизайн костюма и среды), имеют практикоориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в дальнейшем профессиональном выборе.

Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства. Главная задача учителей - использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего урока, достичь вместе с учащимися определённых ФГОС результатов освоения основной образовательной программы.


Вывод:

Можно выделить критерии, которые учитель использует в процессе анализа и оценки современного урока изобразительного искусства в 5 классе и сравнить на сколько они отличаются от требований традиционного обучения, не свойственного современной образовательной системе ФГОС ООО.

Традиционное обучение

(не соответствует ФГОС)

Развивающее обучение

(соответствует ФГОС)

Ориентированность поставленных задач урока на планируемые предметные результаты (знания, умения и навыки).

Ориентированность поставленных задач урока на планируемые результаты (личностные, метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) и предметные).

Учитель проводит только предметную диагностику

Учитель проводит не только предметную, но и комплексную диагностику, позволяющую оценить в единстве достижение предметных и метапредметных результатов.

Наличие традиционных этапов урока, с четкими запланированными временными рамками.

Наличие традиционных этапов урока, и их вариативность при решении проблемных исследовательских и практикоориентированных творческих задач.

Использование на уроке определенных наглядных пособий и учебника.

Функциональность наглядных пособий, т.е. используется для решения определенной учебной задачи.

Многообразие наглядности при поиске путей решения поставленной учебной задачи, привлечении средств интернет – ресурсов, графического планшета и т.д.

Объем выполненного учениками творческого практического задания.

Индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам. Поиск индивидуального решения, стиля, образа выполнения задания.

Однотипность содержания урока, способом и форм работы.

Разнотипность урока; вариативность, диалог, учет разных мнений и способов решения творческой задачи.

Индивидуальные задания, фронтальная форма работы.

Оптимальное сочетание фронтальной и индивидуальной и групповой работы.

Коммуникация и сотрудничество (пары и микрогруппы).

Задания для самостоятельной практической работы являются одинаковыми для всех детей.

Индивидуальная самостоятельная практическая работа носит преимущественно дифференцированный характер.

Взаимодействие на уроке строится в форме руководства и подчинения.

Взаимодействие в форме учебного сотрудничества.

Преобладает авторитарный стиль общения на уроке, носит формальный характер.

Стиль общения является гибким, при этом преобладает демократический стиль общения; носит неформальный характер.

Ученик на уроке как объект педагогических воздействий со стороны учителя, он демонстрирует внешнюю активность.

Ученик является субъектом учебной деятельности, демонстрирует свою познавательную активность.

Учащийся не способен обратиться к другому за помощью.

Учащийся владеет способами обращения за помощью (к соседу по парте, к учителю, к другому источнику информации).

Активность учителя и пассивность учащихся в построении совместных с учителем действий.

Активность учащихся, их инициативность в совместной со сверстниками и учителем действиях.

Использование отметки (балла) как отражение результатов освоения программы.

Используется содержательное оценивание учебных достижений.

Рефлексивная оценка своей деятельности учащимися отсутствует.

Учебный процесс носит рефлексивный характер (учащийся способен к рефлексии процесса и результата своей деятельности).

Контроль и оценка учителя являются основой построения взаимоотношений педагога и учащихся, средством управления учением и поведением.

Ослабление функции отметки как регулятора учебного процесса. Механизмом управления является создание атмосферы творчества и увлеченности детей учебно-познавательной деятельностью.

Требование соблюдать установленные правила; принуждение быть ответственными, выполнять свой долг, соблюдать дисциплину.

Поощрение познавательной активности и самостоятельности. Дисциплина – результат включения учащихся в проблемную творческую деятельность.


Таким образом, главный шаг, который мы должны осуществить при работе по новым стандартам, – это сам учитель. Использование современных систем оценивания, образовательных технологий, умение работать в информационной среде, конструирование учебных программ требует серьезной переподготовки учителя новой школы. Необходимо изменить внутренний подход к планированию современного урока и постановки цели ориентированной на проблемную деятельность в сотрудничестве, достижение результатов, связи с жизнью и воспитание активной мыслящей личности.


Условие социализации личности, эмоционально – нравственный потенциал ребенка, связь искусства с жизнью человека, интерес к внутреннему миру человека, личный творческий опыт, проживание художественного образа, освоение духовного наследия, как духовной летописи человечества, познание художественной культуры своего народа. воспитание гражданственности и патриотизма.


Литература

  1. Воронцов, А. Десять шагов к совершенству качества образования [Текст] / А.Воронцов // Электронная газета «Вести образования». - 2011. - № 7. - http://eurekanext.livejournal.com/53083.html

  2. ФГОС. Средняя школа. 5-9 классы. - http://www.ug.ru/new_standards/4

  3. Е.В.Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей ОУ (работаем по новым стандартам). – М.Просвещение. – 2012.

  4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей ОУ. - М.Просвещение. – 2011.

  5. Статья «Преподавание изобразительного искусства в школе в условиях перехода на ФГОС второго поколения». Мишенькина Н.С., методист кафедры культурологии ОГБОУ ДПО УИПКПРО. - http://idc.ulstu.ru/ipk/Iso.doc.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе»

Автор: Клюнникова Татьяна Анатольевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105702

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 5-7 классы ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-priedmietu-muzyka-5-7-klassy-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "276551"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452760974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства