Система работы по развитию устной и письменной речи
учащихся на уроках русского языка.
Цель:
Создать систему работы, направленную на развитие устной и письменной речи учащихся.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по проблеме.
2. Представить свой опыт работы на Методическом объединении учителей школы.
Актуальность темы
Языковое образование и речевое развитие младших школьников - одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.
В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Искать новые пути в обучении языку младших школьников заставляет также часто неудовлетворительный результат обучения в средней школе, когда выпускники затрудняются в выборе речевой реакции, адекватной возникшей ситуации общения, не могут свободно выразить свою мысль в слове, самостоятельно рассуждать. Между тем развитие мышления неразрывно связано с развитием речи, это взаимообусловленный процесс, и недоразвитие речи - сигнал о недостаточном развитии мышления.
Теоретические основы обучения связной речи младших школьников.
1.Развитие речевой деятельности младшего школьника.
Первое направление в работе по развитию речи - работа по овладению нормами литературного языка, которая формирует навыки правильного воспроизведения слова, словоформы, структуры словосочетания и предложения. Работа по обогащению речи воспитывает умение не только правильно, но и уместно, с учетом требований контекста употреблять языковые средства в речи. Основой учебных действий, с помощью которых вырабатываются указанные навыки и умения, является операция выбора нужного варианта: сопоставляются нормативные и ненормативные варианты, сравниваются нормативные языковые единицы, близкие по значению, синонимичные. В результате у учащихся расширяется словарный запас, обогащается запас грамматических конструкций, вырабатывается гибкость в общении с языковыми средствами. Работа эта способствует развитию чувства языка, приучает детей к оценке и, что особенно важно, к самооценке речи с позиции правильно - неправильно.
Второе направление в работе по развитию речи – развитие навыков связной речи - долгое время понималось в методике и в школьной практике как обучения изложениям и сочинениям. Ладыженской была разработана система обучения связной речи. Основное внимание в ней обращено на содержательную сторону высказывания. В этом проявился собственно речевой, а не языковой подход к речи. Если при изучении языковой системы мы в известной мере отвлекаемся от содержания высказываний, то изучать речь (или обучать ей) в отрыве от содержания невозможно. В таблице Т.А.Ладыженская вычленила умения в их соотношении со структурой речевой деятельности.
Речевая деятельность
Фазы речевой деятельности
Речевые умения
1.Ориентировка: в условиях и задачах общения, в содержании высказывания
1)Умение определять (осмысливать) объем содержания и границы темы сочинения.
2)Умение подчинять свое изложение и сочинение основной мысли.
2. Планирование (составление программы)
3)Умение собирать материал для сочинения.
4)Умение систематизировать собранный к высказыванию материал, приводить его в порядок, т.е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении.
3. Реализация программы
5)Умение строить сочинения разных видов (повествование, описания, рассуждения)
6)Умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.
4. Контроль
7)Умение совершенствовать написанное.
2.Методы развития речи учащихся.
Для овладения речью ребенок нуждается в речевой среде, а также необходима речевая активность самого субъекта, учащегося. Эта закономерность действует на протяжении всей жизни, и естественно, что в детстве она заметнее. Из этой закономерности выводится группа методов развития речи учащихся.
Методы развития речи учащихся
Методы
Назначение, функции
Приемы, типы упражнений
На что опирается
Имитационный (обучение по образцам)
Повышает самостоятель-
ность и познавательную активность учащихся;
Помогает в усвоении форм речевого этикета;
Влияет на формирующее языковое чутье детей
-различные виды пересказов прочитанных текстов
-письменные изложения разнообразных типов
-работа над различными жанрами, над составлением «деловых бумаг»
-на литератур-
ные образцы
Коммуникативные (коммуникативно-творческий метод)
Является средством общения, коммуникации, а также самовыражения
-создание речевых ситуаций, выбор их из потока жизни
-ролевые игры, экскурсии, наблюдения и другие способы накопления материала
-любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний
-на потребность в общении
Конструирования (синтетический метод)
-формирует на основе правил, закономерностей новые способы деятельности учащихся, их умения
-словарная работа
-работа над словосочетанием
-работа над предложением
-логическая работа
-упражнения, опирающиеся на теорию текста
-на закономерности языка
-на изучаемый в школе материал
( который школьники могут сознательно применить, конструируя предложения, текст)
3.Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников.
3.1 Основные направления, по развитию связной речи.
Анализ современных достижений в области создания системы обучения связной речи показывает, что усилия ученых направлены на разработку теоретических (лингвистических и психологических) основ системы, на определение содержания обучения (знаний и речевых умений) на разных его этапах, на совершенствование методики обучения.
Сравнение современных программ для начальной школы позволяет выделить основные направления, по развитию связной речи. В качестве таких направлений можно выделить:
- расширение объема речеведческих сведений и понятий;
- углубление работы над типами речи (повествованием, описанием, рассуждением) за счет изучения их разновидностей;
- введение сведений о стилистике и работа над текстами различных видов;
- уточнение комплекса речевых умений, выделение частных умений в структуре обобщенных речевых действий;
- использование нетрадиционных видов упражнений в связной речи;
- увеличение объема и сложности используемых в системе обучения текстов
3.2 Сущность системы по развитию речи
Для построения системы обучения связной речи необходимы четкое выделение ее компонентов, выделение и анализ связей между ними. Реализация системного подхода в процессе обучения младших школьников связной речи осуществляется путем установления связей данной системы с другими системами обучения русскому языку (внешние связи), а также связей между компонентами системы - знаниями, речевыми умениями, методами и средствами обучения (внутренние связи).
Ведущими в системе обучения связной речи является комплекс речевых умений. Системный подход в процессе формирования речевых умений находит выражение в установлении связей между ними и учете их в методике обучения. В комплекс речевых умений входят умения, связанные с восприятием и созданием текста. В каждой из данных групп выделяют умения, обеспечивающие владение различными сторонами текста - информационно-содержательной, структурно- композиционной и умения, связанные с использованием речевых средств. При работе с письменным текстом предусматривается группа умений, связанных с совершенствованием текста.
Осознанности овладения речевыми умениями способствует соблюдение следующих методических условий:
- работу над формированием того или иного умения следует начинать с определения его места и значения в комплексе речевых умений, а также связей с другими умениями, с анализа его содержательной и процессуальной сторон;
- усвоение процессуальной стороны умения необходимо осуществлять во взаимосвязи с его содержательной стороной;
- при обучении связной речи важно учитывать связи соподчинения между умениями, которые требуют осознания обусловленности всех компонентов текста и его идей;
- формирование обобщенных умений излагать и создавать текст осуществляется на основе усвоения системы действий, направленных на различные стороны текста - на структуру, речевое оформление.
В организации работы над текстом должны предусматриваться специальные приемы, направленные на овладение речевыми умениями:
- постановка учебной задачи, обеспечивающая целенаправленную работу над текстом и вычленение формируемого умения из общей работы над текстом;
- фиксация внимания учащихся на выполняемых действиях;
- установление общности и специфичности действий, выполняемых в различных видах работы с текстом;
установка на перенос формируемых знаний и умений на другие виды работы с текстом и на самостоятельное выполнение упражнений в связной речи.
Обучение различным видам работы с текстом с учетом связей между формируемыми умениями.
При разработке системы обучения связной речи необходимо учесть связи между умениями воспринимать и передавать содержание готового текста и создавать собственный. Это позволит так построить обучение, чтобы формирование умений воспринимать и излагать текст способствовало умениям создавать свой текст, т.е. обеспечить условия для осознанного переноса знаний и умений с одного вида работы с текстом на другой.