Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для ГКП «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
3 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
4 Конституция РФ
5 Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.
6Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №2189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»«Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.)
7Образовательная программа ДО МБОУ гимназии №3
8Устав МБОУ гимназии №3
9Положение о ГКП «Будущий первоклассник»
Обоснование:Рабочая программа определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса развитие речи и подготовка к обучению грамоте в ГПК «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3
Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
-расширять словарный запас
-развивать интонационную выразительность речи
-закреплять правильное отчётливое произношение звуков русского языка
-развивать фонематический слух
-упражнять в образовании новых слов, в согласовании слов в предложении
-учить употреблять синонимы и антонимы
-учить употреблять в речи простые и сложные предложения
В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.Формы организации образовательного процесса:
-индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные. Урок, проект.Методы обучения:
1. Объяснительно- иллюстративный метод
2. Деятельностный метод
3. Практический метод
Формы обучения: групповые, работа в парах, индивидуальные, фронтальные.
Оценка достижений планируемых результатов
Особенностями системы оценки являются:
· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
· использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов
Общая характеристика предмета.
Развитие связной речи. Обучение ответам на вопросы, диалогической речи.
Обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре. Обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Лексическая работа. Обогащение словарного запаса детей. Создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений.
Развитие звуковой культуры речи. Знакомство с органами артикуляции,
способами произнесения звука, его условным обозначением. Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Развитие фонематического слуха. Выделение звука в начале, конце и середине слова. Определение положения звука в слове. Выделение в слове
Обучение звуко-слоговому анализу. Звуковой анализ состава слогов и слов.
Дифференциация понятий «звук» и «буква». Соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Обогащаются и уточняются знания ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр.
Технологии обучения
Здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, проектная.
Механизмы формирования ключевых компетенций
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- виды работ, связанные с исследованием объекта ,
- выполнение практических работ;
- составление учащимися авторской работы в различных жанрах
- участие в дискуссии;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
Виды и формы контроля
Вводный, текущий, итоговый,
Фронтальный ,комбинированный, устный
Наблюдение, самостоятельная работа.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Количество часов
Всего 72 часа; в неделю 2 часа
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Воспитательный аспект программы заложен в приобщении детей к истокам народной культуры своей страны: произведениям устного народного творчества. Акцент делается на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, уважению к другим народам. Линия развития чувств определяет направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу воспитания у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.Результаты освоения программы
Предметные
Формировать умение пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.
Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников.
Пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя.
В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов.
Сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования.
В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета.
Метапредметные
Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов.
Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их.
Учить осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство, речь – планирование.
Упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей и продолжать знакомить их со сложными случаями использования русской грамматики.
Личностные
Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со взрослыми и сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей.
· Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.
· Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению. Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
· Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предложения в процессе экспериментальной деятельности и обсуждении спорных вопросов. Предлагает творческие словесные игры.
· Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения.
· Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы.
· Успешен в творческой речевой деятельности.
· Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качества характеристики звуков в слове, место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.
Реализация программы
Педагогический процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий,
элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций. Реализация программы осуществляется по принципам развивающего обучения.
Содержание учебного предмета
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте »
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для ГКП «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
3 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
4 Конституция РФ
5 Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.
6Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №2189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»«Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.)
7Образовательная программа ДО МБОУ гимназии №3
8Устав МБОУ гимназии №3
9Положение о ГКП «Будущий первоклассник»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «По дороге к азбуке» Р. Н. Бунеева, Е. В.Бунеевой, Т. Р. Кисловой.
Программы воспитания и обучения в детском саду М. А. Васильевой
В программе используется:
-учебник тетрадь «По дороге к школе» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова
-методические указания к программе «По дороге к азбуке» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова
-методические рекомендации к программе «Развитие речи в детском саду» К. В. Гербова
Обоснование:Рабочая программа определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса развитие речи и подготовка к обучению грамоте в ГПК «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3
Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
Задачи:
-расширять словарный запас
-развивать интонационную выразительность речи
-закреплять правильное отчётливое произношение звуков русского языка
-развивать фонематический слух
-упражнять в образовании новых слов, в согласовании слов в предложении
-учить употреблять синонимы и антонимы
-учить употреблять в речи простые и сложные предложения
В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Формы организации образовательного процесса:
-индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные. Урок, проект.
Методы обучения:
1. Объяснительно- иллюстративный метод
2. Деятельностный метод
3. Практический метод
Формы обучения: групповые, работа в парах, индивидуальные, фронтальные.
Оценка достижений планируемых результатов
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов
Общая характеристика предмета.
Развитие связной речи. Обучение ответам на вопросы, диалогической речи.
Обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре. Обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Лексическая работа. Обогащение словарного запаса детей. Создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений.
Развитие звуковой культуры речи. Знакомство с органами артикуляции,
способами произнесения звука, его условным обозначением. Знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Развитие фонематического слуха. Выделение звука в начале, конце и середине слова. Определение положения звука в слове. Выделение в слове
Обучение звуко-слоговому анализу. Звуковой анализ состава слогов и слов.
Дифференциация понятий «звук» и «буква». Соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Обогащаются и уточняются знания ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр.
Технологии обучения
Здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, проектная.
Механизмы формирования ключевых компетенций
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- виды работ, связанные с исследованием объекта ,
- выполнение практических работ;
- составление учащимися авторской работы в различных жанрах
- участие в дискуссии;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
Виды и формы контроля
Вводный, текущий, итоговый,
Фронтальный ,комбинированный, устный
Наблюдение, самостоятельная работа.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Количество часов
Всего 72 часа; в неделю 2 часа
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Воспитательный аспект программы заложен в приобщении детей к истокам народной культуры своей страны: произведениям устного народного творчества. Акцент делается на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, уважению к другим народам. Линия развития чувств определяет направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу воспитания у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
Результаты освоения программы
Предметные
Формировать умение пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.
Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников.
Пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя.
В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов.
Сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования.
В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета.
Метапредметные
Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов.
Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их.
Учить осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство, речь – планирование.
Упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей и продолжать знакомить их со сложными случаями использования русской грамматики.
Личностные
Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со взрослыми и сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей.
Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.
Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению. Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предложения в процессе экспериментальной деятельности и обсуждении спорных вопросов. Предлагает творческие словесные игры.
Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения.
Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы.
Успешен в творческой речевой деятельности.
Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качества характеристики звуков в слове, место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.
Реализация программы
Педагогический процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий,
элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций. Реализация программы осуществляется по принципам развивающего обучения.
Содержание учебного предмета
1 Лексическая работа:
Наблюдение над лексическим значением слов – названий предметов, признаков, действий; над словами с противоположным значением в речи;
Обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Город», «Осень» .
Деление слов на тематические группы по смыслу, группировка слов;
Употребление новых слов в собственной речи.
2 Развитие грамматического строя речи:
Наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определённым моделям, упражнения в образовании слов по образцу (упражнения типа «Назови ласково»); наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов; образование и употребление форм слов, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (упражнение типа «Скажи со словами один, два, пять», «Скажи со словами новый, новая, новые», «Скажи со словами один, много» и т. Д.);составление словосочетаний и предложений, распространение предложений; выделение предлогов из словосочетания и предложения, подбор предлогов к совам; исправление ошибок в употреблении предлогов.
3 Развитие связной речи:
Ответы на вопросы, организация диалога;
Подробный пересказ текста по зрительной опоре;
Составление рассказа–описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам.
4 Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи:
Развитие артикуляционного аппарата;
Развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, выделять звуки в начале слова.