Просмотр содержимого документа
«Семейные ценности»
Проблема воспитания и нравственной идентичности сегодня волнует общественность во всем мире. В Концепции Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована цель, на достижение которой направлен процесс образования и воспитания школьников – формирование духовно - нравственного, творческого, компетентного гражданина и патриота.
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Но общественная и личная духовно-нравственная культура переживают тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу. Сегодня принимаются разнообразные меры для спасения и укрепления духовности и нравственности в нашем обществе, особенно в среде молодёжи, расширяется деятельности церкви, такие слова, как «милосердие», «сострадание», «соучастие» реабилитированы, в школе преподаётся такой предмет духовно-нравственного цикла как «Основы религиозной культуры и светской этики», введён предмет регионального компонента – «Краеведение», а занятия в кружках дополнительного образования раскрывают перед ребятами интересный и красочный мир традиций народов нашей огромной страны.
Духовно-нравственную культуру нельзя никак создать искусственно, нравственность органически вырастает на основе конкретной жизнедеятельности. Основными параметрами личности развития ребёнка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, активность, чувство собственного достоинства. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
Безусловно, основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие. Особую роль играет, конечно, семья.
Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Сегодня школьники нуждаются в разговоре: что есть добро, духовность, милосердие, патриотизм, всепрощение.
Именно семья является самым мощным средством в формировании ценностных ориентиров личности. Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребёнок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живёт, и какое воспитание он получает. Действительно, семья – это первая и самая важная ступень в жизни человека. Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что этот человек трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью.
Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Беда в том, что в последние годы утеряны многие ценности семьи, нарушена связь поколений. Функции современных молодых родителей свелись к бытовому обслуживанию детей, а все воспитание переложено на школу. Современные родители мало говорят со своими детьми. По социологическим исследованиям в среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец – ещё меньше.
Родители занимают позицию наблюдателей, ожидающих результат деятельности педагога, проводимой желательно без их участия.
Особенно наводят на размышление молодые папы и мамы, которые сами затрудняются ответить на вопрос педагога – испытывают ли они трудности при воспитании собственного ребенка. Что, скорее всего, означает не отсутствие проблем, а непонимание своей роли, как воспитателя.
Изменился и сам объект воспитания – современные дети более активны и осведомлены, как им кажется, самоувереннее. Нередко можно встретить пренебрежение к авторитету и мнению других, неумение сочувствовать и нежелание задумываться о своих поступках. Дети мало читают художественную литературу, многие не участвуют в деятельности детских общественных организаций.
Новейшие исследования психологов показали, когда ребёнок приходит в первый класс, у него уже есть определённые убеждения, свой взгляд на мир.
Современные дети нацелены на удовлетворение своих собственных потребностей, а не на ценности семьи и общества. Актуальность сотрудничества школы и семьи безусловна.
Поэтому работа школы направлена на формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в тесном сотрудничестве и взаимодействии с семьёй.
Исходя из этого, определили комплекс задач:
формировать мотив и потребность родительского участия в воспитании, желание помочь своему ребенку;
формировать у младших школьников мотивацию к осознанному нравственному поведению, саморазвитию, взаимодействию с социумом;
уважение к ценностям семьи, школьного коллектива, культуре своего народа.
Содержание этого сотрудничества семьи и школы строится по плану:
Познание семьи ученика.
Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика.
Организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей.
Помощь родителям в воспитании детей дома.
Организация педагогического просвещения родителей.
Нейтрализация отрицательного влияния семьи.
Направления воспитания нравственных качеств младших школьников
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному.
Формы работы по воспитанию духовно-нравственных качеств учащихся:
Индивидуальные (посещение семей на дому, беседы, консультации)
Групповые (родители объединяются в группы при организации педагогического просвещения родителей на родительских собраниях, при проведении тематических бесед, на семейных праздниках)
Коллективные (родительские собрания, конференции и круглые столы по обмену опытом воспитания, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия.
В основе ведущих идей всей этой работы и с детьми и с родителями опираемся на заветы из Библии.
«Возлюби ближнего своего, как самого себя» (вызвать чувство любви к каждому человеку, независимо от личного чувства к нему; оказывать помощь, не надеясь на благодарность; испытывать радость от того, что делаешь добро).
« Ни убий» (заботиться о бережном отношении к человеку и ко всему живому; искоренять злобу, гнев, ненависть, обращенные к человеку; воспитывать способность простить ближнего за причиненное зло, не льстить, не вредить ему, удержаться от ссоры).
«Не лжесвидетельствуй» (жить по правилу: «Не лги, не говори зла ни о друге, ни о недруге, не занимайся сплетнями, пересудами»).
«Не укради», «не желай ничего чужого» (учиться довольствоваться тем, что есть у себя; не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у другого).
«Чти отца своего и мать свою» (воспитывать любовь и уважение к родителям; помогать им, радовать их своими делами, быть терпеливыми и снисходительными, утешать в недугах и болезнях).
«Трудись» ( учиться трудиться для себя и на благо других).
Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений воспитательной деятельности.
В области формирования личностной культуры учитель и родители ставят следующие задачи:
формирование способности к духовному развитию;
укрепление нравственности;
формирование основ морали;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;
формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры основными задачами у учителя и родителей являются:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры ставятся следующие задачи:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Одним из эффективных средств реализации поставленных задач является применение интерактивных методов в организации учебно-воспитательного процесса:
ориентированность на жизненный опыт
повышенный интерес к теме (мотивация)
акцент на деятельность, практику (базовые навыки коммуникации)
повышение прочности усвоения материала
широкие возможности для творчества
(дополнительные источники информации)
личностное развитие
Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Суть его состоит в том, что процесс организован таким образом, при котором все участники активно взаимодействуют между собой. В результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, открыто выражать свою позицию, развивают коммуникативную компетентность. Укрепляется мотивация, что делает продуктивным весь процесс обучения и воспитания.
Эту же стратегию возможно использовать и при работе с родителями, так как немногие из них готовы воспринимать посторонние советы. Суть проводимых мероприятий не только в обсуждении проблемных вопросов, но и в практической работе с принятием решений самими родителями:
Тематический тренинг
Родительская конференция
Круглый стол с педагогами
Вечер вопросов и ответов
Диспут
День открытых дверей
Участие в Совете школы
Родительский вечер
Организация экскурсий
Общешкольные акции
День здоровья, День семьи
В процессе взаимодействия родители включаются в учебно-воспитательный процесс, сотрудничество с детьми и педагогами, во внеурочную деятельность по основным направлениям духовно – нравственного развития.
Наблюдая за детьми, можно сделать вывод:
воспитание должно осуществляться через конкретные дела;
инициатива должна исходить не только от учителя, но и от детей, и родителей;
ученики не должны замыкаться только на своём классе, но и выходить в социум;
мероприятия должны быть разнообразны, чтобы каждый ребёнок мог себя проявить.
Широко применяется этическая беседа. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
Беседа должна носить проблемный характер;
В начальной школе – этическая беседа идёт от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
Благодаря этому она привлекает детей к обсуждению, анализу поступков своих и чужих и выработке нравственных оценок. Учитель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения всех собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Целью таких бесед является углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Такие мероприятия позволяют использовать метод коррекции поведения, который направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям.
Большое значение уделяется упражнениям и игровым ситуациям проблемно-поискового характера, связанных с организацией нравственного опыта. Данная деятельность имеет целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения. Игра учит быть деятельными, проявлять инициативу, действовать, подчиняться и руководить.
Душа ребёнка требует примеров для подражания. Если мы не дадим их ребёнку или не будем следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему бы мы хотели. Ребёнка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые мы считаем полезными. Стараемся убедить родителей в том, что они должны показывать и личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине, а не сажают ребёнка к окну и следят за тем, чтобы его никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям о том, как им самим в трудных жизненных обстоятельствах помогали люди.
Большое влияние на воспитание ребёнка оказывает не только организация жизни семьи, но и её атмосфера, характер семейных отношений. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями именно в семье. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, уважают друг друга, бережно относятся друг к другу, все проблемы семьи решают сообща на семейном совете, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Воспитание — всегда большой труд, а духовно-нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого труда. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека, гражданина.