«Формирование основ семейных ценностей через призму изобразительного искусства»
«Формирование основ семейных ценностей через призму изобразительного искусства»
Эссе «Формирование основ семейных ценностей через призму изобразительного искусства»
Для решения задачи формирования семейных ценностей через призму изобразительного искусства необходимо обратиться к вопросу возникновения семейных ценностей.
История развития отображения темы семьи начинается с первых наскальных рисунков. На протяжении многих веков, вплоть до наших дней, осмысление роли семьи находит свое отражение в произведениях крупнейших мастеров изобразительного искусства. История искусства полна примеров раскрытия темы через мифологические, библейские сюжеты: «Святое семейство с Иоанном Крестителем» Аньоло Бронзино ок. 1540, «Святое семейство и ангелы», Рембрандта Харменс Ван Рейна 1645.
Уже в XVII столетии фломандские мастера стали одними из первых изображать быт и жизнь своих современников. Нидерландские художники XVII века рассказывают о размеренной жизни дома, укладе быта, которым традиционно занималась женщина - мать, хозяйка, хранительница очага. Так семейные портреты заняли важнейшую разновидность жанровой живописи.
XVIII век оставил нам педагогический трактат «Эмиль, или о воспитании» Жан Жака Руссо. В строках романа мы можем прочесть: «Прелесть домашней жизни – лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми, более дорогими друг другу; она крепче завязывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа». Просветительские идеи Жана Жака Руссо, Дени Дидро вдохновляли живописцев того времени. Иллюстрации идилии семейного быта картинах европейских художников XVIII века формировали у современников уважение к семье, традициям семейного уклада, учили «добрым нравам». Живописцы: Жан-Батист Греза, Жан Оноре Фрагонар, Маргерит Жерар оставили для потомков искренние, трогательные сценки семейной жизни. Возможно, доля художественного вымысла присутствует в жанровых композициях, идеализируя тему «счастливой многодетности». На полотнах мы видим счастливых, полных любви к своим детям молодых женщин – хранительниц домашнего очага.
История развития темы семьи в изобразительном искусстве на протяжение многих веков отражала важнейшую нравственную идею, что семья надежная опора и поддержка человеку. А в графике Хогарта (Серия из шести гравюр «Модный брак») можно проследить схожесть сюжетных линий жанровыми композиций Федотова. История неравного брака предостерегает зрителя о последствиях легкомыслия и распутства.
В России иная история развития семейного портрета и как таковой темы семьи. Вначале с фотографической точностью изображались члены семьи и порой в ущерб художественной цельности. Например, «Семейный портрет» Федора Славянского. Иное можно увидеть на картинах Веницианова и Тропинина. Позднее тема нашла отражение в творчестве передвижников.
ХХ век, принесший колоссальные изменения в устройстве общества, семьи как в России, так и в Европе, рассказывает нам о материнстве, семейном укладе с философским подтекстом. Изменение морально-нравственных отношений в обществе нашло свое отражение в художественном мире. Изменилось положение женщины в обществе. На картине Перова–Водкина образ женщины с ребенком изображен на фоне революционного Петрограда. Женщина не только мать, хранительница очага, она вовлечена в общественную, политическую жизнь общества.
Краткий экскурс в историю искусства показал нам тесную взаимосвязь и влияние развития государства, общества и малой ее ячейки – семьи. Можно сказать, что эта тема вечна, как само человечество.
Жизнь человека, так или иначе, связана с семьей. Что такое семья? Семья - это дом. Семья - это папа и мама. Это любовь и счастье. Семья — это та необходимая среда, «маленькое» государство», которая готовит человека к успешной жизнедеятельности в обществе. Семья строится на нравственных ценностях. А.С. Макаренко пишет в своей «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Несомненно, семья, семейное воспитание становятся основой для развития личности и за воспитание детей несут ответственность родители. Для девочек, которые воспитываются в условиях строго распорядка образовательного учреждения закрытого типа, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, очень важным становится обретение стабильного и безопасного пространства, создающего условия для успешной самореализации в Пансионе. Выстраивание системы ценностей в нашем коллективе усилиями воспитанниц, преподавателей, воспитателей в течение пяти лет дало свои ростки.
Какую же роль может играть изобразительное искусство в формировании семейных ценностей? Искусство, точнее изобразительное искусство – вот область моего профессионального интереса. Думаю, у изобразительного искусства есть большие возможности для воспитания, развития наших девочек – будущих женщин, матерей. На примерах мирового изобразительного искусства формируются морально-нравственные критерии, система ценностей, девочки учатся различать «добро» и «зло».
Программа «Открытое образование» в Пансионе воспитанниц Министерства Обороны РФ дала возможность познакомиться учащихся и постоянно работать с образцами мировой живописи. Изучаются, конечно, все жанры и виды изобразительного искусства, но с особым интересом девочки изучают многочисленные портреты детей разных эпох, представленных в Картинной галерее Пансиона. Мной активно используются викторины, угадайки, когда воспитанницы знакомятся с конкретными данными об авторе каждой картины. Интерес к истории создания картины, а самое главное – герою произведения, приводит учащихся к первоисточникам по искусству. А значит, знания становятся глубокими и сохранятся надолго. Описывая свои чувства при просмотре того или иного произведения, девочки формируют свою систему ценностей.
Самостоятельная работа по изображению человека, изучению особенностей его характера, художественных способов, начинается непосредственно с портрета. Копируя конкретный образ, учащиеся изучают композиционный строй картины, выразительные возможности рисовального материала. Одним словом - учатся искусству изображать и, конечно, размышлять.
Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, в ситуациях успеха для подростков становится значимым ресурсом и результатом их самостоятельного творческого процесса. Рисуя даже самый быстрый набросок, учащиеся концентрируют в себе внимательность, трудолюбие. Суть изобразительного искусства такова, что творческое начало необходимо при любом рисовании, учебном в том числе. Юные художники выстраивают свое понимание окружающего мира, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Так создаются и реализуются условия социализации и самореализации.
Рисование – очень важный вид детского развития, оно прививает такие ценные психические качества как образное мышление, воображение. Кроме того, эта деятельность для детей доступна и привлекательна.
Для себя я сформулировала общее правило: взрослый может сотрудничать с ребенком в той мере, в которой он проник в замысел автора. Отражение своего миропонимания - самое важное для рисующего. Все дети любят рисовать – язык красок чудесным образом позволяет им выразить свой восторг или неприятие окружающего мира. Детский рисунок позволяет увидеть связь между детской душой и миром взрослых, увидеть его отношение к этому миру. Поэтому по рисунку ребенка можно судить о самостоятельности его мышления. И чем меньше влияние взрослого, тем самобытнее композиция юного художника.
Программа по изобразительному искусству в Пансионе построена таким образом, что чередование рисования с натуры, по представлению, по памяти позволяет нашим девочкам формироваться всесторонне. Закладываются основы навыков грамотного рисования, развитие вкуса, координации рук, умение последовательно вести работу - важная каждодневная работа учителя и ученика. Важно научить юных рисовальщиков внимательному отношению к натуре, грамотному использованию материалов и инструментов, соблюдая правила ведения работы. И тогда, полученные знания и умения, используются автором при рисовании любой фантазии или задуманной теме, причем, на рефлекторном уровне. Такое рисование, обеспеченное знаниями - доставляет радость, создавая положительный настрой, укрепляет веру в себя. Отставание развития навыков изображения при взрослении ребенка, к сожалению, отбивает охоту заниматься этим видом деятельности. Научить рисовать – значит научить видеть, а не просто смотреть, научить чувствовать и запоминать красоту. Изобразительное искусство помогает ребенку стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет проявить творческие способности. Открыть многочисленные двери в коридоре и показать, что там, за ними бесконечные возможности! Необходимо, чтобы ребенок не думал, что жизнь – это скучнейший длинный серый коридор.
Как педагог, вижу задачи – постепенно, бережно, шаг за шагом сохранить и развить, высвободить драгоценную способность воспринимать мир во всем сенсорном богатстве: цветов, запахов, форм, вкусов, фактур, сред. А детский взгляд видит больше, понимает сложнее. Он активно наблюдает и изучает этот таинственный мир. Он в нем впервые!
Актуальность моей концепции «Искусство – территория свободы», ставшей основой образовательной программы «Пансион – территория свободы» состоит в том, что воспитанницы получают ощущение свободы, приводят в порядок свои чувства и мысли, чувствуют радость бытия на занятиях изобразительного искусства. Своими задачами я считаю: сделать занятия интересными, комфортными, ориентированными на воспитание свободной личности.
Процесс обучения своих воспитанниц строю на трех основных китах:
- общение с педагогом;
- общение воспитанниц между собой;
- знакомство с шедеврами мирового искусства.
В соответствии с поставленными целями и задачами приоритетными направлениями выделяю:
- обучение живописи;
- создание программного и методического обеспечения;
- самообразование.
Процесс обучения, согласно моей образовательной концепции, - это обогащение множественного опыта в непрерывной художественной деятельности. Использование современных технологий, приемов и методов обучения, а также форм взаимодействия между воспитанницами и педагогом повышает познавательную активность и мотивацию воспитанниц.
В условиях творческой мастерской у воспитанниц есть возможность рисовать с натуры, по памяти, представлению, заниматься пленэрной живописью: писать великолепные пейзажи Коломенского, Архангельского заповедников и Ботанического сада.
Принцип свободы выбора успешно реализуется в проектно-исследовательской деятельности.
Выставка – это творческое самовыражение воспитанниц и познание свободы в искусстве.
Организация учебных просмотров по итогам года развивает у девочек уверенность в своих силах. Дает осознанность своей свободы. Лучшие работы экспонируются в электронном методическом каталоге.
Уникальный проект Пансиона «Открытого образования» дает возможность приобщения воспитанниц к мировой художественной культуре.
Видимые результаты воспитания и обучения воспитанниц отражаются в получении призовых мест на Международных и Российских конкурсах, фестивалях.
Мысленно в той или другой теме рисунка я возвращаю своих воспитанниц к семье. Ведь семья - это мостик в будущее наших девочек. Семья характеризуется нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию Матери, Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки и т.д.
Мироощущение юных художников Пансиона, мировосприятие семьи, материнства, детства отражается в многочисленных композициях: «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Портрет папы», «Автопортрет». Тема семьи в детском рисование уже не одно поколение занимает одно из важных мест. И каждый новый рисунок удивителен в своих деталях, настолько точен и внимателен взор ребенка. Калейдоскоп рисунков помогает нам, взрослым, по-новому взглянуть на наших близких и родных, задуматься о ценности семейного счастья.
Использованы материалы и работы:
1) А.С. Макаренко. Книга для родителей.
2) XVIII век Жан Жак Руссо. Педагогический трактат «Эмиль, или о воспитании».
3) Статья: «Общие основы взаимодействия семьи и школы» Управления образования г. Казани http://www.kazanmc.ru/publish/1-1.php .
4) Статья: «Гендерные особенности изобразительной деятельности дошкольников» http://www.maaam.ru .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование основ семейных ценностей через призму изобразительного искусства» »
Рогулькина Н.Д., преподаватель изобразительного искусства
Эссе «Формирование основ семейных ценностей через призму изобразительного искусства»
Для решения задачи формирования семейных ценностей через призму изобразительного искусства необходимо обратиться к вопросу возникновения семейных ценностей.
История развития отображения темы семьи начинается с первых наскальных рисунков. На протяжении многих веков, вплоть до наших дней, осмысление роли семьи находит свое отражение в произведениях крупнейших мастеров изобразительного искусства. История искусства полна примеров раскрытия темы через мифологические, библейские сюжеты: «Святое семейство с Иоанном Крестителем» Аньоло Бронзино ок. 1540, «Святое семейство и ангелы», Рембрандта Харменс Ван Рейна 1645.
Уже в XVII столетии фломандские мастера стали одними из первых изображать быт и жизнь своих современников. Нидерландские художники XVII века рассказывают о размеренной жизни дома, укладе быта, которым традиционно занималась женщина - мать, хозяйка, хранительница очага. Так семейные портреты заняли важнейшую разновидность жанровой живописи.
XVIII век оставил нам педагогический трактат «Эмиль, или о воспитании» Жан Жака Руссо. В строках романа мы можем прочесть: «Прелесть домашней жизни – лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми, более дорогими друг другу; она крепче завязывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа». Просветительские идеи Жана Жака Руссо, Дени Дидро вдохновляли живописцев того времени. Иллюстрации идилии семейного быта картинах европейских художников XVIII века формировали у современников уважение к семье, традициям семейного уклада, учили «добрым нравам». Живописцы: Жан-Батист Греза, Жан Оноре Фрагонар, Маргерит Жерар оставили для потомков искренние, трогательные сценки семейной жизни. Возможно, доля художественного вымысла присутствует в жанровых композициях, идеализируя тему «счастливой многодетности». На полотнах мы видим счастливых, полных любви к своим детям молодых женщин – хранительниц домашнего очага.
История развития темы семьи в изобразительном искусстве на протяжение многих веков отражала важнейшую нравственную идею, что семья надежная опора и поддержка человеку. А в графике Хогарта (Серия из шести гравюр «Модный брак») можно проследить схожесть сюжетных линий жанровыми композиций Федотова. История неравного брака предостерегает зрителя о последствиях легкомыслия и распутства.
В России иная история развития семейного портрета и как таковой темы семьи. Вначале с фотографической точностью изображались члены семьи и порой в ущерб художественной цельности. Например, «Семейный портрет» Федора Славянского. Иное можно увидеть на картинах Веницианова и Тропинина. Позднее тема нашла отражение в творчестве передвижников.
ХХ век, принесший колоссальные изменения в устройстве общества, семьи как в России, так и в Европе, рассказывает нам о материнстве, семейном укладе с философским подтекстом. Изменение морально-нравственных отношений в обществе нашло свое отражение в художественном мире. Изменилось положение женщины в обществе. На картине Перова–Водкина образ женщины с ребенком изображен на фоне революционного Петрограда. Женщина не только мать, хранительница очага, она вовлечена в общественную, политическую жизнь общества.
Краткий экскурс в историю искусства показал нам тесную взаимосвязь и влияние развития государства, общества и малой ее ячейки – семьи. Можно сказать, что эта тема вечна, как само человечество.
Жизнь человека, так или иначе, связана с семьей. Что такое семья? Семья - это дом. Семья - это папа и мама. Это любовь и счастье. Семья — это та необходимая среда, «маленькое» государство», которая готовит человека к успешной жизнедеятельности в обществе. Семья строится на нравственных ценностях. А.С. Макаренко пишет в своей «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Несомненно, семья, семейное воспитание становятся основой для развития личности и за воспитание детей несут ответственность родители. Для девочек, которые воспитываются в условиях строго распорядка образовательного учреждения закрытого типа, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, очень важным становится обретение стабильного и безопасного пространства, создающего условия для успешной самореализации в Пансионе. Выстраивание системы ценностей в нашем коллективе усилиями воспитанниц, преподавателей, воспитателей в течение пяти лет дало свои ростки.
Какую же роль может играть изобразительное искусство в формировании семейных ценностей? Искусство, точнее изобразительное искусство – вот область моего профессионального интереса. Думаю, у изобразительного искусства есть большие возможности для воспитания, развития наших девочек – будущих женщин, матерей. На примерах мирового изобразительного искусства формируются морально-нравственные критерии, система ценностей, девочки учатся различать «добро» и «зло».
Программа «Открытое образование» в Пансионе воспитанниц Министерства Обороны РФ дала возможность познакомиться учащихся и постоянно работать с образцами мировой живописи. Изучаются, конечно, все жанры и виды изобразительного искусства, но с особым интересом девочки изучают многочисленные портреты детей разных эпох, представленных в Картинной галерее Пансиона. Мной активно используются викторины, угадайки, когда воспитанницы знакомятся с конкретными данными об авторе каждой картины. Интерес к истории создания картины, а самое главное – герою произведения, приводит учащихся к первоисточникам по искусству. А значит, знания становятся глубокими и сохранятся надолго. Описывая свои чувства при просмотре того или иного произведения, девочки формируют свою систему ценностей.
Самостоятельная работа по изображению человека, изучению особенностей его характера, художественных способов, начинается непосредственно с портрета. Копируя конкретный образ, учащиеся изучают композиционный строй картины, выразительные возможности рисовального материала. Одним словом - учатся искусству изображать и, конечно, размышлять.
Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, в ситуациях успеха для подростков становится значимым ресурсом и результатом их самостоятельного творческого процесса. Рисуя даже самый быстрый набросок, учащиеся концентрируют в себе внимательность, трудолюбие. Суть изобразительного искусства такова, что творческое начало необходимо при любом рисовании, учебном в том числе. Юные художники выстраивают свое понимание окружающего мира, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Так создаются и реализуются условия социализации и самореализации.
Рисование – очень важный вид детского развития, оно прививает такие ценные психические качества как образное мышление, воображение. Кроме того, эта деятельность для детей доступна и привлекательна.
Для себя я сформулировала общее правило: взрослый может сотрудничать с ребенком в той мере, в которой он проник в замысел автора. Отражение своего миропонимания - самое важное для рисующего. Все дети любят рисовать – язык красок чудесным образом позволяет им выразить свой восторг или неприятие окружающего мира. Детский рисунок позволяет увидеть связь между детской душой и миром взрослых, увидеть его отношение к этому миру. Поэтому по рисунку ребенка можно судить о самостоятельности его мышления. И чем меньше влияние взрослого, тем самобытнее композиция юного художника.
Программа по изобразительному искусству в Пансионе построена таким образом, что чередование рисования с натуры, по представлению, по памяти позволяет нашим девочкам формироваться всесторонне. Закладываются основы навыков грамотного рисования, развитие вкуса, координации рук, умение последовательно вести работу - важная каждодневная работа учителя и ученика. Важно научить юных рисовальщиков внимательному отношению к натуре, грамотному использованию материалов и инструментов, соблюдая правила ведения работы. И тогда, полученные знания и умения, используются автором при рисовании любой фантазии или задуманной теме, причем, на рефлекторном уровне. Такое рисование, обеспеченное знаниями - доставляет радость, создавая положительный настрой, укрепляет веру в себя. Отставание развития навыков изображения при взрослении ребенка, к сожалению, отбивает охоту заниматься этим видом деятельности. Научить рисовать – значит научить видеть, а не просто смотреть, научить чувствовать и запоминать красоту. Изобразительное искусство помогает ребенку стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет проявить творческие способности. Открыть многочисленные двери в коридоре и показать, что там, за ними бесконечные возможности! Необходимо, чтобы ребенок не думал, что жизнь – это скучнейший длинный серый коридор.
Как педагог, вижу задачи – постепенно, бережно, шаг за шагом сохранить и развить, высвободить драгоценную способность воспринимать мир во всем сенсорном богатстве: цветов, запахов, форм, вкусов, фактур, сред. А детский взгляд видит больше, понимает сложнее. Он активно наблюдает и изучает этот таинственный мир. Он в нем впервые!
Актуальность моей концепции «Искусство – территория свободы», ставшей основой образовательной программы «Пансион – территория свободы» состоит в том, что воспитанницы получают ощущение свободы, приводят в порядок свои чувства и мысли, чувствуют радость бытия на занятиях изобразительного искусства. Своими задачами я считаю: сделать занятия интересными, комфортными, ориентированными на воспитание свободной личности.
Процесс обучения своих воспитанниц строю на трех основных китах:
- общение с педагогом;
- общение воспитанниц между собой;
- знакомство с шедеврами мирового искусства.
В соответствии с поставленными целями и задачами приоритетными направлениями выделяю:
- обучение живописи;
- создание программного и методического обеспечения;
- самообразование.
Процесс обучения, согласно моей образовательной концепции, - это обогащение множественного опыта в непрерывной художественной деятельности. Использование современных технологий, приемов и методов обучения, а также форм взаимодействия между воспитанницами и педагогом повышает познавательную активность и мотивацию воспитанниц.
В условиях творческой мастерской у воспитанниц есть возможность рисовать с натуры, по памяти, представлению, заниматься пленэрной живописью: писать великолепные пейзажи Коломенского, Архангельского заповедников и Ботанического сада.
Принцип свободы выбора успешно реализуется в проектно-исследовательской деятельности.
Выставка – это творческое самовыражение воспитанниц и познание свободы в искусстве.
Организация учебных просмотров по итогам года развивает у девочек уверенность в своих силах. Дает осознанность своей свободы. Лучшие работы экспонируются в электронном методическом каталоге.
Уникальный проект Пансиона «Открытого образования» дает возможность приобщения воспитанниц к мировой художественной культуре.
Видимые результаты воспитания и обучения воспитанниц отражаются в получении призовых мест на Международных и Российских конкурсах, фестивалях.
Мысленно в той или другой теме рисунка я возвращаю своих воспитанниц к семье. Ведь семья - это мостик в будущее наших девочек. Семья характеризуется нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию Матери, Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки и т.д.
Мироощущение юных художников Пансиона, мировосприятие семьи, материнства, детства отражается в многочисленных композициях: «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Портрет папы», «Автопортрет». Тема семьи в детском рисование уже не одно поколение занимает одно из важных мест. И каждый новый рисунок удивителен в своих деталях, настолько точен и внимателен взор ребенка. Калейдоскоп рисунков помогает нам, взрослым, по-новому взглянуть на наших близких и родных, задуматься о ценности семейного счастья.
Использованы материалы и работы:
1) А.С. Макаренко. Книга для родителей.
2) XVIII век Жан Жак Руссо. Педагогический трактат «Эмиль, или о воспитании».
3) Статья: «Общие основы взаимодействия семьи и школы» Управления образования г. Казани http://www.kazanmc.ru/publish/1-1.php .
4) Статья: «Гендерные особенности изобразительной деятельности дошкольников» http://www.maaam.ru .