Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Эссе «Формирование основ семейных ценностей через призму изобразительного искусства»
Для решения задачи формирования семейных ценностей через призму изобразительного искусства необходимо обратиться к вопросу возникновения семейных ценностей.
История развития отображения темы семьи начинается с первых наскальных рисунков. На протяжении многих веков, вплоть до наших дней, осмысление роли семьи находит свое отражение в произведениях крупнейших мастеров изобразительного искусства. История искусства полна примеров раскрытия темы через мифологические, библейские сюжеты: «Святое семейство с Иоанном Крестителем» Аньоло Бронзино ок. 1540, «Святое семейство и ангелы», Рембрандта Харменс Ван Рейна 1645.
Уже в XVII столетии фломандские мастера стали одними из первых изображать быт и жизнь своих современников. Нидерландские художники XVII века рассказывают о размеренной жизни дома, укладе быта, которым традиционно занималась женщина - мать, хозяйка, хранительница очага. Так семейные портреты заняли важнейшую разновидность жанровой живописи.
XVIII век оставил нам педагогический трактат «Эмиль, или о воспитании» Жан Жака Руссо. В строках романа мы можем прочесть: «Прелесть домашней жизни – лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми, более дорогими друг другу; она крепче завязывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа». Просветительские идеи Жана Жака Руссо, Дени Дидро вдохновляли живописцев того времени. Иллюстрации идилии семейного быта картинах европейских художников XVIII века формировали у современников уважение к семье, традициям семейного уклада, учили «добрым нравам». Живописцы: Жан-Батист Греза, Жан Оноре Фрагонар, Маргерит Жерар оставили для потомков искренние, трогательные сценки семейной жизни. Возможно, доля художественного вымысла присутствует в жанровых композициях, идеализируя тему «счастливой многодетности». На полотнах мы видим счастливых, полных любви к своим детям молодых женщин – хранительниц домашнего очага.
История развития темы семьи в изобразительном искусстве на протяжение многих веков отражала важнейшую нравственную идею, что семья надежная опора и поддержка человеку. А в графике Хогарта (Серия из шести гравюр «Модный брак») можно проследить схожесть сюжетных линий жанровыми композиций Федотова. История неравного брака предостерегает зрителя о последствиях легкомыслия и распутства.
В России иная история развития семейного портрета и как таковой темы семьи. Вначале с фотографической точностью изображались члены семьи и порой в ущерб художественной цельности. Например, «Семейный портрет» Федора Славянского. Иное можно увидеть на картинах Веницианова и Тропинина. Позднее тема нашла отражение в творчестве передвижников.
ХХ век, принесший колоссальные изменения в устройстве общества, семьи как в России, так и в Европе, рассказывает нам о материнстве, семейном укладе с философским подтекстом. Изменение морально-нравственных отношений в обществе нашло свое отражение в художественном мире. Изменилось положение женщины в обществе. На картине Перова–Водкина образ женщины с ребенком изображен на фоне революционного Петрограда. Женщина не только мать, хранительница очага, она вовлечена в общественную, политическую жизнь общества.
Краткий экскурс в историю искусства показал нам тесную взаимосвязь и влияние развития государства, общества и малой ее ячейки – семьи. Можно сказать, что эта тема вечна, как само человечество.
Жизнь человека, так или иначе, связана с семьей. Что такое семья? Семья - это дом. Семья - это папа и мама. Это любовь и счастье. Семья — это та необходимая среда, «маленькое» государство», которая готовит человека к успешной жизнедеятельности в обществе. Семья строится на нравственных ценностях. А.С. Макаренко пишет в своей «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Несомненно, семья, семейное воспитание становятся основой для развития личности и за воспитание детей несут ответственность родители. Для девочек, которые воспитываются в условиях строго распорядка образовательного учреждения закрытого типа, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, очень важным становится обретение стабильного и безопасного пространства, создающего условия для успешной самореализации в Пансионе. Выстраивание системы ценностей в нашем коллективе усилиями воспитанниц, преподавателей, воспитателей в течение пяти лет дало свои ростки.
Какую же роль может играть изобразительное искусство в формировании семейных ценностей? Искусство, точнее изобразительное искусство – вот область моего профессионального интереса. Думаю, у изобразительного искусства есть большие возможности для воспитания, развития наших девочек – будущих женщин, матерей. На примерах мирового изобразительного искусства формируются морально-нравственные критерии, система ценностей, девочки учатся различать «добро» и «зло».
Программа «Открытое образование» в Пансионе воспитанниц Министерства Обороны РФ дала возможность познакомиться учащихся и постоянно работать с образцами мировой живописи. Изучаются, конечно, все жанры и виды изобразительного искусства, но с особым интересом девочки изучают многочисленные портреты детей разных эпох, представленных в Картинной галерее Пансиона. Мной активно используются викторины, угадайки, когда воспитанницы знакомятся с конкретными данными об авторе каждой картины. Интерес к истории создания картины, а самое главное – герою произведения, приводит учащихся к первоисточникам по искусству. А значит, знания становятся глубокими и сохранятся надолго. Описывая свои чувства при просмотре того или иного произведения, девочки формируют свою систему ценностей.
Самостоятельная работа по изображению человека, изучению особенностей его характера, художественных способов, начинается непосредственно с портрета. Копируя конкретный образ, учащиеся изучают композиционный строй картины, выразительные возможности рисовального материала. Одним словом - учатся искусству изображать и, конечно, размышлять.
Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, в ситуациях успеха для подростков становится значимым ресурсом и результатом их самостоятельного творческого процесса. Рисуя даже самый быстрый набросок, учащиеся концентрируют в себе внимательность, трудолюбие. Суть изобразительного искусства такова, что творческое начало необходимо при любом рисовании, учебном в том числе. Юные художники выстраивают свое понимание окружающего мира, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Так создаются и реализуются условия социализации и самореализации.
Рисование – очень важный вид детского развития, оно прививает такие ценные психические качества как образное мышление, воображение. Кроме того, эта деятельность для детей доступна и привлекательна.
Для себя я сформулировала общее правило: взрослый может сотрудничать с ребенком в той мере, в которой он проник в замысел автора. Отражение своего миропонимания - самое важное для рисующего. Все дети любят рисовать – язык красок чудесным образом позволяет им выразить свой восторг или неприятие окружающего мира. Детский рисунок позволяет увидеть связь между детской душой и миром взрослых, увидеть его отношение к этому миру. Поэтому по рисунку ребенка можно судить о самостоятельности его мышления. И чем меньше влияние взрослого, тем самобытнее композиция юного художника.
Программа по изобразительному искусству в Пансионе построена таким образом, что чередование рисования с натуры, по представлению, по памяти позволяет нашим девочкам формироваться всесторонне. Закладываются основы навыков грамотного рисования, развитие вкуса, координации рук, умение последовательно вести работу - важная каждодневная работа учителя и ученика. Важно научить юных рисовальщиков внимательному отношению к натуре, грамотному использованию материалов и инструментов, соблюдая правила ведения работы. И тогда, полученные знания и умения, используются автором при рисовании любой фантазии или задуманной теме, причем, на рефлекторном уровне. Такое рисование, обеспеченное знаниями - доставляет радость, создавая положительный настрой, укрепляет веру в себя. Отставание развития навыков изображения при взрослении ребенка, к сожалению, отбивает охоту заниматься этим видом деятельности. Научить рисовать – значит научить видеть, а не просто смотреть, научить чувствовать и запоминать красоту. Изобразительное искусство помогает ребенку стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет проявить творческие способности. Открыть многочисленные двери в коридоре и показать, что там, за ними бесконечные возможности! Необходимо, чтобы ребенок не думал, что жизнь – это скучнейший длинный серый коридор.
Как педагог, вижу задачи – постепенно, бережно, шаг за шагом сохранить и развить, высвободить драгоценную способность воспринимать мир во всем сенсорном богатстве: цветов, запахов, форм, вкусов, фактур, сред. А детский взгляд видит больше, понимает сложнее. Он активно наблюдает и изучает этот таинственный мир. Он в нем впервые!
Актуальность моей концепции «Искусство – территория свободы», ставшей основой образовательной программы «Пансион – территория свободы» состоит в том, что воспитанницы получают ощущение свободы, приводят в порядок свои чувства и мысли, чувствуют радость бытия на занятиях изобразительного искусства. Своими задачами я считаю: сделать занятия интересными, комфортными, ориентированными на воспитание свободной личности.
Процесс обучения своих воспитанниц строю на трех основных китах:
- общение с педагогом;
- общение воспитанниц между собой;
- знакомство с шедеврами мирового искусства.
В соответствии с поставленными целями и задачами приоритетными направлениями выделяю:
- обучение живописи;
- создание программного и методического обеспечения;
- самообразование.
Процесс обучения, согласно моей образовательной концепции, - это обогащение множественного опыта в непрерывной художественной деятельности. Использование современных технологий, приемов и методов обучения, а также форм взаимодействия между воспитанницами и педагогом повышает познавательную активность и мотивацию воспитанниц.
Мироощущение юных художников Пансиона, мировосприятие семьи, материнства, детства отражается в многочисленных композициях: «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Портрет папы», «Автопортрет». Тема семьи в детском рисование уже не одно поколение занимает одно из важных мест. И каждый новый рисунок удивителен в своих деталях, настолько точен и внимателен взор ребенка. Калейдоскоп рисунков помогает нам, взрослым, по-новому взглянуть на наших близких и родных, задуматься о ценности семейного счастья.
Использованы материалы и работы:
1) А.С. Макаренко. Книга для родителей.
2) XVIII век Жан Жак Руссо. Педагогический трактат «Эмиль, или о воспитании».
3) Статья: «Общие основы взаимодействия семьи и школы» Управления образования г. Казани http://www.kazanmc.ru/publish/1-1.php .
4) Статья: «Гендерные особенности изобразительной деятельности дошкольников» http://www.maaam.ru .
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт