Просмотр содержимого документа
«Семейные ценности»
МБОУ «Конарская средняя общеобразовательная школа»
Программа на тему:
«Формирование ценностного отношения к семье у детей младшего школьного возраста».
Выполнила: Иванова Светлана
Михайловна
учитель начальных классов МБОУ "Конарская СОШ"
Цивильского района
Чувашской Республики
Конары 2019
Программа
Данная программа разработана для детей младшего школьного возраста.
Формирование ценностного отношения к семье.
Основание для разработки программы.
Личность,семья, школа, общество – взаимодействие ради будущего. Это направление продолжено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических и социальных проблем. От решения данной проблемы зависит не только благополучие их будущих семей, общества в целом и будущее Российской Федерации.
Пояснительная записка.
Актуальность программы
Семья - великая общественная ценность в настоящее время . В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье ребенок постигает все многообразие человеческих отношений, здесь он развивается физически, морально, умственно, эстетически, нравственно и духовно. Семья является для ребенка, местом, где он получает первый опыт взаимодействия с окружающими людьми. Общаясь с родными , он подражает им. Ребенок преемствует их манеры, действия, поступки, Внимательно наблюдает за взаимоотношениями между членами семьи, поэтому это оказывает сильное воздействие на представление ребенка о характере взаимоотношений в семье.
В каждой семье сложились свои традиции, индивидуальный стиль жизни. К сожалению, не каждую семью можно назвать благополучной, которая дает ребенку правильное представление о ее функции и место в обществе. В современных условиях семья испытывает определенные трудности. Основными причинами являются: рост количества разводов, рождение детей вне брака, что увеличивает количество неполных семей, в которых мы видим однобокое воспитание, не хватает полноценного общения с одним из родителей , а также впоследствии наблюдается отсутствие опыта создания полной семьи у будущих родителей .
К сожалению, в современном мире утрачена престижность материнства, разрушается традиционная структура семьи.
Главную роль в корректировке семейного воспитания также играет школьное образование.
Учитывая и понимая актуальность вышеназванной проблемы по воспитанию семейных ценностей у детей я разработала данную программу на тему «Формирование ценностного отношения к семье».
Цель программы: формирование у учащихся представлений о семье, о правах и обязанностях семьянина, семейных ценностях и традициях.
Задачи программы:
- формирование у детей отношения к семье, как основе российского общества,
- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
- расширять знания о родственных связях, родословной, традициях;
- формировать уважительное отношение к родителям, осознанного отношения к старшим и младшим;
- познакомить со способами выражения любви, заботы, уважения и благодарности, взаимопомощи;
Программа включает три раздела в работе по воспитанию семейных ценностей:
1 раздел. Организация содержательного сотрудничества школы и семьи.
Развитию интереса к своей семье, воспитанию любви и внимательного отношения к членам семьи способствовали такие формы работы:
1. Дидактическая игра «Кто для кого?» (закрепить представления о родственных отношений в семье);
2. Беседа на тему «Моя семья»;
3. Дидактическая игра «Генеалогическое древо» (закрепить представления о своей родословной);
4. Беседа на тему «Отдыхаем всей семьей»;
5. Встреча с близкими людьми «Наша бабушка» (воспитывать уважение к старшим членам семьи, желание заботиться о близких);
6. Дидактическая ига «Найди сходства и различия» (нахождение сходства и различия со своими близкими);
7. Беседа на тему «Семейные фотографии» (воспитывать взаимоуважение близких людей);
8.Создание фотоальбома «Мои братья и сестры» (расширять представления о членах семьи – братьях и сестрах);
9. Беседа на тему «Профессия моих родителей» (формировать у детей представления о профессиях родителей, их значимости);
10. Беседа на тему «Младшие члены семьи» (воспитывать желание заботиться о младших);
11. Беседа на тему «Хозяйство семьи» (познакомить с этим понятием, обсудить обязанности членов семьи);
12. Создание генеалогического древа:
корни дерева – бабушки, дедушки со стороны мамы и папы;
толстые ветки дерева – мама и папа над их родителями;
тонкие ветки – дети.
Ценность: дети приходят к пониманию связи между членами семьи: действенное проявление любви, заботы, внимания, взаимопомощи.
Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада и семьи.
13. Проекты : "Моя семья".
14. Просмотр видеофильмов о семье, мультфильмов "Барбоскины"( О дружной собачьей семье").
2 раздел. Создание музея семьи в классе.
1. Создание «семейного альбома» - своеобразный рассказ детей о самом главном: о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках.
2. Выставка рисунков: «Семейный портрет», «Автопортрет», «Портрет мамы и папы».
3. Создание семейного герба.
Педагог рассказывает историю появления в России первых гербов, как отличительных знаков рыцарей, знакомит с наукой, которая раскрывает значение гербов – геральдикой.
4. Ромашка имен – «Как меня называют дома».
5. Конкурс собирателей игр. (Предложить родителям записать игры, в которые они играют дома с детьми).
6. Фотовыставка на тему «Родители в детстве».
7. Видеоматериалы на тему «Как я провела выходные со своими родителями».
3 раздел.Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, к формированию семейных ценностей и на их основе образованию традиций и обычаев.
Для формирования более тесного контакта детей с родителями, развития взаимопонимания способствовали такие формы работы:
1. Беседы и консультации с родителями по проблемам семейного воспитания.
2. Семейные праздники «День матери», «День семьи», «Прощание с начальной школой"», «Папа, мама и я - спортивная семья», «Папа, мама и я - музыкальная семья», «Папа, мама и я - интеллектуальная семья», «Папа, мама и я – дружная семья».
3. Показ презентаций:
«Роль отца в воспитании ребёнка»;
«Семейное чтение в нашей семье»;
«Старшее поколение в моей семье».
Творческие работы учащихся вместе с родителями на тему «Поможем птицам» (изготовление кормушек и скворечников для птиц); «Осенние поделки из овощей», «Мастерская Деда Мороза», «Открытка для пап и дедушек», «Цветок своими руками».
Конкурсы, совместные экскурсии на природу, семейные эстафеты на лыжах, на велосипедах.
Проектная деятельность, исследовательская работа учащихся вместе с родителями на тему «История моей фамилии», «История моей деревни».
Дискуссии и тренинги, круглый стол для родителей по вопросам укрепления семейных ценностей.
План реализации программы предусматривает три этапа работы:
1. Подготовительно-диагностический.
Определение ресурсов, информационная работа, поиск литературы, ознакомление, составление банка информации, исследование проблем ученика, семьи, ресурсов, состояние проблемы в классе на данный момент.
2. Деятельностный.
Создание системы массовых мероприятий с учащимися и родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
3. Аналитико-прогностический.
Успешное освоение учеников данной программы. Активное участие родителей в жизни класса и школы.