kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семейное воспитание детей с нарушением речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматриваются модели поведения родителей с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семейное воспитание детей с нарушением речи»

Работа с родителями.

  • Работа в присутствии родителя с ребенком

  • Работа с родителями

В России с родителями работают психотерапевты, т.е. врачи. Также появились психологи в ДОУ.

1 блок – психотерапевт – врач – клиническая помощи родителям.

2 блок – психологи работают по типу:

А) трансакциональное направление (В.А. Петровский «Личностно-развивающее взаимодействие» материал для воспитателей).

Б) теория привязанностей (работает Санкт- Петербург).

В) педагогический блок (дефектологи, логопеды, воспитатели).

Работа с родителями как часть коррекционной работы. Родителям нужно продемонстрировать игровое взаимодействие с детьми.

Первичное психолого-педагогическое обследование ребенка проводят: дефектолог, врач-психотерапевт, логопед и психолог.

Специалистов интересует реакция родителя на действия ребенка:

  • Родитель сидит молча;

  • Родитель обращается к ребенку («ты же дома так делаешь» и т.п.);

  • Родитель обращается к специалистам («дома всё делает» и т.п.).

Специалистов интересует, с каким вопросом родитель и ребенок пришли на консультацию. Родитель может ответить:

  • Нужен документ с диагнозом

  • Хотим знать, отстаёт ли в развитии?

  • Что необходимо делать, чем помочь ребенку?

  • Столько лечили, а результата нет (родители в состоянии шока).

Этапы реагирования родителей.

  • В шоковом состоянии – это самые «тяжёлые» родители, они только недоумевают (от 5 минут до 1 месяца). От психолога или дефектолога ничего не требуют, т.е. инициативу не проявляет, не готов услышать.

  • Реактивное состояние – родители примирились с диагнозом. Жалуются на своего ребенка. Родителям надо говорить о положительных сторонах развития ребенка (например, посмотрите, какой дом построил ребенок).

  • Этап планирования – родители начинают думать, что делать. Спрашивают у специалистов, чем могут помочь.

Далее специалисты просят родителя поиграть с ребёнком 5-7 минут (выяснить, как ведёт себя родитель). Для родителя – как ребёнок играет с ним. Специалисты смотрят на ребенка, чтобы родитель не смущался. Основывается на теории Д. Эльконина и М. Лисиной.



Схема наблюдения за свободной игрой родителя с ребёнком раннего возраста.

  1. Наличие контакта ребенка с родителем и характер взаимосвязи в ходе игровой деятельности (как мать и ребенок взаимодействуют друг с другом).

  • Изолированность

  • Предполагаемая взаимосвязанность – родитель пытается организовать деятельность ребенка, а ребенок в качестве зрителя.

  • Речевая взаимосвязанность – родитель обращается с помощью речи («Возьми машинку, положи туда»), к ребенку не подходит, ребёнок не подходит к родителю.

  • По типу молчаливого соприсутствия – игра есть, но активного взаимодействия нет.

  • По типу влияния и взаимовлияния – родитель и ребенок играют, но взрослый директивно управляет, а ребенок кричит «не буду». Родитель говорит, что тогда играть не будем, на это ребенок топает ногами.

  • Активная взаимосвязанность – норма.



  1. Соответствие выбора игрушки или игры уровню развития ребёнка (Подвести к шкафу с разными игрушками от погремушек до книг) – выявить знает ли мать актуальный уровень развития ребёнка.

  2. Форма предполагаемого общения и её соответствие уровню психомоторного развития ребёнка. (М.И. Лисина «Проблемы онтогенеза общения»)



  • Эмоционально личностное общение – в норме ребенок до 6 месяцев;

  • Ситуативно-деловое общение – в норме от 6 месяцев до 2,5-3 лет;

  • Внеситуативно-познавательное общение – в норме от 3х до 5 лет.



  1. Эмоциональная насыщенность общения

  • Эмоциональное общение – в норме;

  • Неэмоциональное общение – проблемные дети.



  1. Умение создавать ситуацию сотрудничества в совместной деятельности.

  • Умение. С помощью действий :

- совместная деятельность (берёт руку ребенка в свою руку);

- частично совместная деятельность (родитель начинает, ребенок продолжает или наоборот);

- раздельная деятельность (у родителя своя игрушка, у ребёнка своя).



  • Неумение.



  1. Средства общения, используемые ребёнком и родителем:

  • Экспрессивно-мимические – мимика, восклицания, эмоции;

  • Деловые – жесты и позы;

  • Речевые.



  1. Наличие потребности в общении : - у ребёнка со взрослым;

- у взрослого с ребёнком.

  • Внимание, интерес к партнёру;

  • Эмоциональное проявление к партнёру;

  • Деловые проявления к партнёру (через использование предметной деятельности);

  • Чувствительность к отношению партнёра (на сколько родитель чувствует и подхватывает ребёнка).



  1. Учёт интересов ребёнка и умение их исполнять в решении своих задач.

  • Родитель идёт за игрой ребёнка: поиграл и бросил, взял другое и бросил;

  • Родитель полностью не учитывает интерес ребёнка, не предлагает поиграть в какую-либо игру;

  • Родитель учитывает интересы ребёнка и ведёт за собой, т.е. предлагает познавательную задачу.



  1. Стиль общения:

  • Директивный стиль;

  • Отстранённый стиль;

  • Гиперопекающий стиль;

  • Тесный контакт;

  • и др.

  1. Модель организации предметно-игровой деятельности.

После того как родитель поиграет с ребёнком, дальше специалист играет с ребёнком на ковре, родитель заполняет анкету.

Анкета.

  1. ФИО родителей_____________________________________________

  2. Имя, возраст ребёнка________________________________________

  3. Адрес_____________________________________________________________________________________________________________________

  4. Телефон____________________________________________________

  5. Образование родителей______________________________________

  6. Какие особенности развития Вашего ребенка вызвали беспокойство и заставили искать помощь? Как давно вы это заметили?________________________________________________________________________________________________________________

  7. Какова Ваша позиция по отношению к своему ребёнку:

  • Мой ребёнок болен и нуждается в постоянной опеке;

  • Мой ребёнок имеет свои особенности развития;

  • Мой ребёнок такой же здоровый, как и все;

  • Мой ребёнок здоровый, но имеет свои особенности развития.

  1. Существует ли в Вашей семье разногласия по воспитанию и взглядам на дальнейшую жизнь Вашего ребенка? (Если возможно, опишите по какому поводу) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Каковы Ваши отношения с супругом (супругой)?

- конкурентность - равенство

- сотрудничество - соперничество

  1. С какими трудностями Вы сталкивались или (и) сталкиваетесь в настоящее время __________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Каково отношение окружающих (сострадание, сочувствие, отречение, ненависть, безразличие или др. вариант)

- к Вам__________________________________________________________

- к ребёнку ___________________________________________________

  1. Какого направления в воспитании Вы придерживаетесь?

- опека - отвержение - безразличие

- требовательность - любовь - др. вариант _________________

  1. Как вы оцениваете в баллах свои воспитательные способности?

10 – наивысший

0-низший _______________________________________

  1. Хватает ли Вам знаний по физиологии, психологии, педагогике? (Если нет, то как вы их пополняете?) __________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Пользуетесь ли Вы литературой? (Если да, то какой?)

  • по медицине

  • по психологии

  • по педагогике

  • по др. направлениям (укажите какой)

  1. Замечаете ли вы то новое, что появляется в развитии Вашего ребенка?

(Опишите, что Вы заметили нового в его развитии в последнее время) ___________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Общается ли Ваш ребёнок с другими детьми? Если «да», то с детьми какого возраста он предпочитает это делать? __________________________________________________________________________________________________________________________

  2. С кем из взрослых чаще всего общается Ваш ребёнок? _____________________________________________________________

  3. С кем ему нравится больше всего общаться? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________

  4. С какой целью вступает в контакт Ваш ребёнок?:

  • Удовлетворить потребность в еде, тепле

  • Удовлетворить потребность в совместной деятельность с взрослым

  • Удовлетворить потребность в совместной деятельность с детьми

  • Удовлетворить потребность в познавании окружающего мира

  1. Что больше всего беспокоит Вас в развитии Вашего ребёнка? __________________________________________________________________________________________________________________________

Адекватная позиция – принимает и дефект ребёнка и самого ребёнка.

Неадекватная – непринятие ребёнка, или его дефекта.

  1. Ребенка принимают, но позиция, как жертва обстоятельств (гиперопека);

  2. Принимает нарушение, но не принимает ребёнка (неухоженность, отчужденность);

  3. Непринятие нарушение, но принимает ребёнка (такой как все);

  4. Ни ребёнка, ни нарушение не принимает (отказ от ребёнка).
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семейное воспитание детей с нарушением речи

Автор: Васильева Ольга Анатольевна

Дата: 28.06.2018

Номер свидетельства: 474548

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Родительское собрание. Университет семейного воспитания для родителей на тему:  «Древо моей семьи » "
    ["seo_title"] => string(109) "roditiel-skoie-sobraniie-univiersitiet-siemieinogho-vospitaniia-dlia-roditieliei-na-tiemu-drievo-moiei-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "124259"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414669070"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Родительское собрание Университет семейного воспитания для родителей на тему:  «Древо моей семьи » "
    ["seo_title"] => string(111) "roditiel-skoie-sobraniie-univiersitiet-siemieinogho-vospitaniia-dlia-roditieliei-na-tiemu-drievo-moiei-siem-i-1"
    ["file_id"] => string(6) "124269"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414670544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Воспитание детей в семье"
    ["seo_title"] => string(31) "vospitaniie-dietiei-v-siem-ie-1"
    ["file_id"] => string(6) "296360"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455983402"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Волшебная сила сказки или Сказкотерапия как средство развития связной речи, творческих способностей и эмоционального мира детей с речевыми патологиями"
    ["seo_title"] => string(172) "volshiebnaia-sila-skazki-ili-skazkotierapiia-kak-sriedstvo-razvitiia-sviaznoi-riechi-tvorchieskikh-sposobnostiei-i-emotsional-nogho-mira-dietiei-s-riechievymi-patologhiiami"
    ["file_id"] => string(6) "307003"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458232233"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ: " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-innovatsionnyie-formy-raboty-s-roditieliami-po-razvitiiu-riechi-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "246110"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446296465"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства