Просмотр содержимого документа
«Семейное воспитание детей с нарушением речи»
Работа с родителями.
Работа в присутствии родителя с ребенком
Работа с родителями
В России с родителями работают психотерапевты, т.е. врачи. Также появились психологи в ДОУ.
1 блок – психотерапевт – врач – клиническая помощи родителям.
2 блок – психологи работают по типу:
А) трансакциональное направление (В.А. Петровский «Личностно-развивающее взаимодействие» материал для воспитателей).
Б) теория привязанностей (работает Санкт- Петербург).
В) педагогический блок (дефектологи, логопеды, воспитатели).
Работа с родителями как часть коррекционной работы. Родителям нужно продемонстрировать игровое взаимодействие с детьми.
Первичное психолого-педагогическое обследование ребенка проводят: дефектолог, врач-психотерапевт, логопед и психолог.
Специалистов интересует реакция родителя на действия ребенка:
Родитель сидит молча;
Родитель обращается к ребенку («ты же дома так делаешь» и т.п.);
Родитель обращается к специалистам («дома всё делает» и т.п.).
Специалистов интересует, с каким вопросом родитель и ребенок пришли на консультацию. Родитель может ответить:
Нужен документ с диагнозом
Хотим знать, отстаёт ли в развитии?
Что необходимо делать, чем помочь ребенку?
Столько лечили, а результата нет (родители в состоянии шока).
Этапы реагирования родителей.
В шоковом состоянии – это самые «тяжёлые» родители, они только недоумевают (от 5 минут до 1 месяца). От психолога или дефектолога ничего не требуют, т.е. инициативу не проявляет, не готов услышать.
Реактивное состояние – родители примирились с диагнозом. Жалуются на своего ребенка. Родителям надо говорить о положительных сторонах развития ребенка (например, посмотрите, какой дом построил ребенок).
Этап планирования – родители начинают думать, что делать. Спрашивают у специалистов, чем могут помочь.
Далее специалисты просят родителя поиграть с ребёнком 5-7 минут (выяснить, как ведёт себя родитель). Для родителя – как ребёнок играет с ним. Специалисты смотрят на ребенка, чтобы родитель не смущался. Основывается на теории Д. Эльконина и М. Лисиной.
Схема наблюдения за свободной игрой родителя с ребёнком раннего возраста.
Наличие контакта ребенка с родителем и характер взаимосвязи в ходе игровой деятельности (как мать и ребенок взаимодействуют друг с другом).
Изолированность
Предполагаемая взаимосвязанность – родитель пытается организовать деятельность ребенка, а ребенок в качестве зрителя.
Речевая взаимосвязанность – родитель обращается с помощью речи («Возьми машинку, положи туда»), к ребенку не подходит, ребёнок не подходит к родителю.
По типу молчаливого соприсутствия – игра есть, но активного взаимодействия нет.
По типу влияния и взаимовлияния – родитель и ребенок играют, но взрослый директивно управляет, а ребенок кричит «не буду». Родитель говорит, что тогда играть не будем, на это ребенок топает ногами.
Активная взаимосвязанность – норма.
Соответствие выбора игрушки или игры уровню развития ребёнка (Подвести к шкафу с разными игрушками от погремушек до книг) – выявить знает ли мать актуальный уровень развития ребёнка.
Форма предполагаемого общения и её соответствие уровню психомоторного развития ребёнка. (М.И. Лисина «Проблемы онтогенеза общения»)
Эмоционально личностное общение – в норме ребенок до 6 месяцев;
Ситуативно-деловое общение – в норме от 6 месяцев до 2,5-3 лет;
Внеситуативно-познавательное общение – в норме от 3х до 5 лет.
Эмоциональная насыщенность общения
Эмоциональное общение – в норме;
Неэмоциональное общение – проблемные дети.
Умение создавать ситуацию сотрудничества в совместной деятельности.
Умение. С помощью действий :
- совместная деятельность (берёт руку ребенка в свою руку);
- частично совместная деятельность (родитель начинает, ребенок продолжает или наоборот);
- раздельная деятельность (у родителя своя игрушка, у ребёнка своя).
Неумение.
Средства общения, используемые ребёнком и родителем:
Образование родителей______________________________________
Какие особенности развития Вашего ребенка вызвали беспокойство и заставили искать помощь? Как давно вы это заметили?________________________________________________________________________________________________________________
Какова Ваша позиция по отношению к своему ребёнку:
Мой ребёнок болен и нуждается в постоянной опеке;
Мой ребёнок имеет свои особенности развития;
Мой ребёнок такой же здоровый, как и все;
Мой ребёнок здоровый, но имеет свои особенности развития.
Существует ли в Вашей семье разногласия по воспитанию и взглядам на дальнейшую жизнь Вашего ребенка? (Если возможно, опишите по какому поводу) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы Ваши отношения с супругом (супругой)?
- конкурентность - равенство
- сотрудничество - соперничество
С какими трудностями Вы сталкивались или (и) сталкиваетесь в настоящее время __________________________________________________________________________________________________________________________
Каково отношение окружающих (сострадание, сочувствие, отречение, ненависть, безразличие или др. вариант)
- к Вам__________________________________________________________
- к ребёнку ___________________________________________________
Какого направления в воспитании Вы придерживаетесь?
- опека - отвержение - безразличие
- требовательность - любовь - др. вариант _________________
Как вы оцениваете в баллах свои воспитательные способности?
10 – наивысший
0-низший _______________________________________
Хватает ли Вам знаний по физиологии, психологии, педагогике? (Если нет, то как вы их пополняете?) __________________________________________________________________________________________________________________________
Пользуетесь ли Вы литературой? (Если да, то какой?)
по медицине
по психологии
по педагогике
по др. направлениям (укажите какой)
Замечаете ли вы то новое, что появляется в развитии Вашего ребенка?
(Опишите, что Вы заметили нового в его развитии в последнее время) ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Общается ли Ваш ребёнок с другими детьми? Если «да», то с детьми какого возраста он предпочитает это делать? __________________________________________________________________________________________________________________________
С кем из взрослых чаще всего общается Ваш ребёнок? _____________________________________________________________
С кем ему нравится больше всего общаться? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________
С какой целью вступает в контакт Ваш ребёнок?:
Удовлетворить потребность в еде, тепле
Удовлетворить потребность в совместной деятельность с взрослым
Удовлетворить потребность в совместной деятельность с детьми
Удовлетворить потребность в познавании окружающего мира
Что больше всего беспокоит Вас в развитии Вашего ребёнка? __________________________________________________________________________________________________________________________
Адекватная позиция – принимает и дефект ребёнка и самого ребёнка.
Неадекватная – непринятие ребёнка, или его дефекта.
Ребенка принимают, но позиция, как жертва обстоятельств (гиперопека);
Принимает нарушение, но не принимает ребёнка (неухоженность, отчужденность);
Непринятие нарушение, но принимает ребёнка (такой как все);
Ни ребёнка, ни нарушение не принимает (отказ от ребёнка).