Перед школой и семьей стоит ответственная задача – воспитать детей всестороннее развитым, сознательным, активным и культурными членами общества. Школе принадлежит в решении этой задачи главная и руководящая роль. Но без участия семьи, без самой тесной связи с родителями школа не может ее решить. Первыми воспитателями детей являются родители. Их воздействие на личность ребенка огромно. Самые ранние впечатления ребенка связаны с матерью и отцом. Они влияют на детей своим поведением, словом, взаимоотношениями, всем образом жизни.
Личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависят от того, насколько хорошо будут воспитаны дети. А.С. Макаренко говорил родителям: «Правильное воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Вырастить и воспитать ребенка - дело нелегкое. Оно требует от родителей любви к детям, больших усилий, выдержки, терпения, воли, знаний.
Работа школы по воспитанию у детей навыков и привычек культурного поведения может быть успешной только в том случае, если в ней будут принимать участие родители, если учитель и родители найдут общий язык, будут осуществлять единство требований к культурному поведению школьников. Как бы хорошо ни работала школа, но если ее требования не будут поддерживаться дома, в семье, процесс воспитания чрезвычайно осложнится и далеко не всегда даст положительные результаты.
Для того чтобы действовать в одном направлении со школой, родители должны сами знать правила культурного поведения и те требования, которые предъявляются детям. Может оказаться, что родители не знают правил, а некоторые известные правила не выполняются ими повседневно. В этом случае учитель должен в тактичной форме разъяснить им сущность того или иного правила и формы его выполнения в различных ситуациях. Учитель подробно рассказывает родителям о содержании требований, которые школа предъявляет к внешнему виду детей, к их поведению в школе, к взаимоотношениям со старшими и сверстниками, с учителями и другими работниками школы.
Выше было сказано, что воспитание привычек культурного поведения – длительный процесс, требующий постоянных упражнений в правильном поведении в различной обстановке. Эти упражнения не могут быть организованы только школой, они должны быть продолжены и в семье. В первую очередь в семье надо приучать ребенка к чистоте и соблюдению порядка. Для этого родители должны научить детей самостоятельно следить за своим внешним видом, быть опрятными, чистыми, регулярно чистить зубы, выполнять санитарно-гигиенические требования.
Дома дети постоянно упражняются в соблюдении общих правил вежливости, точности, предупредительности, внимательности. Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает общая организация жизни семьи, ее быт, тон и атмосфера, которые там царят, характер семейных отношений. Порядок в квартире, чистота и уют, точное соблюдение режима дня способствует воспитанию необходимых навыков и привычек к опрятности, аккуратности, точности и обязательности. И наоборот, ребенок, воспитанный в неряшливой обстановке, сам будет неряхой и перенесет свои дурные привычки в школу. И тогда перед учителем встанут задачи, связанные с перевоспитанием такого ребенка, с разрушением сложившихся дурных привычек. А перевоспитание – процесс более сложный и длительный, нежели воспитание.
Хорошо известно, что дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Значительно труднее воспитать культурные навыки у ребенка, если в его семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословят, в доме не соблюдаются чистота и порядок. Некоторые родители удивляются, откуда у ребенка появились отрицательные качества, нередко винят товарищей, окружающих людей, школу и учителей и далеки от мысли, что виноваты прежде всего они сами, их обычное поведение в семье.
Воспитание детей личным примером происходит повседневно, и именно это влияние оказывается более сильным и действенным, чем эпизодические специальные воспитательные беседы, нотации, разговоры. Недостаточно быть культурными только при посторонних. А в некоторых семьях так часто и происходит. Например, только при гостях пользуются вилкой и ножом, подают на стол салфетки, а каждый день едят, пользуясь одной ложкой, салфетки считают излишними. Только в присутствии чужих людей вежливы и приветливы, а оставаясь одни, могут быть грубыми, резкими, излишне требовательными.
Важную роль в воспитании навыков вежливого поведения имеет характер отношений между родителями. Если отец невнимателен к матери, не помогает ей в домашних делах, не умеет поблагодарить ее после обеда, то он дает плохой урок своим детям, в такой семье дети обычно вырастают невнимательными и непредупредительными. Нередко родители бывают невыдержанными. По малейшему поводу они ссорятся, кричат, возбужденно спорят, ссылаясь на особенности своего характера. Такое поведение перенимают и дети. Если отец и мать грубы, невнимательны и непочтительны к старшим в семье, то такое же отношение к своим бабушкам и дедушкам перенимают дети.
Глубоко был прав А.С.Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут ».
В воспитании культурного поведения, кроме общей работы со всеми семьями, важно осуществлять и индивидуальную работу с родителями. Важно прежде всего выяснить, почему дети не выполняют правил культурного поведения. Причины могут быть разными: сами родители не знают всех правил, связанных с взаимоотношениями людей, с формами проявления вежливости, внимательности, предупредительности; родители недостаточно требовательны к детям, не контролируют их поступки и действия, перекладывают всю заботу по воспитанию детей на школу и учителей; отсутствует необходимый порядок и правильная организация быта семьи. В зависимости от установленной причины учитель и строит индивидуальную работу с каждой семьей.
Школьники обычно живут в одном микрорайоне. Поэтому очень важно, чтобы родители постоянно контролировали не только своего ребенка, но и поведение всех детей на улице, во дворе, в магазине, на транспорте, в кино, т.е. там, где ребята данного микрорайона обычно бывают. Ни один взрослый не должен проходить мимо нарушения порядка детьми, их невоспитанности, грубости, невежливости. Только при этом можно надеяться на успех воспитания.
На одном из первых родительских собраний надо рассказать родителям о всей системе работы по воспитанию культуры поведения в начальных классах и более подробно о том классе, где учатся их дети. Особенно следует подчеркнуть значение упражнений, организации жизни детей для воспитания нравственных привычек. В течение года, один раз в четверть, для родителей целесообразно провести лекции-беседы на следующие темы (они соответствуют темам, по которым ведется работа с детьми): «О воспитании у детей опрятности и аккуратности», «О воспитании вежливости и культуры речи», «О воспитании точности и обязательствах», «О поведении детей на улице и в общественных местах».
В каждой теме учитель освещает следующие вопросы:
1. Какие правила должны усвоить дети, какая работа для этого будет проводиться с ними в школе?
2. Как в семье родители должны воспитывать у детей привычки культурного поведения, какие предъявлять требования к поведению детей, как следить и контролировать выполнение правил детьми?
3. Как родители могут помочь учителю в проведении занятий по культуре поведения?
Кроме этой общей работы с родителями, учитель привлекает их к организации занятий по культуре поведения, проводимых в школе. Учитель приглашает родителей присутствовать на беседах, мероприятиях, проводимых в классе. Важно, чтобы родители каждого ребёнка присутствовали и принимали участие нс этих мероприятиях. Они увидят, как учитель работает с учащимися, какие приёмы использует, как ведёт беседу с детьми, какие факты из жизни класса обсуждает, как их обсуждает. Родители, сравнив увиденное с тем, как они воспитывают детей в семье, могут сделать для себя выводы, может быть, что-то изменить в семье: характер требований, методы поощрения и наказания и другое, от чего зависит успешное овладение детьми привычками культуры поведения.
Некоторые занятия могут быть подготовлены и проведены с активной помощью родителей, такие, как «Правила поведения в гостях, общественных местах», «Каждой вещи своё место», «Помни о других», «Путешествие по городу вежливости» и др.
Используя в беседе различные факты поведения школьников, не всегда следует называть их имена, т.к. ярко рассказанный какой-либо случай, не называя имена с кем это произошло, ребёнок может пережить радость, огорчение или стыд положительно, нежели при прямом обращении к нему.
В конце учебного года целесообразно подводить итоги. Учитель рассказывает о том, как проводилась работа в классе, какие результаты достигнуты, как повлияло на воспитание детей то, что родители были активными участниками жизни класса. Хорошо, если родители расскажут об изменениях поведения детей, отметят, какая польза была от совместной работы учителя и семьи.
Полезно наметить план совместной работы на следующий учебный год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание детей в семье»
Мукашева Бигуль Сабитовна
учитель начальных классов
специалист высшего уровня квалификации
первой категории
КГУ «СОШ №2 им. А.Ермекова г.Каркаралинска»
Воспитание детей в семье
Перед школой и семьей стоит ответственная задача – воспитать детей всестороннее развитым, сознательным, активным и культурными членами общества. Школе принадлежит в решении этой задачи главная и руководящая роль. Но без участия семьи, без самой тесной связи с родителями школа не может ее решить. Первыми воспитателями детей являются родители. Их воздействие на личность ребенка огромно. Самые ранние впечатления ребенка связаны с матерью и отцом. Они влияют на детей своим поведением, словом, взаимоотношениями, всем образом жизни.
Личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависят от того, насколько хорошо будут воспитаны дети. А.С. Макаренко говорил родителям: «Правильное воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Вырастить и воспитать ребенка - дело нелегкое. Оно требует от родителей любви к детям, больших усилий, выдержки, терпения, воли, знаний.
Работа школы по воспитанию у детей навыков и привычек культурного поведения может быть успешной только в том случае, если в ней будут принимать участие родители, если учитель и родители найдут общий язык, будут осуществлять единство требований к культурному поведению школьников. Как бы хорошо ни работала школа, но если ее требования не будут поддерживаться дома, в семье, процесс воспитания чрезвычайно осложнится и далеко не всегда даст положительные результаты.
Для того чтобы действовать в одном направлении со школой, родители должны сами знать правила культурного поведения и те требования, которые предъявляются детям. Может оказаться, что родители не знают правил, а некоторые известные правила не выполняются ими повседневно. В этом случае учитель должен в тактичной форме разъяснить им сущность того или иного правила и формы его выполнения в различных ситуациях. Учитель подробно рассказывает родителям о содержании требований, которые школа предъявляет к внешнему виду детей, к их поведению в школе, к взаимоотношениям со старшими и сверстниками, с учителями и другими работниками школы.
Выше было сказано, что воспитание привычек культурного поведения – длительный процесс, требующий постоянных упражнений в правильном поведении в различной обстановке. Эти упражнения не могут быть организованы только школой, они должны быть продолжены и в семье. В первую очередь в семье надо приучать ребенка к чистоте и соблюдению порядка. Для этого родители должны научить детей самостоятельно следить за своим внешним видом, быть опрятными, чистыми, регулярно чистить зубы, выполнять санитарно-гигиенические требования.
Дома дети постоянно упражняются в соблюдении общих правил вежливости, точности, предупредительности, внимательности. Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает общая организация жизни семьи, ее быт, тон и атмосфера, которые там царят, характер семейных отношений. Порядок в квартире, чистота и уют, точное соблюдение режима дня способствует воспитанию необходимых навыков и привычек к опрятности, аккуратности, точности и обязательности. И наоборот, ребенок, воспитанный в неряшливой обстановке, сам будет неряхой и перенесет свои дурные привычки в школу. И тогда перед учителем встанут задачи, связанные с перевоспитанием такого ребенка, с разрушением сложившихся дурных привычек. А перевоспитание – процесс более сложный и длительный, нежели воспитание.
Хорошо известно, что дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Значительно труднее воспитать культурные навыки у ребенка, если в его семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословят, в доме не соблюдаются чистота и порядок. Некоторые родители удивляются, откуда у ребенка появились отрицательные качества, нередко винят товарищей, окружающих людей, школу и учителей и далеки от мысли, что виноваты прежде всего они сами, их обычное поведение в семье.
Воспитание детей личным примером происходит повседневно, и именно это влияние оказывается более сильным и действенным, чем эпизодические специальные воспитательные беседы, нотации, разговоры. Недостаточно быть культурными только при посторонних. А в некоторых семьях так часто и происходит. Например, только при гостях пользуются вилкой и ножом, подают на стол салфетки, а каждый день едят, пользуясь одной ложкой, салфетки считают излишними. Только в присутствии чужих людей вежливы и приветливы, а оставаясь одни, могут быть грубыми, резкими, излишне требовательными.
Важную роль в воспитании навыков вежливого поведения имеет характер отношений между родителями. Если отец невнимателен к матери, не помогает ей в домашних делах, не умеет поблагодарить ее после обеда, то он дает плохой урок своим детям, в такой семье дети обычно вырастают невнимательными и непредупредительными. Нередко родители бывают невыдержанными. По малейшему поводу они ссорятся, кричат, возбужденно спорят, ссылаясь на особенности своего характера. Такое поведение перенимают и дети. Если отец и мать грубы, невнимательны и непочтительны к старшим в семье, то такое же отношение к своим бабушкам и дедушкам перенимают дети.
Глубоко был прав А.С.Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут ».
В воспитании культурного поведения, кроме общей работы со всеми семьями, важно осуществлять и индивидуальную работу с родителями. Важно прежде всего выяснить, почему дети не выполняют правил культурного поведения. Причины могут быть разными: сами родители не знают всех правил, связанных с взаимоотношениями людей, с формами проявления вежливости, внимательности, предупредительности; родители недостаточно требовательны к детям , не контролируют их поступки и действия, перекладывают всю заботу по воспитанию детей на школу и учителей; отсутствует необходимый порядок и правильная организация быта семьи. В зависимости от установленной причины учитель и строит индивидуальную работу с каждой семьей.
Школьники обычно живут в одном микрорайоне. Поэтому очень важно, чтобы родители постоянно контролировали не только своего ребенка, но и поведение всех детей на улице, во дворе, в магазине, на транспорте, в кино, т.е. там, где ребята данного микрорайона обычно бывают. Ни один взрослый не должен проходить мимо нарушения порядка детьми, их невоспитанности, грубости, невежливости. Только при этом можно надеяться на успех воспитания.
На одном из первых родительских собраний надо рассказать родителям о всей системе работы по воспитанию культуры поведения в начальных классах и более подробно о том классе, где учатся их дети. Особенно следует подчеркнуть значение упражнений, организации жизни детей для воспитания нравственных привычек. В течение года, один раз в четверть, для родителей целесообразно провести лекции-беседы на следующие темы (они соответствуют темам, по которым ведется работа с детьми): «О воспитании у детей опрятности и аккуратности», «О воспитании вежливости и культуры речи», «О воспитании точности и обязательствах», «О поведении детей на улице и в общественных местах».
В каждой теме учитель освещает следующие вопросы:
1. Какие правила должны усвоить дети, какая работа для этого будет проводиться с ними в школе?
2. Как в семье родители должны воспитывать у детей привычки культурного поведения, какие предъявлять требования к поведению детей, как следить и контролировать выполнение правил детьми?
3. Как родители могут помочь учителю в проведении занятий по культуре поведения?
Кроме этой общей работы с родителями, учитель привлекает их к организации занятий по культуре поведения, проводимых в школе. Учитель приглашает родителей присутствовать на беседах, мероприятиях, проводимых в классе. Важно, чтобы родители каждого ребёнка присутствовали и принимали участие нс этих мероприятиях. Они увидят, как учитель работает с учащимися, какие приёмы использует, как ведёт беседу с детьми, какие факты из жизни класса обсуждает, как их обсуждает. Родители, сравнив увиденное с тем, как они воспитывают детей в семье, могут сделать для себя выводы, может быть, что-то изменить в семье: характер требований, методы поощрения и наказания и другое, от чего зависит успешное овладение детьми привычками культуры поведения.
Некоторые занятия могут быть подготовлены и проведены с активной помощью родителей, такие, как «Правила поведения в гостях, общественных местах», «Каждой вещи своё место», «Помни о других», «Путешествие по городу вежливости» и др.
Используя в беседе различные факты поведения школьников, не всегда следует называть их имена, т.к. ярко рассказанный какой-либо случай, не называя имена с кем это произошло, ребёнок может пережить радость, огорчение или стыд положительно, нежели при прямом обращении к нему.
В конце учебного года целесообразно подводить итоги. Учитель рассказывает о том, как проводилась работа в классе, какие результаты достигнуты, как повлияло на воспитание детей то, что родители были активными участниками жизни класса. Хорошо, если родители расскажут об изменениях поведения детей, отметят, какая польза была от совместной работы учителя и семьи.
Полезно наметить план совместной работы на следующий учебный год.