Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками.
Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками.
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, кото –
рая является средством закрепления орфограммы и предупреждения ошибок. Системати –
ческая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамот –
но. Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащих- ся над ошибками. Проводя работу над орфографическими ошибками, учитель воспроизво- дит знания детей по отдельным правилам орфографии, дает образцы объяснения ошибок, закрепляет навыки правописания, готовит учащихся к самостоятельной работе над ошиб- ками, указывает, в чем заключается ошибка ученика, как надо ее исправить и почему именно таким образом.
Приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть разнообразны:
Самостоятельное объяснение правописания слов с ошибками.
Подбор проверочных слов к данным словам.
Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.
Взаимопроверка работ.
Подбор аналогичных примеров.
Подбор примеров, противоположных по написанию.
Письменный разбор слов по составу.
Выписывание слов и словосочетаний из текстов с определенной орфограммой и
составление с ними предложений или связных рассказов. При этом не следует забывать,
что работа над ошибками должна быть обучающей.
Эти приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками активизируют мысли – тельную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изу- ченные правила.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками. »
Самостоятельная работа учащихся над
орфографическими ошибками.
Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, кото –
рая является средством закрепления орфограммы и предупреждения ошибок. Системати –
ческая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамот –
но. Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащих- ся над ошибками. Проводя работу над орфографическими ошибками, учитель воспроизво- дит знания детей по отдельным правилам орфографии, дает образцы объяснения ошибок, закрепляет навыки правописания, готовит учащихся к самостоятельной работе над ошиб- ками, указывает, в чем заключается ошибка ученика, как надо ее исправить и почему именно таким образом.
Приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть разнообразны:
Самостоятельное объяснение правописания слов с ошибками.
Подбор проверочных слов к данным словам.
Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.
Взаимопроверка работ.
Подбор аналогичных примеров.
Подбор примеров, противоположных по написанию.
Письменный разбор слов по составу.
Выписывание слов и словосочетаний из текстов с определенной орфограммой и
составление с ними предложений или связных рассказов. При этом не следует забывать,
что работа над ошибками должна быть обучающей.
Эти приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками активизируют мысли – тельную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изу- ченные правила.
Работа над ошибками должна проводиться в определенной системе и начинаться с ана – лиза тех орфограмм, которые являются основными в данной письменной работе.
Основным содержанием урока работы над ошибками должно быть:
Ознакомление учащихся с результатами письменной работы.
Чтобы не притуплялось орфографическое внимание учащихся, необходимо применять такие формы работы над ошибками, которые заставляли бы детей активно мыслить, твор- чески работать.
Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно позна – комить их с “Памяткой самостоятельной работы над ошибками”. В ней даются указания о том, какие операции и в какой последовательности производятся для объяснения орфо – граммы. Особенно важно придерживаться последовательности работы на первых порах: она побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво.
Полезной формой работы над ошибками является ведение детьми индивидуальных сло- вариков “Мои ошибки” или “конвертов” со словами, где были допущены ошибки.
Фронтальная работа над ошибками, типичными для всего класса, необходима для усво- ения правил и их закрепления. Но для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеют самостоятельные упражнения, когда каждый ученик получает возможность работать над своими ошибками. По мере овладения умением самостоятельно выполнять задания организуется самостоятельная работа по карточкам. Имея в руках зада- ние, которое ученик должен выполнить сам, он начинает по – настоящему учиться, заду- мываться над написанием слов.
Для организации самостоятельной работы над ошибками необходимо использовать па- мятку, которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец как правильно исправить ее. Памятка заполняется по мере изучения правил.
Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:
Самостоятельное отыскивание и исправление ошибок.
Самостоятельное исправление ошибок, отмеченных учителем на полях.
Самостоятельное выписывание слов, в которых допущены ошибки.
Составление предложений со словами, в которых были допущены ошибки.
Работа с орфографическим словарем.
Выполнение дополнительных тренировочных упражнений на те правила, на кото-
рые допущены ошибки.
Как работать над ошибками.(памятка)
Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово пра-
вильно и подели его на слоги. Подчеркни эту букву, обозначь ударение.
Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова нахо-
дится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как пишется приставка, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обоз - начь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов и выдели в них корень.
5. Если ошибка в суффиксе, то действуй, как в № 3 памятки.
6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.
7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу узнай род и падеж прила- гательного, вспомни окончание. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь с ним предложение.