Работа над орфографическими ошибками учащихся национальной школы
Работа над орфографическими ошибками учащихся национальной школы
В результате анализа письменных работ учащихся разных классов национальной школы (а именно, c нерусским языком обучения) выясняются типичные для школьников ошибки.
Многие учителя русских школ при исправлении только подчеркивают или ставят на полях знак, указывающий, что в данной строчке есть ошибка. К сожалению, этот прием, дающий учащемуся возможность самостоятельно исправлять ошибки и думать над ними, нецелесообразно использовать в 4-8 классах в школах с нерусским языком обучения, ибо учащиеся этих школ плохо знают язык и не имеют языкового чутья.
Предлагаю удобную форму учета ошибок. В специальной тетради на первой странице мы пишем фамилии учащихся класса по алфавиту, а порядковый номер каждого ученика – на его тетради. На второй странице указываем дату и вид работы. Выписываем столбиком слова, в которых дети допустили ошибки. Рядом с каждым словом во второй графе проставляются номера тех учащихся, которые допустили в этом слове ошибки. В третьей графе подсчитываем количество сделавших ошибки в данном слове. Количество ошибок в третьей графе позволяет нам определить, какие из них являются типичными для учащихся данного класса.
В результате проведенной работы приходим к выводу, что типичными ошибками для учащихся нерусских школ являются следующие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над орфографическими ошибками учащихся национальной школы »
Работа над орфографическими ошибками учащихся национальной школы
В результате анализа письменных работ учащихся разных классов национальной школы (а именно, c нерусским языком обучения) выясняются типичные для школьников ошибки.
Многие учителя русских школ при исправлении только подчеркивают или ставят на полях знак, указывающий, что в данной строчке есть ошибка. К сожалению, этот прием, дающий учащемуся возможность самостоятельно исправлять ошибки и думать над ними, нецелесообразно использовать в 4-8 классах в школах с нерусским языком обучения, ибо учащиеся этих школ плохо знают язык и не имеют языкового чутья.
Предлагаю удобную форму учета ошибок. В специальной тетради на первой странице мы пишем фамилии учащихся класса по алфавиту, а порядковый номер каждого ученика – на его тетради. На второй странице указываем дату и вид работы. Выписываем столбиком слова, в которых дети допустили ошибки. Рядом с каждым словом во второй графе проставляются номера тех учащихся, которые допустили в этом слове ошибки. В третьей графе подсчитываем количество сделавших ошибки в данном слове. Количество ошибок в третьей графе позволяет нам определить, какие из них являются типичными для учащихся данного класса.
В результате проведенной работы приходим к выводу, что типичными ошибками для учащихся нерусских школ являются следующие.
1. Ошибки из-за смешения твердых и мягких согласных:
а) неправильное употребление букв и, ы в окончаниях существительных: « коны», «тетрады»; в корне слова: « бил дома», « был рукой», « грыбок», « крык», « сыла» ; в окончаниях прилагательных : « летный», « целий», « добрий» ;
После исправления ошибок в словах и повторения соответствующих правил ученики с этими словами составляют словосочетания и предложения.
Учащиеся национальных школ с трудом усваивают обозначение твердости и мягкости согласных в корне. Много времени приходится уделять тренировке в восприятии слов на слух, выработке навыков правильного произношения. Мы сопоставляем слова с различными значениями, например : был – бил, выл – вил, мыл – мил, сыто – сито.
Слова в подобных парах даем с объяснением, переводом на родной язык, чтобы учащиеся поняли и запомнили смысловую разницу между ними. Затем составляем предложения.
Герой Советского Союза Талгат Бигельдинов был летчиком. Он бил фашистов с самолета.
Весной птицы вили гнезда. Голодные волки выли в лесу.
Алик мыл руки мылом. Такой чистый ребенок мил всем.
Мать просеяла муку через сито. Животное у хорошего хозяина всегда сыто.
Прилагательные с мягкой основой мы предлагаем учащимся заучивать наизусть, предварительно распределив по значениям.
Подбираем пословицы с такими прилагательными : Ласковое слово – что весенний день. Осенний день год кормит. Лишнее говорить – только себе вредить. Летний день – за зимнюю неделю. Сегодняшний гнев не храни до завтра.
Смешение на письме букв ш и щ в суффиксах причастий легко предупредить, пользуясь правилом, согласно которому суффиксы причастий настоящего времени –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- всегда пишутся с буквой щ ( читающий), а в причастиях прошедшего времени пишется ш ( читавший). Для объяснения подобных ошибок в корне слова нет правил в учебнике. Мы систематизировали примеры и показываем учащимся закономерность чередований согласных звуков:
Т – Щ
похитить – похищать – похищение
светить – освещать – освещение
возвратить – возвращать – возвращение
посетить – посещать - посещение
СК – Щ
доска – дощечка
искать – ищет
треск – трещать
СТ – Щ
пустить – пущу
блестеть – блещут
простой – проще
чистый - чище
Часто учащиеся пишут так, как они слышат, путая звонкие и глухие согласные : «дуп», « лехкий», « гипкий», « реский», « козьба».
Для усвоения приемов проверки написания глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора родственных слов предлагаем упражнения.
Вставить вместо точек пропущенные буквы.
Дру… говорит ре…ко, а вра… ласково. О брянский ду… фашист сломал зу… . Советский наро… моло…, в руках у него серп и моло… .
Подобрать проверочные слова к словам : друг, резко, враг, дуб, зуб, народ, молод.
Составить предложения со словами резко, просьба, вокзал, косьба, гибкий.
Основной причиной ошибок в словах с непроизносимыми согласными является отсутствие у учащихся необходимого лексического запаса, из которого они могли бы подобрать проверочные слова. Поэтому в процессе работы над ошибками необходимо постоянно обогащать словарный запас учеников, предлагать им самостоятельно или с помощью словаря подбирать к словам с непроизносимыми согласными как можно больше родственных слов, например : известно, известный – известие, весть; грустный – грустить, грусть; жалостный, безжалостный – жалость; местный, местность – место; корыстный, бескорыстный, бескорыстно – корысть; ненастный – ненастье; радостный, радостно, безрадостный – радость; сердце – сердечно, сердечко; поздний, поздно – опаздывать и т. д.
Затем включаем слова с непроизносимыми согласными в упражнения.
Найдите в пословицах слова с непроизносимыми согласными, подберите к ним проверочные слова.
Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою. Человек трудолюбивый – самый счастливый. Мир освещается солнцем, а человек – знанием. Лучше быть честным в бедности, чум бесчестным в богатстве.
Вместо точек вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
Умный надеется на себя, глупец – на счас…ливый случай. Правда рано или поз…но восторжествует. Народ – со..нце земли. Вора выручишь – чес…ного погубишт. Добрая совесть злому ненавис…на. Кто о коне не заботится, тот наез…ником не станет.
Составьте предложения со словами известный, грустный, ненастный, радостный, доблестный.
Если учащиеся смешивают буквы о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц , мы предлагаем следующие задания.
Поставьте ударения в существительных. Объясните правописание о и е после шипящих и ц.
Не заслонишь солнца рукавицей, не убьешь молодца небылицей. Над другим не смейся, сам посмешищем будешь. Не будь овцой, так и волк не съест.
Допишите окончания существительных.
Проголодаешься, так и ржаной хлеб калач…м покажется. Плач…м горю не
поможешь. Работа и урода и молодц..м сделает. С умелым бойц…м победа дру-
жит.
Составьте предложения со словами боец, храбрец, Маша, Сережа в творительном
падеже.
В результате целенаправленной работы над ошибками, использования различных приемов при повторении и закреплении трудных для учащихся школ с нерусским языком обучения правил правописания осуществляется принцип сознательности в обучении. Работа над ошибками органично сочетается с развитием речи и обогащением словарного запаса школьников.
Нуртазина Гузаль Идрисовна Учитель русского языка и литературы