kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над орфографическими ошибками учащихся национальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В результате анализа письменных работ учащихся разных классов  национальной школы (а именно, c нерусским языком обучения) выясняются типичные для школьников  ошибки.

     Многие учителя русских школ при исправлении только подчеркивают или ставят на полях знак, указывающий, что в данной строчке есть ошибка. К сожалению, этот прием, дающий учащемуся возможность самостоятельно исправлять ошибки и думать над ними, нецелесообразно использовать в 4-8 классах в школах с нерусским языком обучения, ибо учащиеся этих школ  плохо знают язык и не имеют языкового чутья.

     Предлагаю удобную форму учета ошибок. В специальной тетради на первой странице мы пишем фамилии учащихся класса по алфавиту, а порядковый номер каждого ученика – на его тетради. На второй странице указываем дату и вид работы. Выписываем столбиком слова, в которых дети допустили ошибки. Рядом с каждым словом во второй графе проставляются номера тех учащихся, которые допустили в этом слове ошибки. В третьей графе подсчитываем количество сделавших ошибки в данном слове. Количество ошибок в третьей графе позволяет нам определить, какие из них являются типичными для учащихся данного класса.

      В результате проведенной работы приходим к выводу, что типичными ошибками для учащихся нерусских школ являются следующие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над орфографическими ошибками учащихся национальной школы »


Работа над орфографическими ошибками учащихся национальной школы



В результате анализа письменных работ учащихся разных классов национальной школы (а именно, c нерусским языком обучения) выясняются типичные для школьников ошибки.

Многие учителя русских школ при исправлении только подчеркивают или ставят на полях знак, указывающий, что в данной строчке есть ошибка. К сожалению, этот прием, дающий учащемуся возможность самостоятельно исправлять ошибки и думать над ними, нецелесообразно использовать в 4-8 классах в школах с нерусским языком обучения, ибо учащиеся этих школ плохо знают язык и не имеют языкового чутья.

Предлагаю удобную форму учета ошибок. В специальной тетради на первой странице мы пишем фамилии учащихся класса по алфавиту, а порядковый номер каждого ученика – на его тетради. На второй странице указываем дату и вид работы. Выписываем столбиком слова, в которых дети допустили ошибки. Рядом с каждым словом во второй графе проставляются номера тех учащихся, которые допустили в этом слове ошибки. В третьей графе подсчитываем количество сделавших ошибки в данном слове. Количество ошибок в третьей графе позволяет нам определить, какие из них являются типичными для учащихся данного класса.

В результате проведенной работы приходим к выводу, что типичными ошибками для учащихся нерусских школ являются следующие.

1. Ошибки из-за смешения твердых и мягких согласных:

а) неправильное употребление букв и, ы в окончаниях существительных: « коны», «тетрады»; в корне слова: « бил дома», « был рукой», « грыбок», « крык», « сыла» ; в окончаниях прилагательных : « летный», « целий», « добрий» ;

б) неправильное употребление букв ш, щ : « трешать», « приехавщий», «изучаюший»;

в) пропуск или неправильное употребление буквы ь : « болной», « силный», « площад», « он спешить».

  1. Ошибки в обозначении звонких и глухих согласных : « лехкий», « гипкий», « зуп», « зделал», « прозьба».



  1. Ошибки в словах с безударными гласными : « галава», « лисник», « отдоленный».


  1. Пропуск непроизносимой согласной : « лесница», « позно», « счасливый».


  1. Неправильное написание предлогов и приставок : « покраям», « попуты», «попутная машина», « за городний парк», « зделал», « безценный».


  1. Ошибки в падежных окончаниях существительных : « у стени», « под крышой», «сторожом».


  1. Ошибки в правописании наречий : « слево», « запрота», « настеж».


После исправления ошибок в словах и повторения соответствующих правил ученики с этими словами составляют словосочетания и предложения.

Учащиеся национальных школ с трудом усваивают обозначение твердости и мягкости согласных в корне. Много времени приходится уделять тренировке в восприятии слов на слух, выработке навыков правильного произношения. Мы сопоставляем слова с различными значениями, например : был – бил, выл – вил, мыл – мил, сыто – сито.

Слова в подобных парах даем с объяснением, переводом на родной язык, чтобы учащиеся поняли и запомнили смысловую разницу между ними. Затем составляем предложения.


Герой Советского Союза Талгат Бигельдинов был летчиком. Он бил фашистов с самолета.


Весной птицы вили гнезда. Голодные волки выли в лесу.


Алик мыл руки мылом. Такой чистый ребенок мил всем.


Мать просеяла муку через сито. Животное у хорошего хозяина всегда сыто.

Прилагательные с мягкой основой мы предлагаем учащимся заучивать наизусть, предварительно распределив по значениям.


  1. Ближний – дальний;

внешний – внутренний;

верхний – нижний;

передний – задний;

утренний – вечерний;

весенний – осенний;

вчерашний – сегодняшний ( завтрашний);

прежний – теперешний;

ранний – поздний.

  1. Давний, давнишний, древний. Крайний, последний.


  1. Домашний, здешний, лишний, порожний, посторонний, прошлогодний, синий, соседний.


Подбираем пословицы с такими прилагательными : Ласковое слово – что весенний день. Осенний день год кормит. Лишнее говорить – только себе вредить. Летний день – за зимнюю неделю. Сегодняшний гнев не храни до завтра.


Смешение на письме букв ш и щ в суффиксах причастий легко предупредить, пользуясь правилом, согласно которому суффиксы причастий настоящего времени –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- всегда пишутся с буквой щ ( читающий), а в причастиях прошедшего времени пишется ш ( читавший). Для объяснения подобных ошибок в корне слова нет правил в учебнике. Мы систематизировали примеры и показываем учащимся закономерность чередований согласных звуков:


Т – Щ

похитить – похищать – похищение

светить – освещать – освещение

возвратить – возвращать – возвращение

посетить – посещать - посещение



СК – Щ

доска – дощечка

искать – ищет

треск – трещать


СТ – Щ


пустить – пущу

блестеть – блещут

простой – проще

чистый - чище


Часто учащиеся пишут так, как они слышат, путая звонкие и глухие согласные : «дуп», « лехкий», « гипкий», « реский», « козьба».

Для усвоения приемов проверки написания глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора родственных слов предлагаем упражнения.


  1. Вставить вместо точек пропущенные буквы.


Дру… говорит ре…ко, а вра… ласково. О брянский ду… фашист сломал зу… . Советский наро… моло…, в руках у него серп и моло… .


  1. Подобрать проверочные слова к словам : друг, резко, враг, дуб, зуб, народ, молод.


  1. Составить предложения со словами резко, просьба, вокзал, косьба, гибкий.


Основной причиной ошибок в словах с непроизносимыми согласными является отсутствие у учащихся необходимого лексического запаса, из которого они могли бы подобрать проверочные слова. Поэтому в процессе работы над ошибками необходимо постоянно обогащать словарный запас учеников, предлагать им самостоятельно или с помощью словаря подбирать к словам с непроизносимыми согласными как можно больше родственных слов, например : известно, известный – известие, весть; грустный – грустить, грусть; жалостный, безжалостный – жалость; местный, местность – место; корыстный, бескорыстный, бескорыстно – корысть; ненастный – ненастье; радостный, радостно, безрадостный – радость; сердце – сердечно, сердечко; поздний, поздно – опаздывать и т. д.

Затем включаем слова с непроизносимыми согласными в упражнения.


  1. Найдите в пословицах слова с непроизносимыми согласными, подберите к ним проверочные слова.


Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою. Человек трудолюбивый – самый счастливый. Мир освещается солнцем, а человек – знанием. Лучше быть честным в бедности, чум бесчестным в богатстве.


  1. Вместо точек вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.


Умный надеется на себя, глупец – на счас…ливый случай. Правда рано или поз…но восторжествует. Народ – со..нце земли. Вора выручишь – чес…ного погубишт. Добрая совесть злому ненавис…на. Кто о коне не заботится, тот наез…ником не станет.


  1. Составьте предложения со словами известный, грустный, ненастный, радостный, доблестный.


Если учащиеся смешивают буквы о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц , мы предлагаем следующие задания.

  1. Поставьте ударения в существительных. Объясните правописание о и е после шипящих и ц.


Не заслонишь солнца рукавицей, не убьешь молодца небылицей. Над другим не смейся, сам посмешищем будешь. Не будь овцой, так и волк не съест.


  1. Допишите окончания существительных.


Проголодаешься, так и ржаной хлеб калач…м покажется. Плач…м горю не

поможешь. Работа и урода и молодц..м сделает. С умелым бойц…м победа дру-

жит.


  1. Составьте предложения со словами боец, храбрец, Маша, Сережа в творительном

падеже.


В результате целенаправленной работы над ошибками, использования различных приемов при повторении и закреплении трудных для учащихся школ с нерусским языком обучения правил правописания осуществляется принцип сознательности в обучении. Работа над ошибками органично сочетается с развитием речи и обогащением словарного запаса школьников.


Нуртазина Гузаль Идрисовна Учитель русского языка и литературы

КГУ ООШ №115 им. Д. Бабаева г. Алматы









Сегодня БОГ проснулся утром рано.

Он жалобы и стоны прочитал,

Желаемое в сердце наливал.

Но не у всех открыто было сердце,

И место есть у чуда не у всех.

То завистью, враждой подперта дверца,

То жадность не дает налить успех.

А кого-то до краев разлита

Печаль и безысходность- вот беда!

И БОГ жалел, что сердце это скрыто,

Любви хотел налить, да вот куда?

И БОГ грустил, что люди не умеют

Сердца и души чистить от обид.

Они с годами в сердце каменеют,

И сердце превращается в гранит.

Но БОГ ходил, смотрел и улыбался,

Когда сердца влюбленные встречал.

Он брал кувшин и от души старался:

Им счастье в сердце бережно вливал.

А люди постепенно расплескали

Подаренную БОГОМ благодать

И всех вокруг в утрате обвиняли,

Забыв в самих себе вину искать.

Ведь если б мы могли прощать и верить,

Любить, благодарить и отпускать,

То БОГ бы мог не каплей счастье мерить,-

Кувшин волшебный мог бы весь отдать.

Сегодня БОГ проснулся на рассвете.

Огромный ящик с просьбами у ног.

А рядом лишь один – без просьб – конвертик:

« БЛАГОДАРЮ ЗА ВСЕ ТЕБЯ, МОЙ БОГ!»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над орфографическими ошибками учащихся национальной школы

Автор: Нуртазина Гузаль Идрисовна,

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Урок Ярмарка "
    ["seo_title"] => string(13) "urok-iarmarka"
    ["file_id"] => string(6) "128182"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415452868"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Развитие творческих способностей в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(58) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "218611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433850373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства