Электронное пособие по русскому языку «Работа над ошибками в начальной школе»
Электронное пособие по русскому языку «Работа над ошибками в начальной школе»
Орфографическая грамотность — это составная часть языковой культуры. В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Поэтому уже со второго полугодия 1 класса следует начинать систематическую работу учащихся над ошибками. Одна из причин, порождающих ошибки: ребёнок не видит орфограммы, либо видит, но ошибочно её определяет.
Для эффективной организации работы над ошибками и разработано электронное пособие по русскому языку «Работа над ошибками в начальных классах». Пособие помогает организовать работу так, что все ошибки, допущенные учеником, им же исправляются и объясняются.
В пособие включены все орфограммы начальной школы. Каждая орфограмма подробно описана, дан алгоритм выполнения работы над ошибками и образец выполнения. Орфограммы имеют нумерацию. При проверке тетрадей, на полях, ученикам я ставлю номер из памятки. А дети, ориентируясь на этот номер, выполняют работу над ошибками по памятке. Постепенно усложняю. Ставлю ошибку без номера. Дети сами должны определить орфограмму на которую допущена ошибка, поставить номер из памятки и выполнить работу по данному алгоритму. Это позволяет проводить дифференцированный подход: «слабым» учащимся при обнаружении учителем ошибки указывается номер орфограммы, что позволяет развивать орфографическую зоркость учеников, «сильные» же дети самостоятельно по памятке находят нужную орфограмму и выполняют работу над ошибками.
Пособие помогает правильно и чётко организовать индивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Электронное пособие по русскому языку «Работа над ошибками в начальной школе» »
МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа №2»
Электронное пособие по русскому языку
«РАБОТА НАД ОШИБКАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Автор : Белоус Дина Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «РСОШ №2»
Список орфограмм
1. Заглавная буква в начале предложения.
2. Слоги.
3. Перенос слова.
4. Мягкий знак-показатель мягкости согласных.
5. Жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн-.
6. Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
7. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
8. Большая буква в именах собственных.
9. Удвоенная согласная.
10. Проверяемая безударная гласная в корне слова.
11. Разделительный «ь».
12. Предлоги.
Список орфограмм
13. Ошибка на замену и пропуск букв.
14. Ошибки в составлении и разборе предложений.
15. Непроизносимые согласные в корне слова.
16. Разбор слов по составу.
17. «Не» с глаголом.
18. Разделительный «ъ».
19. «ь» в конце существительных после шипящих.
20. Безударные, падежные окончания имён существительных.
21. Безударные, падежные окончания имён прилагательных.
22. Безударные личные окончания глаголов.
23. Окончания глаголов 2 лица ед.ч.
24. Суффиксы глаголов в прошедшем времени.
Заглавная буква в начале предложения
Правило
Что делать?
Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится «.» или «!», или «?»
Выпиши предложение правильно.
Придумай и запиши свое предложение.
Подчеркни ошибку .
( Прошло знойное лето.Наступила золотая осень. )
Слоги
Правило
Что делать?
Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.
Напиши слово.
Раздели на слоги.
Поставь ударение.
Подчеркни гласные.
( Сне-го-вик .)
Перенос слова
Правило
Что делать?
Слова переносим по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить одну букву на новую строку.
Напиши слово.
Покажи все способы для переноса.
( Де-рев-ня, груп-па )
Мягкий знак-показатель мягкости согласных.
Правило
Что делать?
Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков.
Напиши слово.
Подчеркни согласную вместе с «ь».
Допиши ещё два слова на данное правило.
( Радость, честь, сильная .)
Жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн-
Правило
Что делать?
Жи-ши пиши с буквой и . Ча-ща пиши с буквой а . Чу-щу пиши с буквой у .
Сочетания – чк-, -чн-, пишутся без мягкого знака.
Напиши слово правильно.
Допиши ещё два слова на это правило.
Выдели и подчеркни орфограмму.
( Карандаши,часы,чудо, дочка, ночной. )
Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Правило
Что делать?
Слова с непроверяемым написанием надо запомнить.
Напиши слово правильно 3 раза.
Поставь ударение, раздели на слоги.
Выдели «опасные» места.
( У/че/ник, у/че/ник, у/че/ник.)
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Правило
Что делать?
Чтобы проверить парный согласный по глухости и звонкости надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или согласный [н].
Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, деревень, клички животных пишутся с заглавной буквы.
Выпиши слово.
Придумай еще 2 слова на эту орфограмму.
( МорозовИван, рекаВолга, городМосква. )
Удвоенная согласная.
Правило
Что делать?
При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится.
Напиши слово правильно.
Выдели удвоенную согласную.
Запиши ещё 3 слова на данное правило.
( Класс, тонна, длинный. )
Проверяемая безударная гласная в корне слова.
Правило
Что делать?
Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.
Выпиши слово правильно.
Поставь ударение, обозначь безударную гласную.
Подбери проверочное слово и напиши его, обозначив ударение.
( Хвосты –хвост, сомы-сом. .)
Разделительный «ь».
Правило
Что делать?
Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Разделительный мягкий знак пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я,
Выпиши слово правильно.
Подчеркни разделительный «ь» знак, допиши ещё 2 слова на данное правило.
( Семья, вьюга, чутьё. )
Предлоги.
Правило
Что делать?
Предлоги пишутся раздельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.
Напиши слово с предлогом.
Поставь между словом и предлогом вопрос или слово.
( Всугроб – в (пышный) сугроб, надеревьях – на (чём?) деревьях.)
Ошибка на замену и пропуск букв.
Правило
Что делать?
Когда пишешь, проговаривай!
Выпиши слово.
Подчеркни в нем пропущенную букву.
( Белка, золотой, говорит. )
Ошибки в составлении и разборе предложений.
Правило
Что делать?
Составь и запиши предложение правильно.
Если необходимо сделай разбор.
предл. сущ. гл. прил. сущ.
( На ёлке сидел старый ворон. )
Непроизносимые согласные в корне слова.
Правило
Что делать?
В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять.
Напиши слово правильно.
Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко.
Выдели корень и орфограмму.
( Грустный –грусть. )
Разбор слов по составу.
Правило
Что делать?
1.У слова найти окончание.
2.Указать основу слова.
Выпиши слово.
Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме.
3.Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова)
4.Выделить приставки и суффиксы (если они есть).
«Не» с глаголом.
Правило
Что делать?
Не с глаголом пишется раздельно.
Выпиши глагол с не.
Запиши ещё два слова на это правило.
Подчеркни орфограмму.
( Непришёл, незахотел. )
Разделительный «ъ».
Правило
Что делать?
Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную и перед гласными е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно.
Выдели приставку, подчеркни ъ и гласную после него.
Запиши ещё два слова на эту орфограмму.
( Объезд, подъехал, съел. )
«ь» в конце существительных после шипящих.
Правило
Что делать?
Запомни:
женский род – ь
Напиши слово правильно, определи род.
Напиши ещё 2 слова на данное правило.
( Дочь, ночь–ж.р.,
мужской род ---.
Ключ, смерч– м.р.)
Безударные, падежные окончания имён существительных.