kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие орфографической зоркости младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема применения обобщающих моделей-алгоритмов для развития орфографической зоркости не нова. Проведенные исследования по данному вопросу и опыт школьного преподавания русского языка показали, что грамотное использование алгоритмических предписаний в значительной степени обеспечивает целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения правил, учит логике рассуждения, способствует более четкой дифференциации взаимосмешиваемых явлений при изучении нового материала. Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости младших школьников. »



Организация работы над ошибками

на уроках русского языка.

Из опыта работы учителя начальных классов О.В.Поповой.


Проблема применения обобщающих моделей-алгоритмов для развития орфографической зоркости не нова. Проведенные исследования по данному вопросу и опыт школьного преподавания русского языка показали, что грамотное использование алгоритмических предписаний в значительной степени обеспечивает целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения правил, учит логике рассуждения, способствует более четкой дифференциации взаимосмешиваемых явлений при изучении нового материала.

Так, при изучении общих понятий и общих подходов к решению более частных орфографических явлений используются алгоритмы поиска (нежесткие обобщенные предписания), цель которых – опознать, найти точку применения правила. Например, алгоритм поиска для обоснования большинства морфологических написаний может выглядеть так:

Особенность данного алгоритма, как видно, в том, что он не связан с изучением какой-либо одной орфографической темы или правила. Такая орфографическая памятка пригодна для выявления отдельных групп буквенных написаний, отражающих логику науки о языке. Она дает лишь общее направление в организации поисковой деятельности при выборе правил правописания и очень эффективна на первых этапах формирования обобщений наиболее высокого уровня, а кроме того, позволяет учащимся с самого начала изучения материала значительно сокращать зону поисковой деятельности и время, необходимое для формирования умений и навыков.

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. На основе общего алгоритма я разработала памятку-модель для обучающихся 2-4 классов “Работа над ошибками” . Приёмы самостоятельной работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми разнообразными. Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке-модели “Работа над ошибками” имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок может использоваться дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей, уровня отработанности орфограммы. На первом этапе выписываю номер орфограммы-ошибки на полях тетради, затем только отмечаю место ошибки, а тип орфограммы дети определяют уже самостоятельно. Алгоритм выполнения работы над ошибками активизирует мыслительную деятельность школьников, формирует у них умение сознательно применять изученные правила.





















Памятка для работы над ошибками

Орфограмма.

Алгоритм выполнения работы над ошибками.

Пример.

1.Пропуск, замена перестановка букв.

Напиши слово 3 раза, подчеркни букву.

весна весна весна

2. Мягкий знак- показатель мягкости.

Напиши слово 3 раза, подчеркни ь.

кольцо кольцо кольцо

3.Имена собственные.

Запиши слово правильно, подчеркни орфограмму.

город Выкса

4.Гласные после шипящих и ц.


Выдели часть слова с орфограммой, объясни написание.

машина

ключ ом

чёрный-ч[и] рнеть

5.Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН.

Запиши слово правильно 3 раза, подчеркни орфограмму.

тучка тучка тучка

6.Правописание предлогов.

Объясни написание, выдели предлог.

в лес- в густой лес

7.Разделительный Ь и

разделительный Ъ.

Выдели часть слова с орфограммой, объясни написание.


семья

подъезд

8. Проверяемые безударные гласные в корне.

Запиши проверочное слово, подчеркни орфограмму.


гора - горы

9.Непроверяемые написания.

Запиши слово правильно 3 раза, подчеркни орфограмму.

собака собака собака

10.Парные согласные в корне.

Запиши проверочное слово, подчеркни орфограмму.

шубка- шуба

11.Двойные согласные.

Выдели часть слова с орфограммой, объясни написание.

ванна

рассвет

сонный

12. Непроизносимые согласные в корне.

Объясни написание, подчеркни орфограмму.

лестница- сл. слово

поздний- опоздать

13.Мягкий знак после шипящих.

Определи часть речи, объясни написание.

ночь- сущ. ж.р.

идешь- гл. 2 л.

14.Безударные окончания имен существительных.

Определи склонение, падеж им. сущ., объясни написание окончания.

( о чем?) о скрипке- 1 скл., П.п., о земле

15.Безударные окончания имен прилагательных.

Объясни написание окончания по вопросу.

озером (каким?) глубоким

16.Безударные личные окончания глаголов.

Определи спряжение глагола, объясни написание окончания.

писать ( не искл., I спр.)- пишет

17.НЕ с глаголами.

Запиши слово правильно, подчеркни орфограмму.

не пишет- гл.

18.Правописание приставок.

Определи часть речи, объясни написание.

записал- гл.

19.Правописание суффиксов.

Определи часть речи, объясни написание.

Ключик- ключика( сущ.)

Замочек-замочка (сущ.)


20.Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Запиши предложение, объясни расстановку знаков препинания.

В саду росли яблони, груши

сливы.

21.Знаки препинания в сложном предложении.

Запиши предложение, объясни расстановку знаков препинания.

Лето пролетело, и


наступил учебный год.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие орфографической зоркости младших школьников.

Автор: Попова Ольга Валентиновна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 164039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Практический семинар по теме самообразования «Активные методы и формы обучения для развития орфографической зоркости младшего школьника»"
    ["seo_title"] => string(80) "prakticheskii_seminar_po_teme_samoobrazovaniia_aktivnye_metody_i_formy_obuchenii"
    ["file_id"] => string(6) "541302"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582798832"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Учебный проект «Развитие орфографической зоркости младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(71) "uchebnyi_proekt_razvitie_orfograficheskoi_zorkosti_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "611197"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1658292796"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) ""Приемы работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников""
    ["seo_title"] => string(79) "priemy_raboty_po_formirovaniiu_orfograficheskoi_zorkosti_u_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "622637"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1673288708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства