Проблема применения обобщающих моделей-алгоритмов для развития орфографической зоркости не нова. Проведенные исследования по данному вопросу и опыт школьного преподавания русского языка показали, что грамотное использование алгоритмических предписаний в значительной степени обеспечивает целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения правил, учит логике рассуждения, способствует более четкой дифференциации взаимосмешиваемых явлений при изучении нового материала.
Так, при изучении общих понятий и общих подходов к решению более частных орфографических явлений используются алгоритмы поиска (нежесткие обобщенные предписания), цель которых – опознать, найти точку применения правила. Например, алгоритм поиска для обоснования большинства морфологических написаний может выглядеть так:
Особенность данного алгоритма, как видно, в том, что он не связан с изучением какой-либо одной орфографической темы или правила. Такая орфографическая памятка пригодна для выявления отдельных групп буквенных написаний, отражающих логику науки о языке. Она дает лишь общее направление в организации поисковой деятельности при выборе правил правописания и очень эффективна на первых этапах формирования обобщений наиболее высокого уровня, а кроме того, позволяет учащимся с самого начала изучения материала значительно сокращать зону поисковой деятельности и время, необходимое для формирования умений и навыков.
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. На основе общего алгоритма я разработала памятку-модель для обучающихся 2-4 классов “Работа над ошибками” . Приёмы самостоятельной работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми разнообразными. Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке-модели “Работа над ошибками” имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок может использоваться дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей, уровня отработанности орфограммы. На первом этапе выписываю номер орфограммы-ошибки на полях тетради, затем только отмечаю место ошибки, а тип орфограммы дети определяют уже самостоятельно. Алгоритм выполнения работы над ошибками активизирует мыслительную деятельность школьников, формирует у них умение сознательно применять изученные правила.
Орфограмма. | Алгоритм выполнения работы над ошибками. | Пример. |
1.Пропуск, замена перестановка букв. | Напиши слово 3 раза, подчеркни букву. | весна весна весна |
2. Мягкий знак- показатель мягкости. | Напиши слово 3 раза, подчеркни ь. | кольцо кольцо кольцо |
3.Имена собственные. | Запиши слово правильно, подчеркни орфограмму. | город Выкса |
4.Гласные после шипящих и ц. | Выдели часть слова с орфограммой, объясни написание. | машина ключ ом чёрный-ч[и] рнеть |
5.Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН. | Запиши слово правильно 3 раза, подчеркни орфограмму. | тучка тучка тучка |
6.Правописание предлогов. | Объясни написание, выдели предлог. | в лес- в густой лес |
7.Разделительный Ь и разделительный Ъ. | Выдели часть слова с орфограммой, объясни написание. | семья подъезд |
8. Проверяемые безударные гласные в корне. | Запиши проверочное слово, подчеркни орфограмму. | гора - горы |
9.Непроверяемые написания. | Запиши слово правильно 3 раза, подчеркни орфограмму. | собака собака собака |
10.Парные согласные в корне. | Запиши проверочное слово, подчеркни орфограмму. | шубка- шуба |
11.Двойные согласные. | Выдели часть слова с орфограммой, объясни написание. | ванна рассвет сонный |
12. Непроизносимые согласные в корне. | Объясни написание, подчеркни орфограмму. | лестница- сл. слово поздний- опоздать |
13.Мягкий знак после шипящих. | Определи часть речи, объясни написание. | ночь- сущ. ж.р. идешь- гл. 2 л. |
14.Безударные окончания имен существительных. | Определи склонение, падеж им. сущ., объясни написание окончания. | ( о чем?) о скрипке- 1 скл., П.п., о земле |
15.Безударные окончания имен прилагательных. | Объясни написание окончания по вопросу. | озером (каким?) глубоким |
16.Безударные личные окончания глаголов. | Определи спряжение глагола, объясни написание окончания. | писать ( не искл., I спр.)- пишет |
17.НЕ с глаголами. | Запиши слово правильно, подчеркни орфограмму. | не пишет- гл. |
18.Правописание приставок. | Определи часть речи, объясни написание. | записал- гл. |
19.Правописание суффиксов. | Определи часть речи, объясни написание. | Ключик- ключика( сущ.) Замочек-замочка (сущ.) |
20.Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Запиши предложение, объясни расстановку знаков препинания. | В саду росли яблони, груши сливы. |
21.Знаки препинания в сложном предложении. | Запиши предложение, объясни расстановку знаков препинания. | Лето пролетело, и наступил учебный год. |