kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль задач в формировании познавательного интереса к математике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье показана роль задач в развитии интереса к изучению математики.

     В настоящее время задача стала целью и средством обучения учащихся математике.

     В последнее время учёные, передовые учителя направляют свои усилия на поиски путей максимальной активизации познавательной деятельности учащихся и эффективного управления ею. Поэтому возникла проблема определения функции задач в обучении, места, роли и целевого назначения отдельных типов задач и каждой конкретной задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль задач в формировании познавательного интереса к математике. »

МКОУ «Лицей села Верхний Мамон

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Жилякова Ирина Васильевна, учитель начальных классов.

Роль задач в формировании познавательного интереса к математике.

Роль и место задач в обучении математике исторически не оставалось неизменным. Долгие годы задача была целью обучения, при этом использовались, главным образом, задачи прикладного характера.

В настоящее время задача стала целью и средством обучения учащихся математике.

В последнее время учёные, передовые учителя направляют свои усилия на поиски путей максимальной активизации познавательной деятельности учащихся и эффективного управления ею. Поэтому возникла проблема определения функции задач в обучении, места, роли и целевого назначения отдельных типов задач и каждой конкретной задачи.

В работах Ю.М Колягина, К.И.Нешкова, А.Д.Семушина выделены основные функции задач - обучающая, воспитывающая, развивающая и контролирующая, - подчёркивается, что, хотя все эти функции взаимосвязаны, но в каждой конкретной задаче должна быть выделена ведущая функция, и учитель должен добиваться её реализации в первую очередь.

В общей системе обучения каждая из основных функций задач играет свою роль и имеет своё значение, но в этой статье основное внимание обратим на воспитывающую функцию, а именно на формирование интереса к математике.

Обычно для этого используют задачи практического характера, нестандартные задачи, рассматриваемые на внеклассных занятиях. Однако в последнее время исследователей-методистов привлекает возможность более эффективного использования задач как средства воспитания положительных мотивов учения в самой учебной деятельности. Отмечается, что положительная мотивация формируется , когда используются разные способы постановки задач, мотивируются цели постановки задач, дети осознают действия по решению задач и др.

Учёными отмечаются следующие типы задач, привлекающие интерес учащихся своим содержанием: занимательные, практические, задачи межпредметного характера, исторические, задачи-софизмы, проблемно-поисковые и исследовательские, организация эвристической деятельности. Как сопутствующий фактор отмечается перерастание интереса учащихся от задач к самому процессу изучения математики.

Но только сделав задачу объектом целенаправленных действий ученика, можно говорить об интересе ребёнка к задаче. Покажем условия, при которых задача становится предметом направленности интересов учащихся, при этом отметим: подачу задачи, её содержание и организацию деятельности по её решению.

Д. Пойа писал: «Если ученик делает грубые ошибки или до отчаяния медленно соображает, причина этого всегда одна: у него нет никакого желания решать задачи, нет желания даже как следует понять задачу: поэтому он не понял её. Поэтому учитель, серьёзно желающий помочь ученику должен возбудить его любознательность, пробудить в нём желание решать задачу. Некоторое время должно быть уделено «пусковому периоду, когда ученик настраивает себя, готовясь приступить к работе».

Формы подачи задачи могут быть разными. Исторические задачи подаются с исторической справкой об источнике заимствования задачи, о времени, в котором она появилась, об авторе, с чьим именем связана, об уровне развития математики в то время, о методах решения и т.д. Практические задачи мотивируются значимостью математики в жизни, на производстве, в других областях знания.

Каждая задача несёт в себе обучающую, воспитывающую и развивающую функции, главную из них надо раскрыть перед учениками. Если учитель не акцентирует внимание детей на особенностях задачи, то для учеников они остаются незамеченными, и задача при этом теряет и воспитательную, и развивающую функции.

Итак, момент включения учащихся в решение задачи является необходимым условием её решения. Познавательный интерес возникает у субъекта, когда он принимает объективную проблему как субъективную задачу, как объект мышления, так как при этом у него возникает познавательная потребность, этот внутренний источник интереса к познанию.

Решение любой задачи начинается со знакомства с её содержанием, которое может привлекать и не привлекать внимания учеников, создать и не создать эмоционально-познавательного отношения учащихся к их решению

Известно, что одних учеников привлекает занимательность задач, выраженная в сказочных сюжетах, парадоксальных фактах, интересующих детей (животных, ракет и др.). Других привлекают задачи с практическим межпредметным содержанием. Третьи находят удовольствие в решении нестандартных задач, в отыскании новых способов решения.

Многих учащихся привлекают не задачи, а организация деятельности по их решению. Оно может быть организовано: в форме соревнования на самого смекалистого, лучшего теоретика, лучшего практика и т. д. Работая в парах и группах , дети видят продуктивность совместного решения проблем, обсуждают ответы и решения товарищей. И хотя процесс формирования всякого умения_ индивидуальный процесс, зависящий от общего развития ребенка, но всякое новообразование происходит, формируется в сотрудничестве. В сотрудничестве ребёнок может всегда больше, чем самостоятельно, в сотрудничестве он сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается на более высокую ступень интеллектуальных возможностей.

Постепенное усложнение решаемых задач, постановка проблем, решение на сравнение, обобщение, классификацию ведёт к формированию умения решения задач, к постановке и разрешению проблем, к формированию приёмов умственной деятельности. В результате фронтальная деятельность уступает место развёрнутым ответам отдельных учеников, самостоятельной работе каждого.

На основании всего сказанного сформулируем требования к форме предъявления, содержанию задачи и организации деятельности по её решению с целью привлечения внимания учащихся к задаче.

  1. Задача должна быть правильно подана( учитель объясняет важность её решения для дальнейшего изучения предмета, для применения на практике и др.).

  2. Задача должна быть понятна детям (известны все термины, знакома ситуация, понятно требование)

  3. Задача должна быть посильна (у детей есть опыт решения подобных задач или он способен приобрести необходимые знания)

  4. Задача должна вызывать интерес за счёт хотя бы одного из условий:

  1. формулировки задачи;

  2. постановки вопроса;

  3. процесса решения

  4. разнообразных форм организации работы над задачей

Формируя познавательный интерес к математике у учащихся с помощью задач, выделим четыре уровня интереса, каждый из которых характеризуется направленностью на отдельные компоненты учебной деятельности: интерес, направленный на результат деятельности (результативный интерес), интерес, направленный на прикладные аспекты (прикладной интерес) интерес, направленный на способы решения задач (процессуальный интерес), интерес, направленный на способы теоретической деятельности ( теоретический интерес).

У учащихся начальной школы ярко выражены два уровня интереса: результативный и процессуальный.

Результативный уровень интереса характеризуется направленностью интереса на ответ. Учащихся этого уровня интереса привлекает занимательность, выраженная в сказочном сюжете задачи, историческом факте, математической игре. Деятельность они прекращают с получением ответа. Интерес этот не стоек, он исчезает как только прекращает действовать фактор занимательности. Наиболее важно сформировать процессуальный уровень интереса, который создаёт устойчивое положительное отношение к предмету математики. Интерес этих учеников связан с процессом решения задач. Решение задачи не прекращается с получением ответа, идёт поиск нескольких способов решения и выделения наиболее рационального, отыскание нового способа решения задачи.

Учеников результативного уровня интереса в классе обычно большинство и лишь несколько (1-2 ученика)- на процессуальном уровне интереса.

Чтобы организовать деятельность учащихся на уроке, способствующую развитию познавательного интереса к математике, необходимо опираться на интересы и склонности учащихся и всемерно их развивать.

Создать эмоциональную обстановку на уроке помогают задачи с занимательным, историческим, сказочным сюжетом, придать дух соревнования - математические игры и конкурсы. Занимательность является стимулом для включения учеников результативного уровня интереса в работу, а без вовлечения ребёнка в деятельность не может быть учения. Поэтому не нужно отказываться от занимательности на уроках, важно, чтобы она помогала в раскрытии содержания материала, в его отработке. Эта работа проводится на результативном уровне интереса.

Формируя процессуальный уровень интереса, необходимо особое внимание обращать на способ решения, показывать, как рациональный способ решения упрощает вычисления, поощрять нетрадиционные способы решения задач, предложенные учениками.

Литература

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.-М.:АПН РСФСР, 1956.-274 с.

  2. Пойа Д. Как решать задачу: Пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1961


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль задач в формировании познавательного интереса к математике.

Автор: Жилякова Ирина Васильевна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203868

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад «Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики»."
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ighra_kak_sriedstvo_aktivizatsii_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_na_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "461949"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521049580"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Роль современных технологий в повышении познавательного интереса на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(88) "rolsovriemiennykhtiekhnologhiivpovyshieniipoznavatielnoghointieriesanaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "270197"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451036733"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "104205"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402676754"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "«Интернет-конкурсы как способ повышения учебной мотивации и интереса к изучению математики и физики»"
    ["seo_title"] => string(80) "internet_konkursy_kak_sposob_povysheniia_uchebnoi_motivatsii_i_interesa_k_izuche"
    ["file_id"] => string(6) "479514"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1538507713"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "конспект урока математики по теме  "Признаки возрастания и убывания функции". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-priznaki-vozrastaniia-i-ubyvaniia-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "116382"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412439795"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства