kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Интернет-конкурсы как способ повышения учебной мотивации и интереса к изучению математики и физики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на заседании МО естественно-математических наук

 

 

по теме :

 

«Интернет-конкурсы как способ повышения учебной мотивации и интереса к изучению математики и физики»

 

 

 

 

             Доклад подготовила: учитель математики и физики

                                                                Липатова Галина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы и методы создания  мотивации на урояках:

    1. Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся. Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Например, всем хорошо известно, что лед плавает по поверхности воды. Объяснить суть данного явления можно с помощью закона Архимеда и условий плавания тел.
    2. Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает. Известно, что любое вещество может находится в одном из трех агрегатных состояний и знание особенностей поведения молекул и их взаимодействия в каждом состоянии позволяет объяснит множество физических явлений.
    3. Прием третий: создание проблемной ситуации. В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует.
    4. Использование занимательного сюжета. Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!
    5. Прием пятый: ролевой подход. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, исследователей разрабатывающих способ промышленного получения электроэнергии. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.

 

Все эти приемы хорошо реализуются с помощью компьютера и программного обеспечения и поддерживаются возможностями современных ИКТ-технологий. Использование ИКТ на уроках, это не только дань моде, но и эффективный фактор для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе или  с интерактивной доской, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере технологий. Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках и во внеурочное время, и это надо использовать, чтобы повысить знания по предмету. Ведь, Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, но нам важно, чтобы школьники использовали Интернет  как средство получения информации.

 

Компьютер в сочетании с хорошей обучающей программой обладает колоссальным потенциалом и даёт разнообразные возможности для формирования познавательного интереса на уроках физики:

  • использование изобразительных возможностей (анимация, видеофрагмент) и звука, которые позволяют  сделать содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным;
  • сопровождение преподавания учебного материала динамическими рисунками и моделями, использование которых позволяет   ученикам экспериментировать, рассматривать изучаемое явление с разных сторон
  • моделирование виртуальной научной реальности и исследование тех закономерностей, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
  • дополнение традиционного эксперимента, используя камеру;
  • иллюстрация того, что невозможно показать в силу различных обстоятельств (диффузию в твердых телах, электрические и магнитные поля, электромагнитные волны, характер движения молекул);
  • организация виртуальной лабораторной работы, которую нет возможности провести в реальных условиях. При проведении физического эксперимента эффективно работает программный продукт компании Физикон «Физика 7-11 класс». Одним из разделов этой программы является раздел «Лаборатория». В данный раздел включено множество лабораторных экспериментов, предусмотренных для проведения и демонстрации в программе школьного физического образования;  
  • стимулирование познавательного интереса к предмету с помощью  электронных презентации уроков не только преподавателя, но и с презентациями, созданными самими школьниками;
  • организация индивидуальной работы, для чего можно использовать различные кроссворды с подсказками.  Для этого подходит специальная программа по созданию кроссвордов. Составление кроссворда на заданную тему позволяет в частности, закрепить необходимые понятия. Кроссворды можно предложить школьникам выполнить дома на компьютере. Методика решения кроссворда такова:  ученики выбирают вопрос, появляется поле для ввода правильного ответа. В случае верного ответа, слово появляется в соответствующей клетке. Если какой-то вопрос вызывает затруднение, то можно вызвать подсказку, нажав на знак «?»;
  • проведение быстрого и эффективного тестирования знаний. При проверке знаний учащихся используется  программа «Конструктор тестов».  Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Программа поддерживает несколько типов вопросов (выбор единственного правильного ответа, выбор нескольких возможных правильных ответов, установка последовательности правильных ответов, установка соответствий ответов, ввод ответа вручную с клавиатуры), что позволяет проводить любые тесты. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики;

 

  • закрепление пройденного материала.   Главной особенностью информационных технологий является то, что они пригодны как для коллективной, так и для индивидуальной работы.     При закреплении пройденного материала в системе используются  различные физические игры, например, обучающая игра «КТО БЫСТРЕЕ?» предназначена для закрепления знаний по физике учащихся 7-8-ых классов, а также для проведения викторин и конкурсов (например, на приз «Лучшего путешественника по стране физики»).  
  • использование электронных пособий при обучении решению задач.  Для обучения школьников решению задач применимо электронное пособие «Курс физики ХХI века.», «1С:Репетитор.Физика.» и ее раздел «Задачи».  Обучаемый самостоятельно или в паре с другим учеником решает задачу на ПК, затем повторяет решение, отключив подсказки, решает вторую аналогичную задачу в тетради и проверяет свое решение, вызвав «шпаргалку», решает аналогичную задачу, составленную преподавателем, на оценку, или составляет аналогичную задачу и решает ее на оценку.

 

При проведении уроков физики с использованием  ИКТ эффективно можно использовать готовые программные продукты на СD-ROM: "Репетитор 1С", «Открытая физика», «Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс», «Виртуальная физическая лаборатория», «Физика.Просвещение».

 

 

 

  

Просмотр содержимого документа
««Интернет-конкурсы как способ повышения учебной мотивации и интереса к изучению математики и физики»»

Доклад на заседании МО естественно-математических наук





по теме :



«Интернет-конкурсы как способ повышения учебной мотивации и интереса к изучению математики и физики»









Доклад подготовила: учитель математики и физики

Липатова Галина Викторовна























Приемы и методы создания мотивации на урояках:

    1. Прием первый: апелляция к жизненному опыту учащихся. Этот прием заключается в том, что учитель обращает внимание учащихся на хорошо знакомые учащимся ситуации, понимание сути которых возможно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Например, всем хорошо известно, что лед плавает по поверхности воды. Объяснить суть данного явления можно с помощью закона Архимеда и условий плавания тел.

    2. Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает. Известно, что любое вещество может находится в одном из трех агрегатных состояний и знание особенностей поведения молекул и их взаимодействия в каждом состоянии позволяет объяснит множество физических явлений.
    3. Прием третий: создание проблемной ситуации. В педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна. А само по себе создание проблемной ситуации такого интереса вовсе не гарантирует.
    4. Использование занимательного сюжета. Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. В создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой — человек готов тратить значительные усилия на усвоение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!

    5. Прием пятый: ролевой подход. В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, исследователей разрабатывающих способ промышленного получения электроэнергии. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.



Все эти приемы хорошо реализуются с помощью компьютера и программного обеспечения и поддерживаются возможностями современных ИКТ-технологий. Использование ИКТ на уроках, это не только дань моде, но и эффективный фактор для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе или  с интерактивной доской, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере технологий. Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках и во внеурочное время, и это надо использовать, чтобы повысить знания по предмету. Ведь, Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, но нам важно, чтобы школьники использовали Интернет как средство получения информации.



Компьютер в сочетании с хорошей обучающей программой обладает колоссальным потенциалом и даёт разнообразные возможности для формирования познавательного интереса на уроках физики:
  • использование изобразительных возможностей (анимация, видеофрагмент) и звука, которые позволяют сделать содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным;

  • сопровождение преподавания учебного материала динамическими рисунками и моделями, использование которых позволяет ученикам экспериментировать, рассматривать изучаемое явление с разных сторон

  • моделирование виртуальной научной реальности и исследование тех закономерностей, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;

  • дополнение традиционного эксперимента, используя камеру;

  • иллюстрация того, что невозможно показать в силу различных обстоятельств (диффузию в твердых телах, электрические и магнитные поля, электромагнитные волны, характер движения молекул);

  • организация виртуальной лабораторной работы, которую нет возможности провести в реальных условиях. При проведении физического эксперимента эффективно работает программный продукт компании Физикон «Физика 7-11 класс». Одним из разделов этой программы является раздел «Лаборатория». В данный раздел включено множество лабораторных экспериментов, предусмотренных для проведения и демонстрации в программе школьного физического образования;

  • стимулирование познавательного интереса к предмету с помощью электронных презентации уроков не только преподавателя, но и с презентациями, созданными самими школьниками;

  • организация индивидуальной работы, для чего можно использовать различные кроссворды с подсказками. Для этого подходит специальная программа по созданию кроссвордов. Составление кроссворда на заданную тему позволяет в частности, закрепить необходимые понятия. Кроссворды можно предложить школьникам выполнить дома на компьютере. Методика решения кроссворда такова: ученики выбирают вопрос, появляется поле для ввода правильного ответа. В случае верного ответа, слово появляется в соответствующей клетке. Если какой-то вопрос вызывает затруднение, то можно вызвать подсказку, нажав на знак «?»;

  • проведение быстрого и эффективного тестирования знаний. При проверке знаний учащихся используется программа «Конструктор тестов». Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Программа поддерживает несколько типов вопросов (выбор единственного правильного ответа, выбор нескольких возможных правильных ответов, установка последовательности правильных ответов, установка соответствий ответов, ввод ответа вручную с клавиатуры), что позволяет проводить любые тесты. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики;



  • закрепление пройденного материала. Главной особенностью информационных технологий является то, что они пригодны как для коллективной, так и для индивидуальной работы. При закреплении пройденного материала в системе используются различные физические игры, например, обучающая игра «КТО БЫСТРЕЕ?» предназначена для закрепления знаний по физике учащихся 7-8-ых классов, а также для проведения викторин и конкурсов (например, на приз «Лучшего путешественника по стране физики»).

  • использование электронных пособий при обучении решению задач. Для обучения школьников решению задач применимо электронное пособие «Курс физики ХХI века.», «1С:Репетитор.Физика.» и ее раздел «Задачи». Обучаемый самостоятельно или в паре с другим учеником решает задачу на ПК, затем повторяет решение, отключив подсказки, решает вторую аналогичную задачу в тетради и проверяет свое решение, вызвав «шпаргалку», решает аналогичную задачу, составленную преподавателем, на оценку, или составляет аналогичную задачу и решает ее на оценку.



При проведении уроков физики с использованием ИКТ эффективно можно использовать готовые программные продукты на СD-ROM: "Репетитор 1С", «Открытая физика», «Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 класс», «Виртуальная физическая лаборатория», «Физика .Просвещение».





5






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Липатова Галина Викторовна

Дата: 02.10.2018

Номер свидетельства: 479514

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства