kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание на тему: "Профилактика суицидального поведения у детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении делается попытка рассказать родителям о причинах суицидального поведения у детей и о роли семьи в профилактике подобных проявлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: "Профилактика суицидального поведения у детей"»

Проблема детского суицида актуальна для современной школы, а значит, взрослые должны знать не только особенности и причины суицидального поведения детей, но и обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности в вопросах педагогической профилактики детских суицидов. Особенно это актуально в начальной школе, где проблемы только зарождаются, достигая своего апогея в подростковом и юношеском возрасте. Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя: суицидальные покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т. д.). Суицидальными попытками считают демонстративно- установочные действия, при которых человек чаще всего знает о безопасности совершаемого им акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни. Личностный смысл самоубийства может быть разным, поэтому ученые выделяют несколько видов суицидов: 
1. Протест или месть. Человек считает, что его никто не любит, никто не понимает. Агрессию обидчиков он переносит на себя. 
2. Призыв. Человек считает, что он никому не нужен, и своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о помощи. Цель суицида – изменить ситуацию с помощью других людей. 
3. Избегание. Человек испытывает страдание и считает, что дальше ему будет еще хуже, и он не в силах этого вынести. Смерть рассматривается как способ избежать страданий. 
4. Самонаказание. Человек совершил поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на "судью и подсудимого". Наказывая себя, он искупает свою вину. 
5. Отказ. Человек отказывается от жизни, если он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было. 
"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ". Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них нет понимания о том, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется. 
Выявление формирующихся аутоагрессивных тенденций 
Самоубийство – это всегда направление агрессии на себя, саморазрушение. Тенденции к аутоагрессивности формируются в детском возрасте. Негативную роль в появлении аутоагрессии ребенка играют перенесенные заболевания (инфекционные,  поражающие центральную нервную систему, неврологические, а также черепно-мозговые травмы). В этих случаях необходимо проконсультироваться у врачей, у которых наблюдается ребенок, может ли то или иное его заболевание повлиять на формирование суицидального поведения. Следует проанализировать реакции ребенка на конфликты, споры и ссоры, возникающие в семье, школе. Не звучат ли при этом у него высказывания следующего содержания: "мне все надоело", "мне надоело жить в таких условиях", "лучше не жить, чем жить с вами" (эта фраза – особенно острый сигнал и повод для  немедленного обращения к психологу, психотерапевту или психиатру). 
Особенности поведения – также  предмет внимательного наблюдения  взрослого. А именно: как ребенок реализует свои желания, и в частности те, которые осуществляются с трудом. Если он пытается при этом нанести себе вред (падает на пол, бьется головой, раздирает кожу на теле и т. п.), то это значит, что в стереотипе поведения преобладают аутоагрессивные тенденции. Такой способ реагирования может привести к демонстративно-шантажному виду поведения. 
АНАЛИЗИРУЯ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ РЕБЕНКА,СЛЕДУЕТ ЗАМЕЧАТЬ, НАСКОЛЬКО ОН СКЛОНЕН К САМООБВИНЕНИЮ – ЭТО ПРИЗНАК СФОРМИРОВАННОЙ ЗАНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКИ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНЬЮ АУТОАГРЕССИИ. 
Наблюдая за детской игрой, следует учитывать, на что направлена активность: на созидание или разрушение. Если в игре ребенок чаще ведет себя деструктивно (энергия направлена на разрушение) – ломает игрушки (даже самые любимые), сюжет игры связан с катастрофами, уничтожением, то высока вероятность, что при возникновении внутриличностных проблем, им субъективно воспринимаемых как непреодолимые, ребенок направит имеющуюся энергию разрушения на себя. Необходимо знать, что смотрит по телевизору и что читает ребенок, какие у него есть любимые герои, какую музыку он слушает. Таким образом, наблюдение за младшими школьниками дает взрослым представление о степени сформированности аутоагрессивных тенденций. При этом любое аутоагрессивное действие ребенка следует рассматривать как опасное для его жизни и здоровья. 
Роль семьи в формировании суицидального поведения ребенка 
Определяющую роль в формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи младшего школьника. 
Семейные факторы риска суицидального поведения детей: 

  • развод родителей;

  • смерть близкого человека; конфликты с родителями;

  • завышенные ожидания родителей от ребенка;

  • отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;

  • жестокое обращение с ребенком в семье;

  • отчужденность в детско-родительских отношениях.

Корень нарушений отношений в семье – неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком: "Неразвитость или незрелость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является одним из механизмов развития личностных аномалий. Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком  собственного “Я”"  . Чем младше ребенок, тем больше он зависит от семейного психологического климата. Проблема жестокого отношения играет немаловажную роль в принятии решения уйти из жизни. Психологическая сущность жестокости – "насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками… ребенка, унижение его  или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям"
В младшем школьном возрасте ребенок в силу возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от психологического и физического насилия со стороны родителей. Проведенные исследования обучающихся младшей школы и их родителей, направленное на выявление характера их общения друг с другом, показало, что "основная причина недовольства родителей своими детьми и, как следствие, подзатыльников, ругани, избиения их – неудовлетворение учебной деятельностью ребенка (отмечают 59% опрошенных родителей). Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания 38,5% родителей, а ругают и даже могут избить – 30,8%". Отчужденность в детско-родительских отношениях проявляется в следующем

  • в семье нет совместных занятий с ребенком, отсутствуют совместные формы проведения досуга;

  • ребенка не привлекают к обсуждению семейных проблем;

  • мнение ребенка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием;

  • не проявляется интереса к досугу ребенка;

  • отсутствует доверительный диалог;

  • отношения между родителями характеризуются конфликтностью.
    Вышеперечисленные семейные факторы риска суицидального поведения детей могут развивать депрессию, которая является причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте. Следует отметить, что у детей существует особая, "маскированная" депрессия, которая проявляется в прямо противоположном  поведении, а именно: прежде спокойный ребенок стал суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность; проявляет грубость, агрессию, не уделяет время домашним занятиям, может прогуливать школу, уходить из дома, пристрастится к наркотикам и т. д. Таким образом, нарочито демонстрируемая агрессия – типичная "маска" депрессии у детей и подростков. Если родители заметили признаки депрессии, необходимо: 

  • посетить психолога;

  • окружить его дома вниманием и заботой, продемонстрировать свою любовь и поддержку;

  • стараться, чтобы он как можно чаще испытывал чувство удовольствия и радости.
    Признаки депрессии: 

  • нарушение сна (бессонница или повышенная сонливость);

  • пищевые нарушения (полная потеря аппетита, обжорство, избирательность в еде, к примеру ест только один продукт или блюдо);

  • постоянные беспокойство, тревога; неряшливый вид (при обычной аккуратности ребенка);

  • усиление жалоб на плохое самочувствие;

  • частые смены настроения;

  • отдаление от семьи, друзей, замкнутость;

  • раздражительность;

  • снижение внимания, рассеянность, невозможность сосредоточиться;

  • потеря интереса к любимым занятиям;

  • вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;

  • резкое снижение успеваемости по всем, даже любимым предметам;

  • небрежное исполнение своих обязанностей по дому;

  • чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;

  • высказывания типа: "У меня все равно не получится", "Я это не смогу".

Главное что может удержать ребёнка от агрессии направленной на себя это понимание ценности своей жизни, вера в родительскую любовь и любимое занятие.

А сейчас, посмотрите пожалуйста на анкеты детей. Как ваш ребёнок ответил на вопросы о жизни?

Из ответов ребят видно, что 97% младших школьников воспринимают жизнь позитивно; 3% – имеют негативную жизненную установку, которая может быть постоянно такой или иметь ситуативный характер, например, в случае если ребенок чем-то расстроен, огорчен и т. д. 
В этих ответах легко обнаружить ведущие потребности ребенка: в любви и принятии, общении, любимом занятии. Их удовлетворение необходимо для сохранения психического здоровья. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родительское собрание на тему: "Профилактика суицидального поведения у детей"

Автор: Амелина Наталья Викторовна

Дата: 10.08.2016

Номер свидетельства: 338998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения  подростков в школе"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-piedaghoghichieskogho-proiekta-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276478"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452746675"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Работа с родителями по предупреждению суицида среди детей и подростков"
    ["seo_title"] => string(74) "rabota_s_roditeliami_po_preduprezhdeniiu_suitsida_sredi_detei_i_podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "483696"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1541467755"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Выступление на родительском собрании на тему: "Профилактика суицидов среди школьников". "
    ["seo_title"] => string(90) "vystuplieniie-na-roditiel-skom-sobranii-na-tiemu-profilaktika-suitsidov-sriedi-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "238606"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444590981"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Анализ работы социального педагога "
    ["seo_title"] => string(39) "analiz-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "136750"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417180412"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "План работы педагога-психолога на учебный год "
    ["seo_title"] => string(53) "plan-raboty-piedaghogha-psikhologha-na-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "118164"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413050297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства