kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на родительском собрании на тему: "Профилактика суицидов среди школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для педагогов-психологов, социальных педагогов школы, классных руководителей и других специалистов и представляет сорбой текст выступления на родительском собрании. В предлагаемом материале рассматриваются причины детских самоубийств, типы суицидального поведения, перечисляются симптьомы суицидального риска, мотивы суицидального поведения детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на родительском собрании на тему: "Профилактика суицидов среди школьников". »

По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, а также Российского статистического агентства, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. За последние 5 лет число ушедших из жизни от неестественных причин детей и подростков составило 112 тысяч.

За последние десятилетия в 3 раза возросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие из них стали жертвами преступлений. По данным прокурорского надзора, основной причиной усиления этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников, провоцирование несовершеннолетних на бегство и, нередко, толкавшее их к суициду.

По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12, 7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние 5 лет самоубийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних.

За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведённый Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, чёрствостью и безразличием окружающих.

Причем в 70% случаях речь идет о детях из вполне благополучных семей. Эксперты считают, что, кроме основных причин – конфликтов в семье и с окружающими людьми, – к решению уйти из жизни подростков подталкивает доступность алкоголя и наркотиков. По статистике, 60% российских самоубийц употребляли алкоголь перед тем, как свести счеты с жизнью. Для сравнения: в Западной Европе и США таких людей вдвое меньше.

Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики, от самоубийств ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. По данным научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, только в 2007 году суицид совершили почти три тысячи россиян в возрасте от 5 до 19 лет.

В последние годы наблюдается рост числа детских самоубийств. С точки зрения разных исследователей, пик суицидального поведения приходится на 15-19 лет, но и в возрасте с 6 до 12 лет число суицидальных попыток также увеличивается. Указанные обстоятельства и являются причиной нашего разговора.

В происхождении суицидального поведения в детском возрасте ведущая роль отводится нарушениям взаимоотношений в семье и наличию отягощённости психическими расстройствами со стороны родителей. Многие авторы в механизме суицидального акта всё же отдают предпочтение импульсивным действиям, реакции «короткого замыкания», истерическому и шантажному поведению. В результате многих исследований последних лет доказано, что в основе суицидального поведения у детей и подростков лежит депрессия, часто скрытая различными формами нарушения поведения.

Правильная оценка детского суицидального поведения осложняется тем обстоятельством, что в понимании ребёнка смерть не означает бесповоротного прекращения жизни, иногда отождествляется с иным существованием, не является необратимой, а суицидальная попытка не всегда однозначно свидетельствует о желании умереть. Понимание смерти у ребёнка приближается к таковому у взрослого только в середине подросткового возраста, когда суицидальные попытки преимущественно становятся направленными не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей. По данным некоторых исследователей, у детей число завершённых суицидов по отношению к попыткам равно 1:50, тогда как у взрослых 8:10, что обусловлено, по-видимому тем, что дети употребляют неподходящие средства для реализации своего стремления к смерти. Однако в работах многих психиатров содержатся указания на возможность применения крайне жестоких способов самоубийства у детей.

Из-за нерасчётливости, отсутствия знаний о способах самоубийства и особенностей растущего организма при суицидальных попытках в детстве очень велика возможность смертельного исхода, даже если смерть ребёнком запланирована не была. Все эти факты, как и очевидный рост числа самоубийств у детей и подростков диктуют необходимость раннего выявления суицидальных тенденций у детей.

Очень часто суицидальное поведение возникает на фоне достаточно продолжительного депрессивного состояния. При этом задолго до совершения попытки самоубийства в большинстве случаев имеют место отрывочные высказывания о бессмысленности жизни, желании умереть или угрозы самоубийства.

Кроме обдуманных суицидальных актов и намерений в детском возрасте имеют место и импульсивные суицидальные попытки, т.н. реакции типа «короткого замыкания», и демонстративными (или шантажными) суицидальными актами. Т.о. выделяется 3 типа суицидального поведения:

  1. демонстративное (привлечь внимание, испугать кого-либо);

  2. аффективное суицидальное поведение на фоне, как правило, семейной травмы;

  3. истинное, обдуманное, спланированное (ночное время, труднодоступное место).

Обдуманное суицидальное поведение включает в основном 3 стадии развития:

-стадия вопросов о смерти и смысле жизни,

-стадия высказываний о нежелании жить и

-собственно суицидальная попытка.

В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствие взрослых, втайне от них, и в дошкольном и младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер: дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванной с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, чтобы простудиться и умереть, упорно закрываются с головой одеялом, чтобы задохнуться во сне. В подростковом возрасте обдуманные попытки самоубийства часто совершаются путём отравления медикаментозными средствами и имеют более серьёзные последствия.

Импульсивные суицидальные действия (попытки выброситься из окна, перерезать вены, отравиться) могут возникнуть в связи с ничтожной психогенной провокацией: замечанием, запретом, наказанием и становятся явными в период психомоторного возбуждения, когда дети, рыдая, непрерывно двигаясь, вырываясь из рук родителей, срывая скатерти, шторы, бросая на пол посуду, крича, что больше «не могут так жить», «скучно», «невыносимо», «страшно», кричат, что убьют себя, но чаще просят убить их (например, «дать лекарство от жизни»).

Суицидальные действия по типу реакции «короткого замыкания» возникают на фоне длительной депрессии со снижением успеваемости и «школьной фобией». Поводом для совершения суицидальных действий являются очередная неудовлетворительная оценка, ссора с родными из-за неправильного поведения в школе или их требованиями возобновить посещение школы, т.е. обычная ситуация, многократно имевшая место и ранее. При этом до суицидальной попытки дети обычно не высказывают мыслей о самоубийстве. Суицидальное действие является мгновенным, но элемент демонстративности отсутствует: дети выпивают большое количество различных таблеток, пытаются перерезать вены, повеситься, отравиться газом.

Демонстративные суицидальные действия являются более частыми, возникают при преобладании чувства заброшенности и недостатка любви, связаны с неадекватной попыткой восстановить справедливость, вызвать жалость родителей. При этом суицидальная попытка ни в коем случае не означает для ребёнка окончания жизни. Характерной для демонстративных суицидальных действий является тенденция к их повторению в сходных жизненных ситуациях.

Несмотря на то, что взрослые часто сталкиваются с демонстративным поведением подростков, с которым связаны угрозы суицида, в т.ч. с целью манипуляций, в любом случае надо серьёзно относиться к такому поведению, т.к. у детей и подростков трудно провести границу между истинным и неистинным суицидальным поведением. Дети не всегда могут прогнозировать последствия поступков, поэтому нередко встречаются случаи «переигранной демонстрации».


Какие же события способствуют формированию суицидальных установок?
  1. Развод родителей (ценой своей жизни ребёнок пытается соединить семью).

  2. Сексуальные посягательства или насилие.

  3. Непринятие среди сверстников.

  4. Неразделённая любовь.

  5. Нежелательная беременность.

  6. Изменение места жительства.

  7. Снижение финансового и социального статуса семьи.

  8. Разрыв с сексуальным партнёром.

  9. Тяжёлая болезнь.


А вот каковы симптомы суицидального риска:

  1. Пониженное настроение, глубокая печаль.

  2. Резкие перепады настроения, повышенная чувствительность (раздражительность, плаксивость, особенно у мальчиков).

  3. Изменения в режиме сна (бессонница) и принятии пищи (отказ от пищи).

  4. Снижение энергетического тонуса организма (вялость, слабость, апатия, безразличие, прямых жалоб нет, но с нагрузкой ребёнок не справляется).

  5. Снижение работоспособности: ухудшение памяти, внимания, мышления (снижение успеваемости).

  6. Потеря интереса к занятиям, хобби, увлечениям. Всё бросает, наступает полная апатия.

  7. Социальная изоляция – отход от семьи и друзей.

  8. Негативный эмоциональный фон – чувство вины, обвинение себя за случившееся (в случае насилия). Негативные установки – пессимизм, безверие, мрачные переживания.

  9. Развитие аутоагрессии (агрессия направлена на себя) – попытка отдаться на откуп судьбе и езда на безумной скорости, передозировка препаратов, медикаментов, наркотиков).

10)Злоупотребление алкоголем, наркотиками, навязчивое курение.

11)Наличие писем, записок, высказываний о суициде.


Вопрос о мотивах суицидального поведения – это вопрос о том, зачем человек совершает самоубийство. В большинстве случаев мотивы самоубийств вполне жизненные и направлены к достижению какой-либо личной цели, особенно если попытка не приводит к летальному исходу и замысливается для того, чтобы оказать воздействие на окружающих. Речь идёт о 5 типах суицидального поведения.
  1. Протест. Смысл протеста заключается в непримиримости, желании наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.

  2. Избежание. Смысл его заключается в устранении себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжёлого заболевания.

  3. Призыв. Это желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: «Посмотрите, как мне плохо!»

  4. Самонаказание. Это протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.

  5. Отказ. Отказ означает полную капитуляцию, происходит сближение цели суицида с мотивом. Самоубийство планируется долго, решение рационально.


Ещё одной причиной такого количества суицидов явлетяся негативное влияние СМИ на подростков, прежде всего, телевидения, которое пропагандирует насилие и другие формы неадекватного поведения. Впрочем, роль катализатора может сыграть не только ТВ-передача, но и "добрый" совет собеседника в одном из так называемых виртуальных "клубов самоубийц". Интернет-порталы, где собирались люди, задумывающиеся над добровольным уходом из жизни, появились в нашей стране в начале 2000-х. На форумах и в блогах молодежь обсуждала способы ухода из жизни, искала себе партнеров по самоубийству, жаловалась на проблемы.

В России власти смотрели на такие клубы сквозь пальцы, пока в 2003 году не совершили парное самоубийство два члена такого клуба – жители Петербурга Евгений и Ольга. Сайты самоубийц начали закрывать. Впрочем, сегодня их снова можно найти в сети.


Своим выступлением хочу привлечь ваше внимание к тому, что у наших детей тоже есть проблемы, и мы не всегда их замечаем. А зачастую это приводит к тяжёлым последствиям. Поэтому призываю вас обратить внимание на детей и прислушаться к их проблемам и помочь в их разрешении.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Заколодняя Елена Григорьевна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238606


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2130 руб.
2660 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1500 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства