kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Регулятивные УУД на уроках русского языка в 3 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описываются регулятивные УУД и приводятся примеры заданий.  Затем использование регулятивных УУД на различных этапах урока с примерами из учебника русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Регулятивные УУД на уроках русского языка в 3 классе.»

Регулятивные УУД на уроках русского языка в 3 классе.

(УМК «Перспектива»)

Учитель высшей категории

МАОУ «Гимназия № 4»

Макунина Валентина Васильевна



Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д. Это заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.


Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по - старинке. Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая во внимание развивающие задачи.

Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Универсальный характер  УУД  проявляется в том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;

  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и  формирования  психологических способностей учащегося.



Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьников по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Язык - основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию

Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку и литературному чтению, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам.

Таким образом, русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

Остановимся на уроках русского языка. Как данное УУД можно формировать на разных этапах урока

К ним относятся:

  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»


 планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»


  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»


 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»;

«Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…»


 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

«Установи правильный порядок предложений в тексте»


  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

«Правильно ли оценил выполнение своего задания?..»,

«По каким критериям оценивали свою работу?»,

«Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно…».

«Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно




 волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

тренинговые упражнения психологического характера:

например: «Раз, два, три – слушай и смотри!

Три, два, раз – мы начнём сейчас выделение и двусложных и трехсложных слов,»

1.Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка во 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» предлагаю учащимся прочитать слово в транскрипции [сонце]. Сколько звуков, а букв. Подберите и запишите однокоренные слова (солнышко, солнечный). Выделите корень (-солн-). Произносится ли в слове звук [ л ], а пишется ли буква? Как называется звук, который не произносится, но пишется.

Приходим к выводу, что будем писать слова с непроизносимой согласной. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать, когда в словах пишется непроизносимый согласный»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы грамотно писать слова»).

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. 


2. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. На уроке русского языка в 3 классе по теме «Время глаголов», дети определяют, по какому принципу разделили слова, находят «лишнее слово», объясняют.

Шоссе, суббота, пассажир, солнце.

Читает, дружил, строит, идёт.

Ночной, мощный, хищный, молодой.

Отвечают на вопрос: «какую часть речи мы сейчас изучаем?» Обобщают знания о глаголе. Прогнозируют тему урока: научиться определять времена глаголов, изменять глаголы по временам.

На уроках составляют план работы при обобщении знаний и сравнивают с учебником , выдвигают гипотезы и сравнивают их с «узелками на память»

Стр 47 упр 82

3. На уроках дети, работая в парах или группах, получают задания, контролируют свою работу, работу товарища. Используем самопроверку, взаимопроверку. Критерии оценивания обговариваются.

Рефлексия по теме « Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих». Диктую слова: Врач, мелочь, ложь, ключ, товарищ, мощь, молодежь, полночь. Самопроверка по эталону (слайд).

Врач

Мелочь

Ложь

Ключ

Товарищ

Мощь

Молодежь

Полночь

Самооценка.

4. При выполнении индивидуальных заданий дети пользуются эталоном, который помогает видеть результат, дает возможность исправить ошибки и оценить свою работу 


6. Обучение оцениванию устных ответов целесообразно начинать с первого класса. При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.

Со второго класса вводится такая форма работы, как взаимопроверка:

(стр. 25 упр. 41) письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, словарный диктант одноклассника.

7.Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. В конце урока учащиеся заканчивают предложения: Я знаю… Я умею…Я могу…

8. Волевая саморегуляция начинается на этапе самоопределение к деятельности.

Концентрируют внимание стихи:

А сейчас проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте.

Всё ль в порядке:

Ручка. Книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5.

Динамические паузы.




Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах обучения русскому языку, начиная с периода обучения грамоте.

Регулятивные УУД обеспечивают способность регулировать свою деятельность: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Решению задачи формирования регулятивных УУД способствует постоянная новизна на уроке или в содержании, или в деятельности учеников, или в организационных формах, или в отношениях ученик –  учитель, ученик – ученик, ученик – группа.

Работа, направленная на успешное овладение всеми учащимися понятий, правил русского языка, открытие учащимися правил в ходе выполнения заданий поискового характера, сверка этого правила с вариантом учебника и корректировка в случае необходимости, включение новой единицы усвоения в новой связи и систему языка – одно из направлений в работе по формированию регулятивных УУД.

Научиться фиксировать внимание на цели деятельности и сохранять её школьнику помогают схемы, ребусы на начальном этапе обучения; план, шаги к умению

Формирование регулятивных УУД происходит на всех этапах урока и во всех видах деятельности: работе в парах, группе, при выполнении творческих заданий. Обдумывая решение таких учебных задач, ученик ставит цель, планирует свою деятельность, находит пути решения, выбирает наиболее удачный, а затем оценивает результаты и, если надо, корректирует свою работу.

Технология само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, само- и взаимооценки позволяет сформировать умения, которые способствуют достижению метапредметных результатов обучения.

Таким образом, можно выделить этапы урока, на которых формируются регулятивные УУД

Постановка учебной задачи.

  1. Спиши слова из народной песни, выдели орфограммы

Весна красна, на чём пришла?

На жердочке, на бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

  1. Выпиши словосочетания со словом «пришла», поставьте вопросы к именам существительным.

  2. В каком падеже стоят имена существительные.

Над какой темой мы сегодня будем работать

Построение проекта выхода из затруднения

  1. Объясняем словообразование слова «предложный». Сделайте предположение, почему предложный падеж получил такое название.

  2. Сравнение предположений со словами Ивана Ивановича.

  3. Обобщение знаний о предложном падеже по алгоритму определения падежа имени существительного


Первичное закрепление

 Упр. 65 стр.36

Проверка: чтение словосочетаний по цепочке.

Самопроверка. Поднимите руку у кого все правильно, кто допустил 1,2 ошибки. Кто больше?

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упр 68: работа в паре.

Эталон раздаю по мере выполнения упражнения.

Рефлексия деятельности

1.Заполнение таблицы. Проверка учителем

2. В конце урока учащиеся заканчивают предложения: Я знаю… Я умею…Я могу…


Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка

На уроках русского языка невозможно избежать следующих УУД:

  • Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

  • Умение определить границы знания и незнания;

  • Построение алгоритма действий;

  • Определение и формулирование цели;

  • Выдвижение гипотез и их обоснование;

  • Построение логической цепи рассуждений;

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;

  • Участие в диалоге, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

  • Контроль, оценка и коррекция своей деятельности.

Развивая регулятивные универсальные учебные действия, ученик научится:

         принимать и сохранять учебную задачу;

        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

      учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

   адекватно воспринимать оценку учителя;

     различать способ и результат действия;

       оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

       вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

        выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Получит возможность научиться:

        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

        преобразовывать практическую задачу в познавательную;

        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

       самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

      осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

       самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Регулятивные УУД на уроках русского языка в 3 классе.

Автор: Макунина Валентина Васильевна

Дата: 20.05.2018

Номер свидетельства: 470335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методическая разработка урока русского языка "Имя существительное" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422566946"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства