Просмотр содержимого документа
«Реализация проектной технологии в начальной школе»
Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе
Проектный метод входит в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее” (Е.С.Полат).
Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребёнок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
В начальной школе проект можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Он может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан на один урок или на весь учебный год. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.
Итак, вопросы, выбранной темы должны быть
- интересны и привлекательны для детей;
- полны смысла для школьников;
- должны вызывать любопытство, побуждать находить ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации;
- должны заставлять задуматься;
- формируют мыслительную деятельность на более высоком уровне.
Реализации проектной деятельности
Приведём пример проекта «Широкая Масленица» (для 4-го класса).
По продолжительности: среднесрочный (две недели). По количеству участников: групповой (участвует весь класс). По доминирующе деятельности: информационно-творческий (творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей; творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта; в лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах).
Актуальность проекта
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является «Масленица». Это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Основополагающий вопрос: «Почему русские люди чтут традиции и отмечают праздник Масленицы?»
Задачи проекта:
- изучение традиций проведения старинного праздника «Масленица»;
- воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
- разработка сценария праздника «Масленица»;
- проведение праздника через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщение всех участников к традиции проведения народного праздника «Масленица».
Этапы проведения проекта:
Подготовительный этап (обсуждение с учащимися идеи проекта и направлений работы, обеспечивающих создание запланированных продуктов проекта; распределение учащихся на 5 групп для выполнения различных видов работ ).
Этап практической работы(сбор и анализ информации по теме проекта, систематизация собранного материала, оформление общего группового продукта)
Заключительный этап (защита проекта):
- проведение классного часа со всеми участниками проекта;
- выступления учеников с рассказами о работе в проекте и демонстрацией созданных продуктов;
- подведение итогов и рефлексия результатов самостоятельной и коллективной творческой деятельности;
- проведение праздника.
Формы продуктов проектной деятельности:
- мультимедийная презентация «История и традиции празднования Масленицы»;
- «Сборник рецептов блинов»;
- «Сборник популярных масленичных игр и забав»;
- чучело Масленицы;
- праздник «Широкая Масленица».
В завершении проекта на территории школы состоялся праздник "Масленица", который провели учащиеся 4-го класса. На праздник были приглашены ученики 2-го класса. По старинной русской традиции были организованы масленичные игры и забавы: «Петушиные бои», «Золотые воротца», «Снежный лабиринт», «Перетягивание каната» и др. Закончился праздник дружным совместным чаепитием с блинами, организованным классными руководителями 2-го и 4-го классов.
Результаты проекта:приобщение учащихся к традиции проведения народного праздника Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, создание атмосферы радости и веселья, повышение познавательного интереса среди учеников к истории родной страны.
Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате проектной работы. Выполняя проект в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Список литературы
Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
Весенние праздники, игры и забавы для детей - В.М. Петров, Г.Н. Гришина, ТЦ Сфера, 2002.
Детские подвижные игры народов СССР: под редакцией Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988.
Давыдова М.А. – Спортивные мероприятия для школьников. – М.: ВАКО, 2007.
модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.;2002.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7, 2000.
Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.
Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.